Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация Поделиться Facebook -> Twitter -> Youtube -> Telegram -> Facebook Twitter VK Youtube -> Telegram ->

Содержание

Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация

1-е полугодие 2020 года завершилось резким падением российского рынка лизинга на 22 %, в то время как объемы нового бизнеса в Европе сократились еще значительнее (-32 %, по данным Leaseurope) вследствие более продолжительных и жестких ограничительных мер. Однако 2-е полугодие позволило существенно уменьшить просадку российского рынка, и, как следствие, по итогам всего 2020-го объем нового бизнеса в РФ составил 1 410 млрд рублей, показав отрицательную динамику лишь на 6 % к прошлому году. Если рассматривать отдельно корпоративные сегменты, к которым агентство относит ж/д технику и авиатехнику, недвижимость 1 , морские и речные суда, и розницу, то динамика оказалась разнонаправленной. Первые просели за 2020 год на 36 %, в то время как объем нового бизнеса розничных сегментов показал рост на 9 %.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели2014201520162017201820192020
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей6805457421 0951 3101 5001 410
Темпы прироста (период к периоду), %-13,2-19,936,147,519,614,5-6,0
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей1 0008301 1501 6202 1002 5502 040
Темпы прироста (период к периоду), %-23,1-1738,640,929,621,4-20,0
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, %66666265,973,96661
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей6907507908701 0509101 060
Объем профинансированных средств, млрд рублей6605907409501 3001 2501 330
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей3 2003 1003 2003 4504 3004 9005 170
ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд рублей79 20083 23386 04492 082103 627109 362106 607
Доля лизинга в ВВП, %0,90,70,91,21,31,41,3

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

Наибольшее сокращение произошло в сегменте лизинга недвижимости (-87 %), что обусловлено высокой базой 2019 года из-за разовой крупной сделки. Снижение объемов сделок крупнейших государственных компаний в таких крупных корпоративных сегментах, как ж/д техника и авиатехника, продолжается с середины 2019 года. Введенные карантинные ограничения и падение спроса на услуги перевозчиков вследствие пандемии усугубили положение и привели к сокращению объема нового бизнеса в данных сегментах на 26 и 15 % соответственно. Новый бизнес сегмента лизинга морских и речных судов сократился на 36 %. При этом помощь рынку, удержав его от существенного падения, оказала динамика розничных сегментов, большинство из которых продемонстрировали двузначные темпы роста. Так, объем нового бизнеса в сегменте лизинга сельскохозяйственной техники и скота в стоимостном выражении вырос за год на 77 %, новый бизнес строительной и дорожно-строительной техники увеличился на 18 %.

Основной драйвер рынка – автолизинг – показал прибавку объема нового бизнеса на 8 %, несмотря на падение автопродаж (продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, по итогам 2020 года снизились на 9 %; рынок новых грузовых машин в 2020-м упал на 7 %, по информации Автостата), и нарастил за год долю на рынке лизинга с 38 до 44 %. Снижение спроса на услуги перевозчиков и каршеринг в крупных городах в связи с введенными ограничениями в 1-м полугодии 2020 года оказало давление на автолизинг и способствовало росту реструктуризаций лизинговых договоров. 2-е полугодие 2020 года сменилось взрывным ростом продаж в автосегменте из-за реализации отложенного спроса после отмены жестких карантинных ограничений и, как следствие, возобновления логистических цепочек с поставщиками автомобилей. Важным фактором, оказавшим влияние на рост автосегмента стали умножившиеся ожидания клиентов по увеличению цен на автомобили вследствие девальвации рубля. В результате из топ-20 компаний по новому бизнесу в сегменте автолизинга увеличение объемов продемонстрировали 16 игроков. Поддержку автолизингу оказали клиенты из МСБ, инвестиционная активность которого во многом определяет спрос на данный сегмент и его динамику, поэтому за 2020 год доля МСБ увеличилась на 4,5 п. п., с 53 до 57,5 %, имея при этом большой потенциал для дальнейшего развития.

График 2. В 2020 году доля МСБ достигла около 58 % в объеме нового бизнеса

Если рассматривать концентрацию сегментов на игроках с позиции индекса Херфиндаля – Хиршмана (HHI 2 ), то значительные изменения наблюдаются в сегменте морских и речных судов, а также в авиасекторе. Сегмент морских и речных судов имеет наибольшую концентрацию (HHI за 2020 год 0,64), что обусловлено высокой концентрацией объема нового бизнеса сегмента на компании ГТЛК. HHI в авиализинге, имевшем наибольшую концентрацию в прошлом году, сократился с 0,69 до 0,35 по итогам 2020-го, что вызвано появлением новых крупных игроков в данном сегменте. Планируемая в 1-м полугодии 2021 года передача компанией «ВЭБ-лизинг» проектов в области авиации и железнодорожного транспорта ГТЛК приведет к росту концентрации в данных сегментах.

Лизинговый портфель и проблемные активы

Объем лизингового портфеля (лизинговые платежи к получению на дату) по итогам 2020 года вырос на 6,5 % и составил 5,2 трлн рублей. При этом увеличение объема лизингового портфеля во многом было обусловлено ростом объема реструктуризаций 4 лизинговых договоров вследствие спада в экономике на фоне пандемии, а также переоценкой валютных договоров из-за ослабления курса рубля (-19 % за 2020 год). По оценкам агентства «Эксперт РА», доля проблемных активов 5 в портфеле лизинговых компаний составила 20 % в 2020 году, а в абсолютном выражении с конца 2019-го объем проблемных активов увеличился на 70 %. При этом обращает на себя внимание значительно более низкая доля проблемных активов в розничном сегменте. Так, около 10 % портфеля составляют проблемные активы розницы, в то время как в портфеле корпоративных компаний эта цифра значительно больше – 23 %. Разница обусловлена высокой концентрацией корпоративных портфелей на сегментах из наиболее пострадавших отраслей (ж/д и авиационный сегменты), в то время как розничные компании имеют более диверсифицированный по отраслям портфель с более ликвидным типом имущества, характеризующегося более быстрыми сроками его изъятия и ремаркетинга в отличие от корпоративного сегмента.

Основной объем реструктуризаций был проведен в II квартале 2020-го сроками от нескольких месяцев (преимущественно в розничных компаниях) до года (в договорах крупных клиентов в корпоративных сегментах). Подавляющее количество лизингополучателей розничных компаний уже вернулись в свои графики, что предполагает дальнейшее снижение объема проблемных активов на балансе розничных компаний. В корпоративных сегментах проблемные активы сосредоточены прежде всего на балансах крупных государственных компаний. Динамика объема проблемных активов корпоративных компаний во многом будет зависеть от оказания мер государственной поддержки, а также дальнейшего развития эпидемиологической обстановки. «На качество лизингового портфеля прежде всего окажут влияние развития ситуации с пандемией коронавируса, а также темпы восстановления мировой экономики, – комментирует Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами ГТЛК. – Сейчас мы работаем в состоянии очень большой неопределенности, связанной с пандемией».

