Платежная карта; МИР; от СберБанка: особенности и специальные предложения
Содержание
Платежная карта «МИР» от СберБанка: особенности и специальные предложения
Всем россиянам, которые регулярно смотрят новости, уже известно, что правительство решило создать национальную платежную систему «МИР», после введения санкций со стороны Евросоюза. Проект разрабатывался, начиная с 2014 года, и вот уже ряд банков выпустил несколько тысяч карточек этой категории.
Однако все ждали, пока любимый многими Сбербанк начнет эмитировать карты национальной платежной системы. И в конце октября 2016 года банк порадовал россиян такой возможностью.
Тарифы
Давайте посмотрим, чем же платежная карта «МИР» Сбербанка отличается от привычных дебетовых Visa и MasterCard.
Ими так же можно рассчитываться в магазинах, оплачивать покупки в интернете, снимать деньги в банкомате и переводить со счета средства в другие банки или клиентам Сбербанка.
Итак, что же предлагает Сбербанк?
Эмитировано два продукта категории «МИР»:
- классическая дебетовка;
- пенсионная карта.
«Классика» практически ничем не отличается от стандартных Visa и MasterCard. Только вместо логотипов привычных платежных систем стоит логотип «МИР».
Различия между классической и пенсионной дебетовой картой заключаются в стоимости годового обслуживания.
Для пенсионеров цена годового обслуживания карточки «МИР» бесплатно, тогда как для обычных клиентов она составляет 750 рублей за первый год обслуживания карты, далее плата снижается до 450 рублей.
Для клиентов, состоящих в банке на зарплатном проекте, выпуск данных дебетовок может быть бесплатным (по специальной программе лояльности).
Еще ряд отличий карты «МИР» Сбербанка от международных платежных систем:
- на карты этой категории не имеют права накладывать блокировку (по ошибке, как это часто происходит с Visa);
- ей невозможно рассчитываться за товары или услуги за рубежом, действует только в пределах Российской Федерации;
- переводы с карт других банков доходят к получателю практически моментально.
И, естественно, бонусы – привычные клиентам Сбербанка. Это и программа «СПАСИБО», которая позволяет накапливать баллы за безналичные расчеты, и возможность снимать наличные в собственных банкоматах без комиссии.
Сбербанк предлагает карты этой системы без овердрафта, которые могут использоваться только как расчетные, но в дальнейшем планируется начать выпуск кредиток.
Получить их можно будет на стандартных условиях выдачи кредитных продуктов, хотя первым клиентам могут предложить программу лояльности в виде пониженной процентной ставки за обслуживание карты.
Достоинства и недостатки для физических лиц
Начнем с плюсов:
- нет страха перед тем, что карты международных систем заблокируют или перестанут принимать к обслуживанию – владельцев «МИР» это никак не затронет;
- выгодное снятие наличных;
- бонусы;
- выгодно для пенсионеров;
- стандартная плата за обслуживание;
- для пенсионеров – начисление процентов на остаток средств в размере 3,5%;
- карты принимают почти на всей территории страны, в том числе на территории Крыма;
- новейшие технологии безопасности данных (российские чипы).
С картой «МИР» работают привычные сервисы Сбербанка — «Мобильный банк» и личный кабинет «Сбербанк Онлайн».
Главный недостаток – она неудобна для использования для людей, которые привыкли часто ездить за границу, и оплачивать там покупки. Придется иметь для этих целей дополнительную карточку Visa или MasterCard – а это дополнительные накладные расходы.
Неприятно, но факт, – тем, кто часто делает покупки в зарубежных интернет-магазинах типа Amazon или EBay, оплатить покупки «МИРОМ» не получится. Валюта счета – только российский рубль, без возможности автоматической конвертации средств между счетами.
Заявки на получение карты от этой категории клиентов банк рассматривает индивидуально, и может отказать в выпуске карточки.
На страницах нашего сайта вы также узнаете все о кредитной карте Сбербанка со льготным периодом 50 дней! Расскажем о тарифах и процентных ставках.
А какими могут быть сроки погашения долга по кредитной карте Сбербанка? В этой статье найдете способы оплаты кредита и суммы штрафных санкций за просрочку платежа.
Несколько слов о возврате страховки после погашения кредита в Сбербанке! Какие для этого необходимы документы, читайте вот здесь: https://cursinfo.com/vozvrat-straxovki-v-sberbanke/.
Условия получения карточки
Несмотря на то что карточка изначально является дебетовой, к получателю все равно предъявляется ряд требований.
Это обязательное гражданство РФ и наличие постоянной регистрации в любом регионе.
