Госдума ввела в России новые категории жилья. Что это значит
Содержание
Госдума ввела в России новые категории жилья. Что это значит
Госдума России в третьем, окончательном чтении приняла закон, который вводит поправки в Градостроительный и Жилищный кодексы, сообщается на сайте нижней палаты парламента. В законодательстве появятся две новые категории жилья — «многоквартирный дом» и «дом блокированной застройки».
- Согласно новому закону, дом блокированной застройки — это жилое здание, соединенное с другим домом или несколькими домами, стоящими в одном ряду, общими боковыми стенами (или одной общей боковой стеной) без каких-либо проемов. При этом такое здание должно иметь отдельный вход и выход на земельный участок.
- Многоквартирным домом, согласно новому закону, признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя общее имущество собственников. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого здания.
До вступления нововведений в силу (намечено на март 2022 года) в законодательстве остаются только три вида категорий жилья: жилой дом, квартира и комната. Для того чтобы установить правовой статус таких объектов, как таунхаус, лейнхаус или дуплекс, собственникам пока приходится обращаться в суд.
Принятый закон устраняет этот пробел: блокированные дома можно будет поставить на кадастровый учет и регистрировать права на них как на здание с назначением «жилое». Нововведение также исключает участие домов блокированной застройки в программах капремонта.
«Создается понятный и прозрачный правовой механизм. С одной стороны, это будет способствовать развитию малоэтажного жилищного строительства, а с другой — позволит не допустить появления новых проблемных домов и обманутых дольщиков», — прокомментировал новый закон глава Госдумы Вячеслав Володин.
Мнение участников загородного рынка
«Требования закона — минус для застройщика»
Воронцова Наталья, директор юридического департамента семейства компаний KASKAD Family:
— Законодатель закрепляет требования для ввода индивидуальных домов в границах многоквартирного жилого комплекса (МЖК) только в составе МЖК. Это требование закона является минусом для застройщика, так как готовые дома будут дожидаться ввода в эксплуатацию всего состава МЖК (или этапа), возможно, без, например, отопления, что может губительно сказаться на состоянии домов.
Важный момент — и то, что передача застройщиком индивидуального жилого дома с земельным участком дольщику по этому закону происходит только:
- после окончания строительства имущества общего пользования;
- при условии завершения строительства всех индивидуальных жилых домов МЖК, которые предусмотрены проектом;
- после постановки земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, на кадастровый учет.
«Закон стимулирует рынок загородного жилья»
Максим Лазовский, владелец строительной компании «Дом Лазовского»:
— Я приветствую данную инициативу и считаю, что принятие законопроекта простимулирует рынок загородного жилья. Отсутствие четкой законодательно определенной нормы в отношении таунхаусов останавливало от их строительства многие компании, и нашу в частности.
У населения нет возможности тратить большие суммы на строительство дома, а потребность в собственном доме есть, и она значительна. Средний располагаемый бюджет клиента сейчас составляет около 10 млн руб. Именно поэтому люди обращаются к ипотеке на строительство, так как приобретение готового дома требует большего бюджета.
Четкое определение дома блокированной застройки и порядка его ввода в эксплуатацию расширяет возможности домовладельца и закрепляет его обязанности и права. Закон расширяет и стимулирует рынок загородного жилья. При четком определении дома блокированной застройки мы сами выйдем на рынок таких объектов.
В конце ноября председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин предложил включить в программу расселения аварийного жилья дома блокированной застройки. По его мнению, это сделает условия расселения аварийного жилья в стране более справедливыми.
В Москве появится китайский агрегатор такси
Китайский агрегатор такси DiDi планирует расширить географию работы в России и рассматривает возможность выйти на московский рынок в начале 2022 года. Как выяснил Autonews.ru, руководство сервиса уже ведет переговоры с департаментом транспорта столицы. Об этом изданию сообщили источники, близкие к мэрии Москвы. Компания работает в России с 2020 года, начав запуск с Казани. Сейчас заказать такси через агрегатор DiDi можно еще в 37 городах, в том числе в Брянске, Тамбове, Уфе, Краснодаре, Саратове, Ставрополе и Костроме.