Рост объема проблемных активов на балансах лизинговых компаний привел к увеличению уровня резервирования и, как следствие, снижению показателей рентабельности. Вынужденный рост реструктуризаций лизинговых договоров оказал давление на способность лизингодателей обслуживать банковские кредиты, нередко выдаваемых под конкретные сделки. Для снижения рисков ликвидности, усилившихся из-за смещения графиков платежей по действующим клиентским договорам, лизинговые компании обращались в банки за реструктуризацией уже собственной задолженности.

В рамках анкетирования были запрошены данные лизинговых компаний об объеме изъятого лизингового имущества, а также способах его реализации. За 2020 год по сравнению с 2019-м объем имущества, изъятого компаниями у лизингополучателей, увеличился на 9,4 % и составил в среднем около 5 % портфеля на конец 2020-го. При этом структура изъятого имущества претерпела изменения: доля имущества, реализованного на вторичном рынке, значительно выросла, с 29 до 53 % от объема всего изъятого имущества. Доля имущества, переданного новым клиентам, сократилась в 2 раза и составила по итогам 2020 года около 20 % общего объема изъятого имущества. Доля изъятого, но не реализованного имущества, по-прежнему составляет около 30 %.

Тренды российского лизингового рынка

Введенный режим самоизоляции в II квартале 2020 года, а также формат удаленной работы, частично сохранившийся до сих пор, дали новый импульс развитию лизинга в сегменте телекоммуникаций. Доля сегмента на рынке лизинга составила по итогам 2020-го 1,5 против 0,9 % годом ранее, при этом в абсолютном выражении сегмент увеличился на 57 %. «Сейчас стабильно высоким спросом пользуются системы хранения данных и серверное оборудование, – комментирует Виталий Милованов, генеральный директор компании «Райффайзен Лизинг». – Повышение спроса на оборудование подобного вида вызвано массовым переводом сотрудников на удаленную работу, а также необходимостью хранить большие объемы данных».

Одним из направлений, набирающим обороты в последнее время, стало развитие операционного лизинга в розничных сегментах для физических лиц, преимущественно в автолизинге. В западных странах более трети всех новых автомобилей продается частным лицам в лизинг, при этом в России доля оперлизинга в лизинге автомобилей пока мала (менее 5 % по итогам 2020 года, по оценкам агентства «Эксперт РА»), а доля лизинга ФЛ в общем объеме нового бизнеса составляет 1 против 0,7 % годом ранее, однако за 2020-й в абсолютном выражении объем увеличился в 1,5 раза. Стоит также отметить, что данный показатель не учитывает сегмента ФЛ, которые берут в аренду авто у специализированных компаний-лизингополучателей, занятых, например, в сфере каршеринга, что предполагает еще большую долю лизинга физлиц. Одним из основных стоп-факторов для развития оперлизинга, в частности, в автосегменте является наличие НДС для физических лиц, включенного в состав лизингового платежа, – решение этой проблемы возможно только на законодательном уровне. Менталитет российского потребителя, еще до недавнего времени настроенного весьма консервативно в отношении аренды автомобиля, продолжает меняться в связи с постепенным омоложением российского потребителя и ростом доли миллениалов, охотно поддерживающих шеринговую экономику в целом. Дополнительную поддержку оперлизингу оказывало снижение ключевой ставки, а также запущенная Минпромторгом в конце II квартала 2020 года программа по развитию льготного оперлизинга для физических лиц «Доступная аренда».

Говоря об операционном лизинге для физических лиц, стоит выделить такую услугу, как подписка, позволяющая взять в аренду, например, автомобиль на срок от нескольких недель до нескольких лет. «Те игроки рынка, которые сейчас вышли с сервисами подписки, очень много занимаются продвижением, в т. ч. снимая и психологические барьеры. Российский потребитель пока не очень понимает, почему, заплатив за год пользования машиной примерно треть от ее стоимости, в конце срока подписки он просто возвращает ее. – комментирует Дмитрий Ивантер, генеральный директор компании «ВТБ Лизинг». Помимо автосегмента значительным потенциалом обладает подписка на предметы электронной (смартфоны, компьютеры) и бытовой техники (стиральные и посудомоечные машины). «Мы верим, что в сегменте смартфонов через 5 лет каждый пятый смартфон будет приобретаться по подписке, – отмечает Алексей Гуров, генеральный директор компании «Форвард Лизинг». – Сервис новый, в нем необходимо разобраться, мы продаем в основном только новейшие флагманы, поэтому сейчас многие наши клиенты – это так называемые early adopters, trendsetters. Наш клиент в среднем более молодой и при этом более состоятельный, чем средний клиент банка по рассрочке».

По мнению агентства «Эксперт РА», услуги подписки имеют большой потенциал в силу растущего желания современных потребителей оперативно обновлять предметы электронной и бытовой техники без трудозатрат на избавление от морально устаревших активов. Мы не исключаем, что в дальнейшем подобные продукты также будут внедряться в экосистемы банков, активно расширяющих спектр своих услуг для розничных клиентов.

Сокращение ключевой ставки Банка России, с конца 2019-го сниженной с 6,25 % до минимального исторического уровня в 4,25 % годовых, оказало давление на процентную маржу банков (снижение за 2 года на 0,4 п. п., до 4,0 % по итогам 2020-го), что подтолкнуло кредитные организации активнее развивать другие, более доходные ниши, одной из которых стал лизинговый рынок. За 5 лет, с 01.01.2016 по 01.01.2021 доля банковских лизинговых компаний 6 в объеме нового бизнеса автосегмента как наиболее диверсифицированного и привлекательного с точки зрения доходности розницы выросла с 39 до 50 %. Дальнейшая стагнация доходов от традиционного банковского кредитования может подтолкнуть кредитные организации к еще более активному развитию дочерних или покупке новых лизинговых компаний, преимущественно с целью наращивания бизнеса в сегменте МСБ, позволяющем поддерживать относительно высокую маржу.

По нашим прогнозам, активизация банков на лизинговом рынке приведет к еще большему укреплению тенденции на цифровизацию бизнеса и развитие уровня дистанционных услуг лизинговых компаний, в чем они пока сильно уступают кредитным организациям. По данным проведенного анкетирования, по итогам 2020-го доля компаний, заключающих через ЭДО более половины всех сделок, составила 23 против 4 % в 2019-м. При этом пандемия в 2020 году только ускорила наметившийся ранее тренд на цифровизацию бизнеса не только в лизинге, но и в целом в финансовой сфере. «СберЛизинг» продолжает следовать стратегии диджитализации, – отмечает Вячеслав Спиров, генеральный директор компании «Сбербанк Лизинг». – Помимо удобства для клиентов это еще и повышение эффективности внутренних процессов в компании, которое дает экономию затрат».

Развитие тенденции на диджитализацию и автоматизацию бизнеса, в т. ч. внедрение системы электронного документооборота, позволяющей снизить сроки рассмотрения сделок, становится серьезным конкурентным преимуществом на лизинговом рынке. «Основные тренды 2021 года будут связаны с дальнейшей цифровизацией бизнеса лизинговых компаний, включая онлайн-одобрение простых сделок, – полагает Виталий Милованов, генеральный директор компании «Райффайзен Лизинг». – Будут расширяться цифровые каналы продаж, расти доля электронного документооборота, дистанционного осмотра предметов лизинга».