Выдача производится лицам, не моложе 18 лет, хотя вскоре можно будет оформить карту «МИР» для подростков после получения ими паспорта (по специальному заявлению от родителей, которое нужно будет подать в отделении).
Оформить карту «МИР» можно только в отделении Сбербанка, обратившись в него с заявлением и необходимыми документами.
Документы для оформления
Чтобы заказать карту, вам потребуется обратиться в отделение банка, заполнить анкету и подать необходимые документы. Для классического пластика и клиента не пенсионного возраста это:
- паспорт гражданина РФ с отметкой о постоянной регистрации;
- если обращение не по месту прописки – временная регистрация;
- второй документ для подтверждения личности, обычно СНИЛС.
Для пенсионеров список ограничивается паспортом и пенсионным удостоверением.
Как и где получить
Поговорим об оформлении и получении платежного пластика «МИР».
В отделении банка
Чтобы открыть дебетовую карту «МИР», нужно обратиться в любое отделение Сбербанка, работающее с физическими лицами.
Подать заявку, дождаться ответа и через несколько дней забрать готовую карточку.
После активации ей сразу можно будет пользоваться.
Заказать карту можно онлайн, оставив заявку на изготовление платежного пластика через интернет, а потом получить в ближайшем отделении СберБанка.
Сколько длится изготовление
После принятия банком решения о выдаче, дебетовка изготавливается в течение 2-3 дней. После она передается в отделение, где было произведено оформление, и клиенту поступает смс-сообщение о готовности дебетовки. После этого в течение 50 дней с момента получения уведомления необходимо забрать карточку, по истечении этого срока она будет уничтожена как невостребованная.
Активация
После получения карточки нужно ее активировать. Обычно менеджеры Сбербанка предлагают это сделать сразу в отделении при получении – через банкомат или терминал.
На счет необходимо будет сразу внести стоимость первого года обслуживания, для того чтобы она стала активной. Если вы подключили услуги смс-оповещения, то средства стоит вносить с запасом.
Сама активация проводится банком – в течение от 5 минут до 24 часов с момента ее выдачи на руки клиенту. О том, что дебетовка стала активной, вы получите смс-уведомление.
Если вы не хотите ждать 24 часа, то можно воспользоваться устройствами самообслуживания в отделении. Сразу после первой операции с введением ПИН-кода (его вы получите в конверте вместе с картой, изменить можно через банкомат), дебетовка активируется автоматически.
А какие еще есть виды карт Сбербанка? На нашем сайте вы узнаете о банковских продуктах, и стоимости их обслуживания.
В нашем следующем материале узнайте, как подключить номер телефона к карте Сбербанка! В чем плюсы и минусы услуги в этом банке?
Читайте в нашем специальном обзоре об особенностях оформления ипотеки с использованием материнского капитала в Сбербанке.
Как пользоваться пластиком
Использование платежной карты «МИР» ничем не отличается от использования Visa или MasterCard. Она также принимается для оплаты через терминалы, в ряде интернет-магазинов и электронных платежных систем, ее можно использовать для снятия наличных со счета в любом банкомате – участнике системы.
О том, что банкомат работает с системой «МИР», можно узнать, найдя на нем соответствующий логотип.
Карту необходимо аккуратно хранить, избегая ее повреждений и повреждений магнитной полосы. Не забывайте о необходимости держать ПИН-код отдельно во избежание неприятностей.
Как проверить баланс
Для того чтобы узнать свой остаток по счету дебетовки, можно воспользоваться несколькими способами:
- запросить его в банкомате;
- использовать Мобильный банк;
- позвонить оператору в контактный центр;
- использовать приложение «Сбербанк-Онлайн» или его аналог на сайте.
Для тех, у кого подключена услуга смс-уведомлений, проверка баланса вообще не представляет сложности. Всего за 60 (для пенсионных — за 30) рублей в месяц вы всегда будете в курсе всех операций, совершаемых вами по карте: о зачислении, списании средств, остаток по счету.
Если рядом находится банкомат Сбербанка, то запрос баланса осуществить очень легко. Достаточно вставить пластик в устройство, ввести ПИН, и выбрать раздел проверки баланса на экране. Далее остается только нажать кнопку «Показать баланс на экране» или получить его на чеке. Это бесплатно.
Звонок в контактный центр также не представляет особой сложности. Достаточно набрать номер, выбитый на вашей карте, и дождаться соединения со специалистом либо использовать интерактивное меню. Приготовьтесь назвать кодовое слово для проверки данных. Проверить баланс можно с телефона, указанного в договоре на обслуживание.
Мобильный банк – специальная услуга для пользователей дебетовок. Для запроса баланса достаточно набрать в СМС сообщения слово «Баланс» или balance, и указать последние 4 цифры номера вашей карты. Отправлять на номер 900. В ответ придет СМС с остатком по счету.