В DiDi прямо комментировать возможный выход в сегмент такси в Москве отказались. «Москва — крупнейший рынок в сегменте такси и райдхейлинга в России, и, безусловно, мы находим его привлекательным. Однако говорить о конкретных датах начала работы пока преждевременно. Мы будем делиться новостями по мере развития событий», — объяснила PR-директор DiDi в России Ирина Гущина.
По мнению опрошенных аналитиков, именно выход в столичный регион поможет выйти DiDi на более высокую рентабельность, однако борьба с основным игроком в лице Яндекс.Go потребует значительных инвестиций.
Высокая конкуренция и возможный демпинг
В настоящее время подавляющее большинство поездок в Москве пользователи совершают при помощи сервиса «Яндекс.Такси», которое недавно переименовали в Яндекс.Go. По данным департамента транспорта Москвы, по итогам 2020 года на «Яндекс» приходилось 71,8% поездок. На втором месте — «Ситимобил» — 19,2%. У Gett доля от заказов составила 6,3%. Остальные поделили между собой небольшие сервисы и приложения, включая «Везет» и InDriver. При этом, согласно данным ФАС, всего в Москве и области в 2020 году был зарегистрирован 31 бренд такси-агрегаторов на 24 юрлица и 5 — на ИП. [1]
Аналитик Владимир Беспалов в беседе с Autonews.ru отметил, что для развития бизнеса выход в Москву и Мособласть для DiDi необходим.
Новости 20 июня 2021 Стало известно, что именно инспекторы проверяют у таксистов
Новости 23 марта 2021 Власти Москвы назвали самые частые нарушения правил таксистами
«Москва — это самый большой и платежеспособный рынок, — отметил Беспалов. — Однако здесь сильные конкуренты. Чтобы выглядеть на их фоне более привлекательно на первых порах инструмент только один — это привлекательная цена для пассажиров и вознаграждение за поездку для водителей. В первую очередь клиенты будут смотреть на скорость подачи и цену, потому первым шагом станет завоевание как можно большего количества водителей. Если у компании есть план закрепиться на рынке, будут нужны большие инвестиции в развитие».
Также Беспалов отметил, что в Китае компания известна своими технологичными решениями для такси. Однако пока признает, что реализовать их в России в таких же объемах возможности нет.
«Цены на такси сейчас растут из-за недостатка машин и водителей, — рассуждает Беспалов. — У DiDi в России нет своего приложения, своих машин. Работать придется точно с таким же автопарком, теми же водителями и клиентами. И стратегия пока может быть только одна — предлагать сниженную стоимость поездки, чтобы набрать аудиторию».
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус напомнил, что в России у DiDi пока есть только опыт работы в регионах. По его оценке, условия и правила работы в Москве и Московской области значительно отличаются.
«Если в регионах таксисты могут работать «в серую», то в столице это просто невозможно, — отметил Швагерус. — Также в московском регионе в экспериментальном порядке работает цифровой профиль для водителей такси, а обезличенные данные о поездках сервисы обязаны передавать в департамент транспорта. DiDi сможет успешно интегрироваться в московский рынок, если завоевание его доли будет основано не только на привлечении водителей и пассажиров, но и на полезных технологических новшествах для водителей и пассажиров».
В качестве примера Швагерус назвал развитие таких направлений, как сбор биометрических данных и доступ к управлению машиной по QR-кодам одобренных и зарегистрированных в системе водителей. Также эксперт назвал еще несколько факторов, которые стоит учесть агрегатору.
«Чтобы водителям сервиса было интересно постоянно работать с новым агрегатором, стоит выплачивать им минимальную заработную плату. Потому что доплаты и гарантии сегодня есть, а завтра их уже нет, водителям также нужна юридическая поддержка. Обязательно необходимо застраховать свою ответственность перед пассажиром и водителями — сейчас агрегаторы делают это добровольно. Максимальная сумма выплат — 2 млн рублей. В регионах у DiDi такой страховки нет», — высказал мнение Швагерус.
В заключение Швагерус отметил, что любая дополнительная конкуренция выгодна пассажирам.