Среди трендов, наметившихся в 2020-м, стоит выделить выход лизинговых компаний на долговой рынок: за 2019–2020 годы впервые разместили облигации 6 лизинговых компаний. Несмотря на то что банковские кредиты по-прежнему остаются основным источником финансирования деятельности, некрупным лизинговым компаниям становится все труднее получить финансирование в кредитных организациях из-за роста количества ушедших с рынка небольших и региональных банков. По нашему мнению, доля облигаций в фондировании лизингодателей имеет большой потенциал для роста в силу отсутствия зависимости сроков и объемов сделок компании от средств кредитующего банка и обременения лизингового имущества, а также более простого способа рефинансирования задолженности компании путем размещения нового выпуска. «Банки практически не предоставляют для лизинговых компаний финансирование больше, чем на 3 года, – отмечает Дмитрий Ивантер, генеральный директор компании «ВТБ Лизинг». – В то время как лизинговые контракты (если не брать автолизинг) имеют гораздо большую длительность (5–7 лет)».

Прогноз

Исходя из основных макроэкономических предпосылок и факторов, оказывающих влияние на рынок лизинга в 2021 году (скорость ослабевания эпидемиологических рисков с планомерным открытием межгосударственных границ и возобновлением перевозок, направление денежно-кредитной политики Банка России, динамика инвестиционной активности лизингополучателей на фоне восстановления экономики), «Эксперт РА» видит два сценария развития лизингового рынка на текущий год: базовый и консервативный.

Таблица 2. Ключевые предпосылки прогноза на 2021 год

ПоказательСценарий
БазовыйКонсервативный
Brent, долл. за баррель6055
ВВП, %3,21,5
RUR/USD среднегодовой6972
Уровень инфляции, %4,15,5
Ключевая ставка, %5–5,25Выше 5,75

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опирается на предпосылки базового сценария развития рынка лизинга в 2021 году.

Согласно базовому прогнозу агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса по итогам 2021 года прирастет на 10–15 % и составит около 1,6 трлн рублей. При этом большие темпы роста (выше 15 %) возможны за счет разовых крупных сделок лидеров, динамика которых не будет отражать реального состояния всего рынка. Незначительный рост рынка (менее 10 % при достижении объемов рынка менее 1,5 млрд рублей) возможен в случае низких темпов вакцинации, дальнейшего ослабления курса рубля и падения среднегодовой цены на нефть марки Brent за отметку в 55 долларов за баррель.

График 7. По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса по итогам 2021 года составит около 1,6 трлн рублей

Ж/д сегмент

В прогнозе по ж/д сегменту агентство предполагает сохранение слабого спроса на грузоперевозки угля и нефтепродуктов, в совокупности составляющих порядка 50 % всех грузоперевозок, а также постепенный рост пассажиропотока, во многом зависящего от скорости ослабевания эпидемиологических рисков. Тем не менее к концу 2021 года ж/д сегмент сократится до 20 % на фоне сохранения низких арендных ставок на полувагоны при их профиците вследствие слабого восстановления спроса на ж/д перевозки.

Авиасегмент

Авиасегмент наиболее сильно пострадал от пандемии в связи с закрытием границ и введенными ограничениями на перевозки (снижение пассажирооборота составило минус 55 % за 2020 год). Основным поддерживающим фактором для объемов авиализинга являются поставки отечественных SSJ100, по которым существуют риски их переноса на 2022–2023 годы в случае слабого восстановления авиаотрасли, а также госгарантии на закупку вертолетов. Увеличение пассажиропотока на фоне смягчения рисков эпидемиологической ситуации, а также выделение правительством госгарантий на приобретение самолетов SSJ100 позволят, по нашим ожиданиям, авиасегменту по итогам 2021-го при низкой базе предыдущего года показать рост на уровне 50 %.

Автолизинг

Автолизинг по итогам 2021 года по-прежнему останется одним из драйверов рынка. Инвестиционная активность сектора МСБ, потребность в обновлении устаревшего парка автомобилей, государственные программы окажут поддержку сегменту. Кроме того, удорожание стоимости среднего авто, в т. ч. из-за девальвации рубля в прошлом году приведет к номинальному росту объемов нового бизнеса в автолизинге. Лизинг автобусов и троллейбусов также окажет поддержку автосегменту в силу наличия субсидирования сегмента на фоне высокого уровня износа общественного транспорта в городах России. Основываясь на базовом сценарии развития, автосегмент по итогам 2021 года покажет рост более чем на 20 %.

Прочие сегменты

Прочие сегменты совокупно, по нашим оценкам, покажут темпы роста на уровне 9 %. Реализация программы по развитию лизинга отечественных судов с государственным софинансированием, а также высокая степень износа объектов (согласно данным Росстата, средний возраст судов более 33 лет) окажут поддержку сегменту морских и речных судов, рост которого может достигнуть до 15 % по итогам 2021 года. Рост сегмента сельского хозяйства будет обусловлен высокой степенью износа и недооснащенности парка аграриев с/х техникой, а также мерами государственной поддержки лизинга сельскохозяйственной техники путем субсидирования механизма льготного лизинга. Реализация ряда крупных национальных проектов («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда» и др.) совместно с мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования позволят сегменту строительной и дорожно-строительной техники по итогам 2021 года также показать положительную динамику.

Вам будет интересно  Выгоден ли лизинг автомобиля для юридических лиц на осно

Методология

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и 9 месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями – участниками проекта.

В исследовании по итогам 2020 года приняли участие 131 лизинговая компания, объем нового бизнеса которых, по нашим подсчетам, составляет около 96 % всего лизингового рынка (участие в исследовании по итогам 2019-го приняли 120 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых составил около 97 % всего рынка). По оценке агентства, в исследовании не приняли участие компании, на которых в совокупности приходится около 4 % 7 лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны. Мы хотим обратить внимание на то, что основные термины, используемые в обзоре, трактуем следующим образом.

Новый бизнес – это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).

Сумма новых договоров лизинга – это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.

При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы – должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предшествующих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приводятся с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей за несколько временных промежутков, что демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Сокращения, используемые в исследовании:

  • НБ – новый бизнес;
  • ЛК – лизинговые компании;
  • ЛП – лизингополучатели.

Приложение 1. Объем и динамика рынка

Таблица 1. Структура рынка по видам имущества

Виды имуществаДоля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2020 год, %Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2019 год, %Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента (2020 г./2019 г.), %Доля в лизинговом портфеле на 01.01.2021, %
Грузовой автотранспорт21,120,3-2,39,8
Легковые автомобили20,017,76,27,8
Железнодорожная техника13,216,8-26,130,3
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах11,28,918,35,3
Суда (морские и речные)6,910,2-36,412,6
Авиационный транспорт4,95,4-14,716,7
Сельскохозяйственная техника и скот4,72,576,72,4
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки3,03,2-11,92,7
Автобусы и троллейбусы 82,6н. д.н. д.1,7
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование2,41,732,71,5
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары1,61,315,70,8
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры1,50,956,70,8
Недвижимость (здания и сооружения)0,85,9-87,34,3
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов0,60,512,80,4
Энергетическое оборудование0,60,441,00,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование0,50,356,70,2
Деревообрабатывающее оборудование0,3н. д.н. д.0,2
Полиграфическое оборудование0,30,241,00,2
Оборудование для ЖКХ0,20,3-37,30,1
Прочее имущество3,63,5-3,31,9

Приложение 2. Интервью

Владимир Павлович Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами АО «ГТЛК»

Владимир Павлович Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами АО «ГТЛК»

— Какие продуктовые ниши и каких клиентов ГТЛК рассматривает для себя как наиболее перспективные в 2021–2022 годах? Почему?