Снятие, пополнение, комиссии
Снятие наличных – процесс стандартный, для него потребуется только сама карточка, банкомат, работающий в системе «МИР» или собственный Сбербанка, и ПИН-код.
Вставьте пластик в устройство, введите ПИН, выберите пункт «Снятие наличных» и сумму. Через пару секунд можно забрать деньги и чек.
Комиссия: при снятии в Сбербанке – отсутствует, лимит в сутки для классической карты до 150 000 рублей.
При снятии средств в стороннем банкомате вы заплатите 1% от суммы.
Пополнить счет карты можно разными методами:
- с помощью кассы в отделении;
- переводом из другого банка;
- через банкомат с функцией внесения наличных;
- через терминал оплаты в отделении Сбербанка.
Как правильно закрыть
Процедура закрытия счета и отказа от карты происходит стандартно – по заявлению. У вас должен быть нулевой баланс по счету, поэтому позаботьтесь о своевременном снятии средств. В отделение нужно обратиться с паспортом и договором и написать заявление о закрытии карточного счета. Карту должны уничтожить при вас, выдав уведомление о закрытии счета.
Поэтому обязательно получите уведомление, если вы полностью отказываетесь от услуг банка – или вам потом предстоит долгая процедура исправления кредитной истории.
Читайте также все об условиях кредитной карты Бинбанка, и насколько будут выгодны его предложения и тарифы!
О том, как получить кредитку банка Хоум-Кредит, и есть ли у этого продукта преимущества перед предложениями от других банков, узнаете в этой статье.
А как взять кредитную карточку в Связном, какими будут условия получения кредитки, а также отзывы клиентов ищите вот тут: https://cursinfo.com/kreditnye-karty-v-svyaznom/.
Отзывы клиентов
Игорь, 28 лет, Москва
«После блокировки моей «Визы» по ошибке, я разочаровался в международных системах, и ждал, пока выпустят «МИР». Оформил, выпустили за 3 дня. Доволен, рассчитываться можно везде, плата за обслуживание ниже стандартной»;.
Марина, 24 года, Ростов-на-Дону
«Я ждала «МИР» почти год, так как очень хотела именно российскую дебетовку. Оформила, как только Сбербанк начал выпускать. Нравится все, только на «Ebay» платить не выходит, но я использую для этого PayPal. Жду, когда кредитки будут».
Алексей, 27 лет, Москва
«Долго думал, открывать или не открывать, но решил оформить из чувства патриотизма. И не зря это сделал. Проект лучше, чем провалившийся ПРО100, в Крыму и Анапе уже везде принимают карты «МИР».».
Наталья, 26 лет, Люберцы
«Доверяю Сбербанку, когда хотела перевыпустить свою дебетовку, предложили «МИР». Мне все нравится, обслуживание удобное, для снятия средств и расчета в «Магните», «Пятерочке» – идеально».
Из этого видеоролика вы узнаете еще больше о картах «МИР»:
Итак, на данный момент отзывы о «МИРЕ», в основном, положительные.
Так что для россиян, особенно которые опасаются блокировки карточек из-за санкций, «МИР» будет вполне оптимальным решением.
Классификация стран. Экономическая классификация стран мира
Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.
Принятое в мировой экономике определение страны отличается от определения, принятого в международном праве или обыденного. В рамках мировой экономики страной считаются не только территориальные единицы, являющиеся государством, но и некоторые территориальные единицы, которые не являются государствами, однако проводя самостоятельную и независимую экономическую политику и ведут отдельный статистический учет своего экономического развития. Это касается некоторых островных зависимых территорий Великобритании, Нидерландов и Франции, которые, не являясь самостоятельными государствами рассматриваются, тем не менее, международной экономикой как отдельные страны.
Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира, — Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Оценка этими организациями групп стран в международной экономике несколько различается, поскольку различно количество стран – членов этих организаций (ООН – 185, МВФ – 181, ВБ – 180), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран – членов. Например, из классификации МВФ выпадают Куба, КНДР и некоторые другие небольшие по размеру страны, которые не являются его членами. Некоторые страны – члены международных организаций не предоставляют полные данные о своей экономике или предоставляют их не современно, в результате чего оценки развития их экономике выпадают из общих оценок международной экономики. Это Сан–Марино из числа развитых и Эритрея из числа развивающихся государств.
Наконец, любая классификация составляется из задач каждой организации. Например, Всемирный банк обращает внимания на оценку уровня экономического развития каждой страны, ООН – на социальные и демографические аспекты и т.д.