В том, что именно демпинг первое врем станет основным инструментом DiDi, уверен глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. «Сначала сервис будет щедро использовать китайские инвестиции — у водителей будут доплаты, а у клиентов — скидки. Как только получится закрепиться, то они могут выкупить долю небольшого игрока, например, Gett. И с его помощью занять 3-5% от рынка», — предположил Щербинин.
Он также добавил, что составить конкуренцию Яндекс.Go будет сложно, поскольку водителям удобно пользоваться их навигатором, по которому нельзя ездить по другим заказам.
Вариант с электротакси
Новости о планах по заходу в Москву сервиса DiDi совпали с презентацией электромобиля D1 на форуме «Nobel vision. Open innovations 2.0» в Сколково. D1 разработали специально для такси в сотрудничестве с производителем BYD. Его главное отличие — система «DiDi умный водитель», которая, к примеру, позволяет принимать заказы только авторизированным в системе таксистам. Логично сделать вывод, что таким шагом компания говорит о еще одном потенциальном направлении, которое может быть потенциально интересно московским властям.
Однако, как обратил внимание вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, пока в Москве недостаточно инфраструктуры для оперативной подзарядки таких электрокаров. Он также уверен, что на первых порах DiDi будет использовать именно жесткий демпинг.
«У них есть китайские инвестиции. Но во многих регионах изначальная невысокая комиссия для водителей уже выросла. Кроме того, остается открытым вопрос с хранением личных данных — разрабатываемый сейчас закон о такси поддерживает участие на рынке только местных игроков, то есть с российскими офисами, которые будут хранить данные о пользователей на российских серверах. В текущей ситуации сервис будет составлять конкуренцию не «Яндексу», а более мелким игрокам», — отметил Шапарин.
Цены на такси растут
Ранее в дептрансе посчитали, что 91% москвичей заказывают такси через «Яндекс» и «Ситимобил». Три самых популярных модели автомобилей такси — Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo. Средний чек на поездку в 2018 году составил 473 рубля, в 2019 году — 448 рублей, а в 2020 году — 434 рубля. Средний доход водителя при этом составляет 40-62 тыс. рублей.
При этом в конце 2021 года пассажиры пожаловались на подорожание стоимости поездок в московском такси. Как объяснили в «Яндексе» это связано с ростом спроса и одновременную нехватку таксистов. В компании также объявили, что поднимут тарифы со 2 января 2022 года. Такой ход должен привлечь новых водителей. К примеру, по тарифу «Эконом» стоимость километра пути по городу вырастет до 10 руб. (+2 руб.), поездка минуты по тарифу «Комфорт» вырастет до 12 руб. (+1 руб.), а «Комфорт+» — до 14 руб. (+1 рубль).
В 2021 году Центр цифровой экспертизы Роскачества сообщил, что «Яндекс» приобрел мобильные приложения для заказа такси «Везет» и «Рутакси», что увеличило его общую долю и сделало абсолютным лидером по присутствию на рынке: 40% в целом и 67% среди агрегаторов.
Как горячие источники изменят жизнь тюменцев и почему нам нужны туристы: интервью с главой департамента инвестполитики
Этот человек хорошо знаком большинству тюменских бизнесменов — именно он помогает развивать экономику региона и спасать чужой бизнес. Его силами в область заходят крупные зарубежные компании, строятся индустриальные парки, а иностранные инвесторы узнают о первом городе Сибири. Речь об Антоне Машукове, который возглавляет департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства. Как он «продает идею» бизнесменам из-за рубежа, почему развитие туризма важно для нашей области и откуда у департамента деньги на поддержку предпринимателей в период коронакризиса? Об этом и не только в нашем эксклюзивном интервью.
Роскошный или скромный кабинет — где принимает важные решения глава департамента?
С Антоном Машуковым мы встречаемся в его кабинете в красивом здании на Республики, 24. Том самом, где больше века назад жил Герой Советского Союза Виктор Бугаев. Кабинет Машукова удивляет — небольшая светлая комната с двумя столами, стеллажом под книги с документами и шкафом. Довольно скромно для человека, занимающего такой высокий пост. Зато в приемной, прямо перед входом в его кабинет, располагается небольшая библиотека. Здесь лежат книги, которые любит и читает команда Машукова. Среди них можно найти и «Как чашка за чашкой строилась Starbucks» Шульца, и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.