— ГТЛК в первую очередь планирует продолжать работу в ключевых для себя сегментах рынка – воздушном, водном и железнодорожном транспорте. Мы ожидаем, что к концу 2021 года улучшится ситуация в авиации за счет реализации отложенного спроса. Намечается позитивная динамика в железнодорожном сегменте – потихоньку появляется спрос на вагоны, немного выросли ставки. Уголь пошел вверх, и рынок железнодорожных вагонов может подтянуться следом. В целом корпоративный сегмент лизинга, который достаточно сильно упал с начала пандемии коронавируса из-за недоинвестирования, отыграет свои позиции в 2021–2022 годах Перспективным направлением бизнеса будет лизинг пассажирского транспорта, в т. ч. электротранспорта. На текущий момент есть достаточно высокий спрос в регионах на обновление существующих парков техники.

Большие надежды эксперты возлагают на лизинг автомобильного транспорта, который считается локомотивом всего рынка. В то же время в России не наблюдается рост продаж автомобилей – в 2020 году произошло падение спроса на все сегменты авторынка от -5 % в продажах автобусов до -9 % – в легковых авто. Все меньше и меньше людей приобретают автомобили одномоментно за полную стоимость. Доля лизинга в продажах автотранспорта составляет около 10 %, и она стабильно растет от года к году. По сути, идет перемещение спроса от кредитных продуктов к лизингу – объем сделок в сегменте увеличивается, несмотря на общее падение продаж автомобилей. На мой взгляд, этот процесс ограничен, и в долгосрочной перспективе он остановится. Так, в Европе доля лизинга в продажах автотранспорта зафиксировалась на отметке около 50 %.

— Какой вы видите дальнейшую динамику объема проблемных активов по рынку? Что будет способствовать улучшению/ухудшению качества лизингового портфеля?

— Объем проблемных активов в настоящее время возвращается к среднестатистическим значениям. Проблемные активы накапливались в течение 2020 года, одни компании смогли удержаться на плаву, другие закрылись. Для отдельных игроков на рынке это может иметь отсроченный эффект.

На качество лизингового портфеля прежде всего окажет влияние развитие ситуации с пандемией коронавируса, а также темпы восстановления мировой экономики. В случае продления различного рода ограничений снизится как внутренняя, так и международная торговля, упадет потребление. Сейчас мы работаем в состоянии очень большой неопределенности, связанной с пандемией. Планы, конечно, необходимо строить, но они во многом зависят от эпидемиологической обстановки, эффективности вакцинации.

— Какие у вас ожидания по восстановлению платежной дисциплины лизингополучателей?

— По большому счету платежная дисциплина вернулась к прежнему уровню. Клиенты, которые выполняли свои обязательства раньше, придерживаются сроков выплат и сейчас. При этом в случае новых ограничений/локдаунов платежная дисциплина неизбежно снизится.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться сегмент лизинга автобусов и троллейбусов в 2021 году?

— Мы считаем, что лизинг автобусов и троллейбусов будет развиваться достаточно активно в ближайшие 2–3 года. Это связано с переходом части регионов на брутто-контракты, что позволяет перевозчикам получать деньги из бюджета, а также проведением транспортных реформ в связи с изношенностью парков техники. Меры господдержки также стимулируют процесс модернизации пассажирской техники, в частности, нацпроект «БКАД», который реализует ГТЛК.

— Как вы оцениваете потенциал лизинга телекоммуникационного оборудования в России на горизонте 2021–2022 годов? Какие факторы ограничивают развитие данного сегмента лизингового рынка в России?

— Потенциал лизинга телекоммуникационного оборудования огромный. При этом есть ряд ограничивающих факторов. Например, при реализации программы по лизингу цифровых активов с государственным софинансированием ГТЛК может поставлять только отечественное оборудование, включенное в реестр российских производителей, а это очень ограниченная номенклатура. При этом стоимость российского телекоммуникационного оборудования зачастую выше зарубежных аналогов.

— Какие сегменты, по вашему мнению, будут драйверами рынка в 2021 году, а какие, наоборот, окажутся в отрицательной зоне?

— В целом, мы считаем, что все сегменты рынка лизинга должны быть в положительной зоне в 2021 году. Несколько больше других вырастет лизинг автомобилей за счет сокращения доли прямых продаж.

— Какие главные вызовы и риски вы видите в 2021 году? Какие тренды 2020 года, по вашему мнению, продолжат усиливаться в 2021-м?

— Преодоление последствий пандемии коронавируса остается главным вызовом и риском в 2021 году. В сегменте железнодорожной техники есть тренд на увеличение спроса на специализированный подвижной состав (платформы, крытые вагоны) с понижением роли полувагонов. Возможен повышенный спрос на лизинг судов, которые будут задействованы для освоения шельфовых месторождений и Арктики. Сохраняется высокая потребность в обновлении судов внутреннего водного транспорта. Но в целом каких-то новых значимых тенденций на рынке мы не видим. Скорее, можно говорить о продолжении тех трендов, которые начались в 2020 году.

Вячеслав Юрьевич Спиров, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»

Вячеслав Юрьевич Спиров, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»

— Какие продуктовые ниши и каких клиентов компания «СберЛизинг» рассматривает для себя как наиболее перспективные в 2021–2022 годах? Почему?

— «СберЛизинг» планирует активно развивать операционный лизинг и различные виды подписок в автосегменте. Также в 2021 году мы предполагаем восстановление рынка лизинга воздушных судов, а авиакомпании смогут вернуться к реализации своих долгосрочных программ обновления парков. В рамках программ модернизации транспортной инфраструктуры также будет развиваться общественный транспорт. Наверное, в первую очередь я бы выделил эти три основных направления деятельности.

— Какие сервисы компания планирует активно развивать в целях сохранения/увеличения доходности в 2021–2022 годах?

— Мы активно занимаемся автоматизацией и оптимизацией процессов, и за счет этого снижаем себестоимость и повышаем эффективность бизнеса компании. «СберЛизинг» продолжает следовать стратегии диджитализации. Помимо удобства для клиентов, это еще и повышение эффективности внутренних процессов в компании, которое дает экономию затрат.

— Видит ли «СберЛизинг» потенциал развития лизинговых услуг в рамках «Сбера»? Рассматривается ли возможность предлагать клиентам данной экосистемы лизинг/подписку электронной и бытовой техники? Почему да/нет?

— «СберЛизинг» развивается как составная часть экосистемы, и мы видим целый набор успешных синергий внутри группы. Одним из таких примеров является наше партнерство с «СитиМобил». В 2021 году планируем развивать совместные сервисы и с другими компаниями экосистемы. Что касается лизинга для физических лиц, то нам этот рынок интересен, и в первую очередь мы рассматриваем услуги по подписке на автотранспорт.

— Что на текущий момент, по вашему мнению, мешает еще более активному развитию лизинга в сегменте МСБ? Почему?