Всего же, в современной литературе можно выделить несколько основных признаков для классификации стран мира: 1. По типу социально-экономической системы во второй половине ХХ века страны делили на капиталистические, социалистические и развивающиеся, или страны «третьего мира». В свою очередь, развивающиеся страны делили на страны социалистической или капиталистической ориентации. Распад Советского Союза и мировой социалистической системы привел к отказу от такой классификации мирового хозяйства.
2. По уровню развития страны подразделяются на развитые и развивающиеся. Постсоциалистические государства и страны, все еще официально провозглашающие целью своего развития строительство социализма, оказались в числе развивающихся.
3. По степени развитости рыночной экономики в международной практике все страны мира чаще всего подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Такая разбивка на группы была выбрана для удобства анализа в ЭКОСОС (Экономическом и социальном совете ООН). В настоящее время МВФ введен термин «передовые экономики» (или «передовые страны») для обозначения групп стран и территорий, традиционно относимых к развитым (это 23 страны). К передовым экономикам мира относят также четырех восточноазиатских «тигров» (Южная Корея, Сингапур, Гонконг , как особый административный район Китая, и Тайвань), Израиль и Кипр.
Среди лидеров мировой экономики находятся страны Северной Америки (США и Канада), Западной Европы (прежде всего Великобритания, Германия, Италия и Франция), Восточной Азии во главе с Японией. За ними следует заметно прогрессирующая группа новых индустриальных экономик, в том числе «азиатские тигры». Все еще на этапе реформирования в рамках перехода к рынку остается ряд государств Центральной и Восточной Европы, а также государств на территории бывшего СССР. Некоторые из них в последние годы были приняты в Европейский Союз, и группа развитых стран возросла до 30. Обширный массив стран – развивающаяся зона – насчитывает свыше 100 стран мира.
Для характеристики экономики стран мира используются уже известные показатели: ВВП на душу населения, отраслевая структура экономики и наукоемкие отрасли и уровень и качество жизни населения.
Развитые страны
Развитые страны (англ. Developed countries) характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.
К развитым странам обычно относят 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Среди индустриальных наиболее существенную роль играют страны так называемой Группы 7 (G-7), обеспечивающие 47% мирового ВВП и 51% международной торговли. Эти государства координируют свою экономическую и финансовую политику на ежегодных встречах в верхах, которые проводятся начиная с 1975 года. На Европейском континенте, где находятся 4 из 7 крупнейших развитых стран, наиболее значимым объединением является Европейский союз в составе 15 стран, дающих 21% мирового ВНП и 41% экспорта.
ВВП США, млрд. долларов
В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX — начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.
2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.
Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:
1. ВВП на душу населения в среднем составляет примерно 20 тыс. долл. и постоянно растет. Это определяет высокий уровень потребления и инвестиций и уровень жизни населения в целом. Социальная опора – «средний класс», разделяющий ценности и основные устои общества.
2. Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко выраженной тенденции превращения индустриальной экономики в постиндустриальную. Бурно развивается сфера услуг , и по доле населения, занятой в ней, она лидирует. Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на экономический рост и структуру экономики.
3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам – ТНК (транснациональным корпорациям). Исключение составляет группа некоторых малых стран Европы, где нет ТНК мирового уровня. Однако для экономик развитых стран характерно также широкое распространение среднего и мелкого бизнеса как фактора экономической и социальной стабильности. В этом бизнесе занято до 2/3 экономически активного населения. Во многих странах малый бизнес обеспечивает до 80% новых рабочих мест и воздействует на отраслевую структуру экономики.
Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный и государственный. Ему соответствуют развитая система рыночных отношений и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности.
4. Государство развитых стран – активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования – административно-правовые (развитые системы хозяйственного права), налогово-бюджетные (средства госбюджета и фондов социального страхования), денежно-кредитные и государственная собственность. Общей тенденцией с начала 60-х годов является снижение роли госсобственности в среднем с 9 до 7% в ВВП. Причем она концентрируется, в основном, в сфере инфраструктуры. Различия между странами по степени госрегулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: наиболее интенсивно – в Западной Европе, в меньшей степени – в США и Японии.
5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.
Страны с переходной экономикой
К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».
ВВП России, млрд. долларов США
К странам с переходной экономикой относятся:
1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
2. Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.
Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.
Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.
Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.
Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.
Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:
1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;
2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.
Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.
Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.
Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:
1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.
Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;
2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.
Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.
Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.
Развивающиеся страны
Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.
Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.
Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.
Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.
Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.
ВВП Бразилии, млрд. долларов США
Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.
Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.
Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.
Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.
Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.
Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.
Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.
Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:
1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);
2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);
3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.
Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:
1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.
2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).
3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.
Источник — Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.
Источник https://cursinfo.com/karta-mir-ot-sberbanka/
Источник http://www.ereport.ru/articles/mirecon/classif.htm
Источник