Мини-библиотека, созданная собственными силами, в департаменте появилась недавно. Антон Машуков принес из дома около 20 своих книг.
«У нас всё по-взрослому — ведем учет изданиям. Ведомость прибытия-убытия книг для порядка», — говорит он
Как юрист «вырос» до главы департамента
Разговор начинается со знакомства. Антон Машуков рассказывает, как вообще оказался в департаменте и чем занимается вот уже десять лет. Его карьера началась еще во время студенчества с должности юриста. Однажды он прогулял пары, чтобы явиться в суд. Но сделал это Антон Машуков не тая, открыто заявив преподавателю о своем намерении. Проблем с тех пор, как он сам признается, с учебой не возникало.
Сейчас мужчине . С юриста он «вырос» до главы департамента, успев побывать председателем Молодежного общества защиты прав потребителей, начальником отдела информации в Инвестиционном агентстве и заместителем начальника Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка. Также в его послужном списке — должности председателя комитета по инновациям и гендиректора в АНО «Агентство развития научно-образовательных проектов».
Учиться Антон Машуков не перестал. Сейчас он проходит обучение по программе Executive MBA. И буквально за день до интервью делал по нему домашнее задание, во время которого объяснял, что самое главное — это обеспечить комфорт для предпринимателя (иначе он уйдет и не вернется).
— Почему именно департамент инвестиций?
— В структуру поддержки я попал давно — больше десяти лет назад. Одно из первых мест моей работы — инвестиционное агентство. Там я был начальником отдела. И после этого вся моя профессиональная деятельность была так или иначе связана с предпринимательством. Я на самом деле люблю и очень уважаю предпринимателей. Это люди, которые создают что-то. И у меня это вызывает огромное уважение. Человек готов пойти на риск, что-то сделать, терпеть трудности, которые определенно точно бывают на начальных этапах. И в большинстве своем предприниматели — это очень интересные люди. Я даже помимо работы и в жизни стараюсь общаться с предпринимателями. Мне это самому интересно.
— У вас было свое дело когда-нибудь?
— Не совсем. Когда я учился в университете, на третьем курсе мы с друзьями создали некоммерческую общественную организацию для защиты прав потребителей. И там мы на стыке работали: с одной стороны вели некоммерческую деятельность, с другой — оказывали юридические услуги. Потому что наше законодательство позволяет некоммерческим организациям оказывать платные услуги, если это всё направлено на решение тех задач, для которых она создана. То есть мы в любом случае развивали организацию, принимали новых людей, которые тоже защищали права потребителей. Это был некий предпринимательский опыт. И, на самом деле, даже стартаповский, потому что мы пошли и создали что-то свое.
— Когда возглавили департамент, у вас были трудности? Какие-то волнительные моменты?
— Да нет (хихикает). Мне всё понятно было, я же говорю — работаю в этом направлении. За это время не было такого, чтобы меня какой-то вопрос завел в тупик. Понятно, что антураж вокруг пандемии был своеобразный, прогнозы были тоже разные. Но опять-таки все эти вводные я хорошо понимал. И говорил и говорю сейчас, что мои экономические прогнозы по Тюменской области по большей части позитивные. Потому что те ключевые перемены, от которых зависит развитие региона, сейчас на восходящем тренде. Это и уменьшение заболеваемости, и цены на нефть, низкие ставки по кредитам и другие факторы. Если, конечно, никакой больше катастрофы не случится — никто никого не съест и не заболеет чем-то новым.
Мороз, нефть, девушки в нефти.
— Наверное, надо сильно любить Тюменскую область, чтобы ее продвигать и привлекать инвесторов?