— Несмотря на то что последствия весеннего локдауна оказались не столь драматичными, как многими прогнозировалось, год был очень тяжелым для экономики в целом и МСБ в частности. Понятно, что с его последствиями мы будем сталкиваться и в 2021 году, поэтому один из важных очевидных факторов – это общее ухудшение экономической ситуации в связи с пандемией. При этом развитие рынка лизинга МСБ могло бы поддержать увеличение лимитов государственной поддержки.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться автолизинг в 2021 году? Что во многом будет определять динамику данного сегмента?

— С нашей точки зрения, сегмент продолжит активно развиваться, мы предполагаем рост на 8–10 % по году. На автолизинг тоже влияет государственная поддержка по линии Минпромторга, поэтому важным аспектом будут ее объемы.

— Как вы считаете, сложились ли в России условия для развития подписки на автомобили для ФЛ? Что на текущий момент, по вашему мнению, может препятствовать более активному развитию данной услуги в нашей стране?

— Мы считаем, что благоприятные условия для бурного развития рынка подписки уже сложились. Мы видим в этом направлении большие перспективы, считаем, что оно будет активно развиваться в ближайшие несколько лет.

— Какие сегменты могут стать драйверами рынка в 2021 году, а какие, наоборот, окажутся в отрицательной зоне?

— Автотранспорт, в т. ч. городской пассажирский. У авиализинга есть большой потенциал в связи с приближением сроков реализации отложенных программ обновления парков.

— Какие главные вызовы и риски вы видите в 2021 году? Какие тренды 2020 года, по вашему мнению, продолжат усиливаться в 2021-м?

— Основным фактором будет являться скорость восстановления экономики после 2020 года – она во многом повлияет на объемы бизнеса компаний и качество их портфелей. При медленном восстановлении возможен сценарий ухудшения качества портфелей лизинговых компаний. Ключевой вызов 2021 года – сохранение эффективности при очень острой ценовой конкуренции на рынке.

— Каковы, по мнению компании «СберЛизинг», перспективы развития оперлизинга оборудования/машин в 2021–2022 годах? Для клиентов из каких отраслей, по вашему мнению, будет наиболее интересен оперлизинг?

— Мы видим основную перспективу развития операционного лизинга в авто-, железнодорожном транспорте и авиации, то есть в тех секторах, где оперлизинг уже довольно активно задействован.

В сегменте оборудования всплеска заинтересованности не ожидаем. Основная причина в том, что оборудование – это очень индивидуальный предмет лизинга, с большим количеством кастомизаций под клиента. Соответственно, он менее ликвиден, есть сложности с реализацией на вторичном рынке, что для оперлизинга критично.

Дмитрий Евгеньевич Ивантер, генеральный директор АО «ВТБ Лизинг»

Дмитрий Евгеньевич Ивантер, генеральный директор АО «ВТБ Лизинг»

— Как вы оцениваете 2020 год с точки зрения развития российского рынка лизинга? Какие факторы влияния на его динамику выделяете как основные?

— Прошедший год был достаточно сложным для всей российской экономики. Для лизинговой отрасли это было связано в первую очередь с тем, какое влияние от пандемии при ведении своей деятельности испытывали наши клиенты. Снизилась доходность лизингового бизнеса – в целом на рынке процентные ставки шли вниз плюс острая конкуренция за качественных клиентов в растущих секторах, как автолизинг.

В итоге повысилась рискованность ведения лизингового бизнеса. По данным, которые собирали Объединенная лизинговая ассоциация и Лизинговый союз в прошлом году, в самом динамичном сегменте рынка – автолизинге – было реструктурировано порядка 14 % договоров. В нашем портфеле этот показатель составил около 10 % контрактов, что объясняется довольно консервативным подходом к его формированию и изначально меньшим количеством рисковых клиентов. Большинству наших клиентов, которые оказались в сложном финансовом положении, реструктуризация позволила избежать дефолта по лизинговым обязательствам, однако на сегодняшний день доля проблемных договоров у этих компаний существенно выше основного портфеля. Ожидая такую ситуацию, мы своевременно создали буфер в виде резерва на покрытие убытков в размере 500 млн рублей, который постепенно используем. По нашей статистике, каждый пятый клиент, которому была предоставлена отсрочка в период ограничений апреля – июня 2020 года, испытывал разного рода сложности с возвращением в платежную дисциплину после ее окончания. После завершения периода предоставленной отсрочки дефолтность вызревает, и к настоящему времени она увеличилась в 2,4 раза по сравнению с данными IV квартала 2020 года. Но мы ожидаем нормализации ситуации по реструктуризированным договорам – начиная с II квартала этого года тенденции по ним уже будут сопоставимы с основным портфелем.

Все это происходило на фоне снижения курса рубля примерно на 20 % за год. Из-за этого цены на автомобили на первичном рынке растут и, соответственно, дорожают машины, которые продаются на вторичном рынке. И с точки зрения управления имущественным риском и портфелем – это хорошо. Но с точки зрения клиентов, удорожание предметов лизинга означает увеличение суммы необходимых инвестиций, и это не укладывается в их первоначальные планы. А кроме того, сократилось и количество потенциальных клиентов, поскольку рынок субъектов МСП за 2020 год уменьшился на 3,9 %. Для потенциального спроса на автолизинг в 2021 году это одновременно и негативный, и позитивный фактор. Среди клиентов, которые планировали лизинг имущества с высокой долей импорта в себестоимости, многие сокращают или сдвигают свои планы. Но при этом компании, которые хотели купить, например, транспорт за наличные, пересмотрят планы в сторону лизинга.

Большое влияние на наш рынок в 2020 году оказала отрицательная динамика сегмента транспортных перевозок. Например, пассажирские перевозки общественным транспортом в России снизились почти на 30 %. А в Москве тот же показатель за год составил 37 %. Соответственно, у клиентов, которые занимаются этим бизнесом, снизилась устойчивость: у них было много запросов на реструктуризацию портфеля, которые получил весь рынок.

Все эти цифры показывают, что апокалиптического сценария, которого участники рынка ожидали весной, не случилось. Показатели риска находятся в пределах границ, которые позволяют им управлять. Мы увидели, что в нашей компании создание резервов согласно первоначальному бизнес-плану, который был сформирован до ковида, плюс дополнительный буфер в размере 500 млн рублей полностью закрывают эти проблемы, которые на фоне общего масштаба бизнеса драматически не сказались ни на нашей прибыльности, ни на устойчивости. Эта оценка дает возможность говорить о том, большинство лизинговых компаний смогут справиться с вызовами 2020 года и их последствиями.

Вам будет интересно  Подбор финансовых услуг для автовладельцев

— Какие сегодня у лизингового бизнеса есть зоны развития? Куда движется рынок?

— В 2020 году у нас появилось большое количество новых клиентов из секторов, которые раньше мало или вообще не использовали инструмент лизинга. В первую очередь это электронная коммерция – компании из этого сегмента являются активными пользователями транспорта. В портфеле компании «ВТБ Лизинг» клиенты, которые осуществляют доставку, были и до пандемии, но в прошедшем году их количество выросло примерно в 2 раза. К этой категории относится весь бизнес, который связан с обслуживанием электронной коммерции, а также общественного питания и доставки еды. Эти сервисы серьезно увеличили свое присутствие на рынке.

Очень большое развитие получил лизинг ИТ- и телеком-оборудования. Например, в АО «ВТБ Лизинг» новый бизнес в этом сегменте вырос в 2,3 раза за год. Многие компании осознали, что необходимо инвестировать в ИТ-инфраструктуру, и активно используют для этого преимущественно инструменты лизинга. В частности, идет цифровизация российской энергетики, на сети ставится новое оборудование с целью снижения магистральных потерь и их мониторинга. Мы в 2020 году заключили несколько таких достаточно крупных сделок с сетевыми компаниями. И этот процесс также благоприятно сказывается на расширении сферы применения лизинга.

В условиях пандемии усиливается значение фармацевтики и медицины, и в 2020 году в этих важных для экономики страны отраслях мы подписали несколько сделок с ключевыми частными компаниями в рамках проектов по строительству медицинских центров и заводов с современным цифровым оборудованием.

В нашей отрасли активно внедряются новые технологии. Сегодня уже порядка 40 % клиентов компании взаимодействуют с нами в онлайне. Например, по реструктурированным договорам лизинга 30 % допсоглашений мы заключили в цифровом формате. Поскольку возник электронный ПТС, мы полностью интегрировали нашу CRM с этой внешней системой, и в результате процесс регистрации транспортных средств ускорился почти в 10 раз. С 2020 года мы первыми на нашем рынке перешли на онлайн-взаимодействие с ФНС, внедрив систему налогового мониторинга. Практически все лизинговые компании сейчас активно расширяют инструменты «Личного кабинета», в котором клиенты могут получать всю информацию о своем лизинговом портфеле в электронном виде, включая официальные документы, которые можно использовать в документообороте. И, конечно, рынок занимается развитием различных мобильных приложений.

В части новых продуктов мы видим большой потенциал в сервисе подписки, сейчас в России действуют уже 10 таких активных предложений. Также отмечаем развитие операционного лизинга, в частности, в силу особенностей российского законодательства. Мы думаем, что отечественный рынок лизинга для физических лиц пойдет именно по пути операционной аренды. В этом случае не возникает вопроса увеличения стоимости лизинга на сумму НДС, который до сих пор выступает камнем преткновения на пути финансового лизинга для граждан. Наша компания продолжает развивать продукт по управлению автопарком. В России уже довольно много машин в парке компаний находятся в операционной аренде. Конечно, степень проникновения операционного лизинга на уровне 2,5 % (то есть в 10 раз меньше, чем в Европе, – 25 %) дает основания полагать, что у этого рынка существует потенциал.

— Как вы видите перспективы краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной аренды и подписки на автомобили?

— Этот рынок возникает буквально на наших глазах, и рост будет впечатляющим – десятки процентов. Конечно, в абсолютном выражении по отношению к рынку это будут совсем небольшие цифры – поначалу менее 1 %. Идет, по сути, тестирование нового продукта. Должно возникнуть понимание, какие его потребительские качества аудитория воспринимает позитивно. Те игроки рынка, которые сейчас вышли с сервисами подписки, очень много занимаются продвижением, в т. ч. снимая и психологические барьеры. Российский потребитель пока не очень понимает, почему, заплатив на год пользования машиной примерно треть от ее стоимости, в конце срока подписки он просто возвращает ее. Здесь надо с цифрами в руках демонстрировать, что бы произошло, если бы он купил этот автомобиль, надо показывать альтернативные сценарии. Я думаю, процесс займет какое-то время, как это происходит для каждого нового продукта – его адаптация к потребителю, разработка новых технологий предоставления и поиск своей ниши клиентов.

— Есть ли у вас статистика по возрастным группам пользования этим продуктом?

— Статистика набирается на каком-то промежутке времени, но кое-что про портрет потребителя сервиса подписки можно сказать уже сейчас. Прежде всего, услуга в большей степени предоставляется на дорогие автомобили, поэтому это клиенты, которые относятся к высшему сегменту среднего класса. Это те люди, которые хотят ездить всегда на новом хорошем автомобиле и при этом хотели бы освободиться от забот, связанных с обслуживанием и рисками, присущими этому новому автомобилю.

Мы считаем, что в сегменте недорогих автомобилей, если брать область экономики шеринга, основной спрос будет все-таки на сервис такси, который уже сейчас в России имеет оборот более 700 млрд рублей в год. Также есть гораздо более узкая и нишевая услуга – каршеринг, рынок которого составляет порядка 20 млрд рублей в год. И как раз здесь потребитель более молодой. Это, как правило, те, у кого нет средств на приобретение машины, но при этом они хотят ездить за рулем. Либо это те, у кого поездки достаточно короткие и непродолжительные. Например, каршеринг берут, чтобы ездить на работу и из офиса домой.

— Как вы думаете, российский менталитет уже готов к тому, чтобы перейти от экономики владения к экономике пользования, в первую очередь если речь идет об автомобилях, или это еще скорее экзотика?

— Я думаю, что люди умеют считать деньги, просто такого понятия как «стоимость владения автомобилем» раньше никто не обсуждал. И возможности такой не было. Если ты хотел иметь возможность ездить за рулем нового автомобиля, тебе приходилось его покупать. Шеринговая экономика, развиваясь, находит возможности снизить стоимость владения машиной и повысить эффективность ее использования. Сейчас все больше людей осознают это, и психологических барьеров больше, чем на европейском рынке мы не видим. В части подписки как формы операционной аренды у сервиса в России будущее есть. Наш потребитель к этому придет.

— А как вы оцениваете роль господдержки в развитии российского рынка лизинга?

— Здесь существуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, крайне позитивным фактором стало то, что государство оперативно с учетом сложившейся ситуации увеличило лимиты по программам льготного лизинга колесного транспорта и спецтехники на 14 % по сравнению с 2019 годом. Вообще, поскольку автолизинг – это наиболее динамично развивающийся сегмент нашего бизнеса, здесь важна в целом поддержка автомобильной отрасли, которая со стороны государства выросла почти в 2 раза.

С другой стороны, тенденция, связанная с Постановлением Правительства РФ № 867 в рамках программы модернизации пассажирского транспорта, участников рынка не радует. Если раньше субсидия на лизинг автобусов была доступна для всех, то теперь доступ к ней имеет только ГТЛК. В этой связи практически половина государственных тендеров проходит с единственным участником, и почти везде цена контракта является заградительной за счет субсидии в размере 60 % от стоимости транспорта. Мы посмотрели на результаты этих торгов и увидели, что доходность по ним достигает 15 % годовых, в то время как в среднем на рынке в 2020-м такие контракты заключались с доходностью 9 % и ниже для лизинговых компаний. Мы активно обсуждаем этот вопрос с Министерством транспорта, чтобы добиться равного доступа к субсидии для всех участников рынка. Мы считаем, что это положительно скажется на уровне лизинговой ставки для конечных лизингополучателей, которая должна формироваться в какой-то конкурентной среде, а не через монопольное ценообразование. И сейчас похожая программа, где эксклюзивную поддержку государства имеет ГТЛК, вводится для внедрения цифровых технологий, разрабатывает ее Минцифры. Мы считаем, что при оказании государственной поддержки через инструменты лизинга у участников рынка должен быть равный доступ к ней, это очень важно. Например, в автолизинге, где работает программа Минпромторга и где есть этот равный доступ, в некоторые месяцы порядка 40–50 % сделок всех участников рынка заключается с ее использованием.