— () Есть, на самом деле, города, не стану их перечислять, которые любить намного сложнее. Я не знаю, мне здесь хорошо. Мне здесь нравится. Про инвесторов скажу так: ты же должен верить в то, что продаешь. Если приходишь и продаешь пылесос, хотя знаешь, что он плохой — значит, ты либо гений, либо веришь, что он на самом деле хороший, классный. В этом отношении с Тюменью сравнительно несложно. Здесь действительно комфортно, легко начать бизнес. И когда ты эту идею продаешь, предприниматели приезжают сюда и понимают, что это не вымысел. Люди, которые здесь живут, в основном хотят жить здесь и дальше. Это очень важный критерий в инвестиционном климате. Инвестиционная привлекательность, на самом деле, не столько в форме поддержки. Это во многом про то, насколько в Тюмени людям хорошо. Если человеку грустно здесь жить, то он не будет и бизнес иметь в нашем городе. Либо он будет жить в одном городе, а вести бизнес у нас, но относиться к этой территории будет совсем иначе.
Антон Машуков любит общаться с бизнесменами не только по работе
— Видела на одном из мероприятий у вас презентацию про ассоциации с Тюменью у инвесторов. Там были перечислены газ, нефть, девушки в нефти. Приходилось вам как-то развенчивать мифы про Тюмень у иностранных инвесторов?
— Вообще идея с чем-то бороться — она не очень хорошая. Есть такое выражение: когда дует сильный ветер, надо строить не стену, а мельницу. Из любого стереотипа, который нам кажется не очень хорошим, если хорошо подумать и перевернуть, можно сделать какую-то хорошую идею. В той презентации и была речь об этом. Мысль в том, что те ассоциации, которые возникают с Тюменью, можно эксплуатировать на благо региона. Это нужно делать. Если говорить про газ и нефть, то у нас находятся все штаб-квартиры всех крупных компаний, научные центры, современные организации, где работают люди с высокими зарплатами и тратят деньги у нас (особенно в пандемию). Это всё можно превратить в туристическую историю. У людей есть запросы: они хотят посмотреть, где находится газ и нефть, увидеть буровую, окунуться в настоящую сибирскую зиму. И многое другое! Главная идея в том, что этот набор стереотипов действительно можно использовать. Зачем с ними бороться? Это годами накопленное представление людей, за этим правда что-то есть. Отчасти управление стереотипами — это тоже наша задача.
— Чем иностранным инвесторам интересна Тюмень?
— Иностранный инвестор, как и любой другой, очень расчетлив. Это бизнесмен, который суперклассно умеет считать деньги и понимать, где ему будет лучше. И в основном иностранные инвестиции случаются, когда в России есть какие-то недозаполненные ниши и есть возможность их занять. Если брать Центральную Россию, то там огромное количество иностранных инвестиций, связанных с потреблением. В Центральной России больше всего людей живет. И, естественно, там производят стиральные машины, автомобили и всё, что связано с тем огромным количеством людей, которые там находятся. Если говорить про Тюменскую область, то здесь логика другая. У нас есть газ и нефть, поэтому на территории работают Schlumberger и другие иностранные компании, которые производят продукцию для этой отрасли. Иностранный инвестор смотрит на ситуацию принципиально иным образом, чем локальный. Для него поле для инвестиций — весь мир. Поэтому это более сложный клиент. У него нет изначально любви к Тюмени. Он будет до последнего высчитывать всё, сравнивать рынки. Поэтому за Уралом не так уж и много иностранных инвесторов (условия и отрасли бизнеса другие).
— А с какими иностранными инвесторами сейчас идут переговоры? Какие компании могут зайти к нам в ближайшем будущем?
— Если они и есть, то я вам об этом не скажу. Потому что это такие ребята. Они тщательнее других следят за информационным полем, прочитают и скажут нам «нехорошо говорить об этом, пока нет никаких договоренностей и соглашений». Не скажу, что таких много, но такие есть.
Термальные курорты в Тюмени для богатых и не очень
— Окей. Какие перспективы у Тюменской области с туристической точки зрения. На что вы ориентируете инвесторов?
— В эту отрасль мы включаемся только с инвестиционной точки зрения. Где нужно предоставить льготы, сопроводить инвестора, подобрать земельный участок и так далее. Мы понимаем, что сейчас такой значительный этап, когда наши интересы пересекаются в велнес-туризме. Есть спрос, нужно найти инвестора и сделать ему классные условия. Чтобы у нас появились новые термальные курорты — современные, на разный чек и категорию людей. Неспроста у нас туризм — одно из главных инвестиционных направлений. Там есть куда инвестировать. Мы понимаем, какие это могут быть инвестиции. Это большая инфраструктура. Инвестиции с чеками не сто и не двести миллионов. Речь о миллиардах рублей. Инвесторы поменяли свое отношение к внутреннему туризму. Вдохновляющий пример — Сочи. Когда с нуля родилась огромная инфраструктура. Значит, что всё возможно — это не научная фантастика.