— Долгое время обсуждается регулирование лизинговой отрасли. Как вы думаете, необходимо ли оно в том виде, который предлагается во втором чтении законопроекта?

— В долгосрочной перспективе повышение прозрачности рынка, его регулируемость, отсутствие возможности злоупотреблений дадут большой положительный эффект для рынка. Можно только приветствовать, что в результате возникнет единообразная для всех субъектов отчетность и корректная аналитика. Крайне важно, чтобы законопроект учитывал арендную природу лизинга и не переводил его в чисто финансовую услугу, потому что мы оперируем не деньгами, а имуществом. Для устойчивости рынка большое значение имеет уверенность, что интересы клиента никоим образом не пострадают в случае, если его лизингодатель по каким-либо причинам будет исключен из реестра лизинговых компаний. У нас пока нет понимания, как будет работать этот механизм.

— Вы говорили о том, что малым и средним лизинговым компаниям необходимо искать новые решения для финансирования. В чем здесь заключается проблема?

— В 2020 году лизинговые компании, которые относятся к малому и среднему предпринимательству, испытывали много проблем с финансированием и рефинансированием. Среди основных вопросов – тот факт, что банки практически не предоставляют для них финансирование больше, чем на 3 года, в то время как лизинговые контракты (если не брать автолизинг) имеют гораздо большую длительность (5–7 лет).

Самый большой запрос от малых и средних компаний идет на то, чтобы их воспринимали именно как бизнес, а не как возможность через лизинговую компанию получить какой-то рекорс на лизингополучателя. Этот сегмент игроков рынка работает с малым и даже микробизнесом, и в данном случае ни о каком кредитном регрессе на клиентов речь идти не может.

Мы считаем, что лизинговой отрасли необходимо проявить инициативу и сформировать совместно с банковским сообществом методологические рекомендации, каким образом оценивать качество лизингодателей и какие вообще подходы использовать к структурированию финансирования малых и средних лизинговых компаний. Здесь все в наших руках. Мы должны сами выйти на банковскую отрасль с предложениями о том, как в новой реальности банки с учетом всех рисков и интересов сторон могут финансировать малые и средние лизинговые компании.

Виталий Анатольевич Милованов, генеральный директор ООО «Райффайзен-Лизинг»

Виталий Анатольевич Милованов, генеральный директор ООО «Райффайзен-Лизинг»

— Какие продуктовые ниши и каких клиентов компания «Райффайзен-Лизинг» рассматривает для себя как наиболее перспективные в 2021–2022 годах? Почему?

— Основным направлением бизнеса ООО «Райффайзен-Лизинг» остается финансовый лизинг для всех клиентских сегментов. Наибольшего роста мы ожидаем в сфере лизинга колесной техники и телекоммуникационного оборудования. В первом случае – это ликвидные активы, во втором – стабильный спрос со стороны крупных игроков.

— Какие сервисы «Райффайзен-Лизинг» планирует активно развивать в целях сохранения/увеличения доходности в 2021–2022 годах?

— В малом и микробизнесе мы планируем существенно нарастить долю в сегменте лизинга колесной техники и ликвидных активов, развивать цифровые каналы привлечения и настроить процесс онлайн-одобрения заявок. В среднем и крупном бизнесе автоматизация процессов и уменьшение сроков одобрения сделок тоже стоит на первом месте. При этом мы остаемся универсальной лизинговой компанией, имеющей прямой доступ к ресурсам группы «Райффайзен», что позволяет нам работать с любыми клиентскими сегментами и видами активов, включая лизинг недвижимости и коммуникаций, а также совершать импортные сделки.

— Что на текущий момент, по вашему мнению, мешает еще более активному развитию лизинга в сегменте МСБ? Почему?

— Доля малого бизнеса в общем портфеле компании «Райффайзен-Лизинг» активно растет за счет лизинга автомобилей и колесной техники. В то же время малый бизнес существенно пострадал от пандемии, и его дальнейшая динамика будет зависеть от количества дефолтов в 2021 году и темпов восстановления.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться автолизинг в 2021 году?

— Несмотря на все трудности в экономике, мы считаем, что автолизинг продолжит расти. Отмечу при этом, что в первой половине 2021 года с учетом невысокой доступности автомобилей и роста предложения от лизинговых компаний конкуренция происходит в основном за счет стоимости лизинга, а поддержка от производителей и дилеров несущественна. Во второй половине 2021 года, когда производственные и логистические цепочки восстановятся, рынок может ожидать затоваривания складов наряду с частично удовлетворенным спросом. Это в свою очередь приведет к вынужденным дополнительным мерам стимулирования со стороны всех участников: автопроизводителей, дилеров, лизинговых компаний.

— Планирует ли «Райффайзен-Лизинг» активно развивать оперлизинг оборудования/машин в 2021–2022 годах? Если да, то для клиентов из каких отраслей, по вашему мнению, будет наиболее интересен оперлизинг?

— Данное направление бизнеса не является ключевым в нашей стратегии на 2021 год. При этом мы готовы реализовывать такие сделки в корпоративном блоке по запросам от действующих клиентов в партнерстве с рядом наших вендорных контрагентов.

— На какой вид телекоммуникационного оборудования вы отмечаете спрос со стороны клиентов в 2020–2021 годах? С какими особенностями сталкивается «Райффайзен-Лизинг» при запросе клиента на подобное оборудование?

— Сейчас стабильно высоким спросом пользуются системы хранения данных и серверное оборудование. Повышение спроса на оборудование подобного вида вызвано массовым переводом сотрудников на удаленную работу, а также необходимостью хранить большие объемы данных.

— Какие главные вызовы и риски вы видите в 2021 году? Какие тренды 2020 года, по вашему мнению, продолжат усиливаться в 2021-м?

— Основные тренды года будут связаны с дальнейшей цифровизацией бизнеса лизинговых компаний, включая онлайн-одобрение простых сделок. Будут расширяться цифровые каналы продаж, расти доля электронного документооборота, дистанционного осмотра предметов лизинга. Некоторые компании, по моему мнению, наладят прямое сотрудничество с автопроизводителями (минуя дилеров), начнут тестировать операционный лизинг автомобилей для физических лиц (подписку). В лизинговой отрасли будет усиливаться конкуренция, что приведет к дальнейшему снижению маржинальности бизнеса.

Алексей Александрович Гуров, генеральный директор компании «Форвард Лизинг»

Алексей Александрович Гуров, генеральный директор компании «Форвард Лизинг»

— Какие продуктовые ниши, направления и клиентов «Форвард Лизинг» рассматривает как наиболее перспективные в 2021–2022 годах?

— Мы уже находимся в самом, на наш взгляд, интересном и массовом сегменте – мобильные телефоны. Мы будем продолжать фокусироваться на этом направлении. Наша цель – стать лучшим способом получить смартфон и регулярно обновлять его. Мы будем развивать прежде всего все сервисы вокруг смартфона: сдачу старого в трейд-ин при первой покупке в лизинг для снижения платежа, продажу комплектов смартфон + тариф на связь, смартфон + часы и т. д. У нас нет цели превратиться в маркетплейс всего и вся по подписке. Однако мы все же планируем добавить в линейку еще несколько товаров с понятным потребительским циклом и сильной эмоцией от их использования и обновления.