Видно, что Антон Машуков в хорошем смысле болеет своим делом. У него горели глаза, когда мы говорили про будущее Тюменской области
— Не всем тюменцам нравится наплыв туристов в область. Кто-то, оглядываясь на новогодние праздники, жалуется на подъем цен на горячие источники и огромные очереди в аквапарке. Почему туризм важен для нашего региона?
— Действительно, могут быть не очень довольные люди, которые видят много туристов в местах их пребывания, отдыха, ресторанах и так далее. Я буду говорить исключительно с точки зрения экономики. У меня здесь, как и у иностранных инвесторов, всё очень просто и цинично. Есть разные отрасли (туризм в их числе), где могут случиться большие инвестиции. Что это значит? Значит, экономика региона будет развиваться. А если будет развиваться экономика, то «конечный» тюменец, который думает «Зачем мне туристы?», сможет жить в комфортном городе, где строятся мосты, дороги, где есть новые поликлиники. Здесь экономика первична. От этого регион станет богаче. И люди, которые здесь живут, тоже. Туристы — это потребители. И мы знаем, как в туристических центрах работают предприниматели и всё продают приезжим.
— Откуда у департамента ресурсы на поддержку бизнесменов, когда из-за пандемии в регионе финансовые проблемы?
— Есть некоторые средства, накопленные в том числе в предыдущие годы. А еще благодаря тому, что мы регион, в котором присутствуют нефтегазовые компании. Такие, например, как «СИБУР». Они платят действительно много налогов. И позволяют многие задачи решать. В их числе — и поддержка малого и среднего предпринимательства. Ситуация, конечно, непростая. Но мы склонны считать, что не проиграли, хотя и уменьшилось число субъектов малого бизнеса. Потому что число людей, которые работают в малом и среднем бизнесе, даже приросло. При этом я понимаю, что интервью будут читать люди, которые закрыли свой бизнес в силу разных причин — и пандемии в том числе. Таким, наверное, будет казаться, что я излишне оптимистичен. Но если говорить по-честному, то просто время сильно ускорилось. И всё, что умирало до этого медленно, просто умерло за год. Тут, знаете, как у Талеба (американский писатель. — Прим. ред.). Закрывается один ресторан, для его собственника — это очень плохая новость. Но для ресторанного бизнеса — это нормально. Потому что остались те, кто были сильнее. Глобально мы практически не потеряли. Меры поддержки наши сработали. Всё, что можно было снизить по налогам, мы снизили. От чего могли отказаться — регион отказался.
— Каким бизнесменам вы помогаете охотнее? Кто в приоритете?
— Приоритеты быть должны. Всем помочь невозможно. Конечно, могут одновременно хотеть развиваться и термальные курорты, и кофейни, и, возможно, какое-то производство. Но мы должны задавать приоритеты. Поэтому разработали программу инвестиционного развития, указали основные отрасли, направления, по которым будет двигаться регион ближайшие пять лет.
— Вы сходу можете определить, какой бизнес-проект обречен на провал?
— Самое важное — не проект, а люди. Потому что проект самой тривиальной отрасли с крутой командой может поменять отрасль, сделать ее совершенно другой. Точно так же в обратную сторону работает. Гениальный проект может завалить команда неудачных фаундеров. Хотя может и казаться, что всё сошлось и обречено на успех. Я пришел к выводу, что главное — смотреть на людей. Бывает и такое, что у хорошей команды рождаются плохие проекты.
Антон Машуков часто устраивает бизнес-мероприятия, чтобы напрямую поговорить с предпринимателями и узнать, какие проблемы сейчас актуальны
Источник https://realty.rbc.ru/news/61bc716c9a794779133117a0
Источник https://www.autonews.ru/news/61bc52959a79476abfe17efc
Источник https://72.ru/text/business/2021/03/10/69790745/