— Какие сервисы «Форвард Лизинг» планирует активно развивать в целях сохранения/увеличения доходности в 2021–2022 годах?

— В конце 2020 года мы запустили уникальный продукт Forward at Work. Мы верим, что это единственный способ для компаний обеспечить сотрудников отличными устройствами для работы и не разориться. Сотрудники могут получить, скажем, ноутбук на 3 года с 35 %-ной остаточной стоимостью. Если сотрудник через 3 года еще работает в компании, то остаточную стоимость закроет работодатель, и устройство перейдет в собственность сотрудника. В 2021 году это направление для нас будет в фокусе развития.

— Каким вы видите рынок подписки в России через 5 лет? Что на текущий момент, по вашему мнению, мешает более активно развиваться подписке в России?

— Мы верим, что в сегменте смартфонов через 5 лет каждый пятый смартфон будет приобретаться по подписке. В устройствах с более длительным потребительским циклом основное препятствие в России – высокий уровень процентных ставок. Это не позволяет пока делать продукты без удорожания для потребителей на сроки дольше 3–4 лет.

— Что происходит с б/у предметом лизинга после окончания договора подписки? С какими сложностями приходится сталкиваться компании «Форвард Лизинг» в сегменте подписки?

— Напомню, что возврат или апгрейд предмета лизинга – это опция. Поэтому не все устройства, передаваемые нами в лизинг, обязательно возвращаются к нам в конце срока договора. Многие клиенты предпочитают продолжать вносить платеж и выкупать устройство полностью. Возвращенные устройства передаются нашим трейд-ин-партнерам, которые профессионально занимаются реализацией подержанной электроники.

— Охарактеризуйте клиента – типового потребителя услуг подписки? Как менялись поведение и запросы клиентов в 2020 году?

— Наш клиент в среднем более молодой и при этом более состоятельный, чем средний клиент банка по рассрочке. Сервис новый, в нем необходимо разобраться, мы продаем в основном только новейшие флагманы, поэтому сейчас многие наши клиенты – это так называемы early adopters, trendsetters. У них есть средства для покупки за наличные, они негативно относятся к кредитам, при этом осознанно выбирают лизинг (подписку) как интересную новую модель получения нового смартфона. И каждый третий обновляет смартфон через год. А каждый четвертый уже имеет в «Форварде» более одного активного договора на устройство. Чаще всего это второй смартфон (для близкого человека) или ноутбук.

— Как в комании «Форвард Лизинг» происходит процедура изъятия предмета лизинга (в частности, смартфона, бытовой техники) в случае длительной просрочки клиентом лизинговых платежей?

— Мы всегда стараемся делать привычные вещи по-другому и прежде всего рассчитываем на технологии. Так и в работе с просрочкой: благодаря интеграции с Samsung наша система автоматически блокирует смартфон, если клиент находится в длительной просрочке. И также автоматически разблокирует устройство, когда долг погашен. Если клиент соблюдает дисциплину, никакого дискомфорта у него (нее) не возникает.

— В чем отличие подписки на предмет лизинга от процедуры взятия его в рассрочку и какая выгода для потребителя, в т. ч. экономическая?

— У клиента «Фоварда» всегда есть выбор, как поступить с самим устройством. В рассрочке выбора нет: вам дали деньги на покупку чего-то, и деньги надо вернуть в полном размере плюс проценты. В «Форварде» же у каждого устройства есть остаточная стоимость. Клиенту не нужно ее выплачивать при возврате устройства или обмене на новое. Таким образом, с нами клиент выплатит только то, сколько устройство потеряло в цене в результате его эксплуатации. У нас более легкий процесс онбординга, полностью цифровой и безбумажный. Оформление занимает 1 минуту. В банковском продукте существует ряд регуляторных ограничений, которые не позволяют сделать процесс таким же простым для 100 % клиентов.

Вам будет интересно  Деятельность коммерческих банков: Деятельность коммерческих банков

Приложение 3. Рэнкинг ЛК по итогам 2020 года

Рэнкинг лизинговых компаний россии по итогам 2020 года

Место по новому бизнесу (стоимости имущества)Наименование компанииИННРейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 16.03.21Объем нового бизнеса за 2020г., млн руб.в т. ч. оперативный лизинг / аренда, млн руб.Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 2020г., млн руб.Текущий портфель, млн руб.Место по портфелю на 01.01.21Объем полученных лизинговых платежей за 2020г., млн руб.Место по полученным платежам на 01.01.21
01.01.2101.01.2001.01.2101.01.20
12Государственная транспортная лизинговая компания7720261827176 88161 973255 3501 285 8041 097 946195 1593
21«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)7707009586137 870204213 178816 742775 1492154 0492
33«ВТБ Лизинг»7709378229ruAА-120 072189 754602 305580 1413162 3841
47«Газпромбанк Лизинг» (ГК)772829450399 984146 014292 062241 832476 2874
55«ЛК «Европлан»970510161491 918н.д.134 938108 4407н.д.
66«Альфа-Лизинг» (ГК)772816943971 653105 526167 979156 995544 0227
78«Балтийский лизинг» (ГК)7812022787ruA+65 1906590 42680 56865 2041160 7005
810«Сименс Финанс»253624712358 36873 504115 87970 2228н.д.
99«РЕСО-Лизинг»7709431786ruA+56 27985 65487 75572 570951 9046
10«ПСБ Лизинг»772258175936 33340 73553 115н.д.131 78448
1116«Росагролизинг»7704221591ruA33 34162246 02983 19856 5531012 77520
1215«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК)165013059127 81340 09966 08043 4341213 78019
1311«ЮниКредит Лизинг»7710446378ruAАА22 09530 04951 50747 2331424 0339
1417«Открытый Лизинг»770590616419 02228 89846 06328 927167 48727
1523«Интерлизинг»7802131219ruВВВ17 33924 86422 82919 9562316 07613
1620«Райффайзен-Лизинг»770227874716 91722 17333 92727 0331714 35418
1724Универсальная лизинговая компания272108462816 23023 35124 62720 0822015 15716
1825«РЕГИОН Лизинг»773065044515 08725 53149 27739 5291514 55617
1921«СТОУН-XXI» (ГК)771032984314 35921 53022 97220 8612216 28312
2022«Эксперт-Лизинг»745316036512 82718 29819 51017 1802812 14621
21«ДЛЛ Лизинг»771044316912 72018 05020 500н.д.2615 23515
2218«Фольксваген Груп Финанц»770234937011 91016 92320 05121 3412716 93911
2326«Ураллизинг» (ГК)665908640111 78916 85716 26714 2683111 84622
24«Джон Дир Файнэншл»772877264711 69916 37221 355н.д.2511 62323
2512«Мэйджор Лизинг»502409336311 5081 35317 52729 64137 1401820 42610
2629«Система Лизинг 24»77135454019 80811 4359 74310 441417 36628
2719«Элемент Лизинг»77065618759 78714 06713 41319 5393615 41514
2836«Восток-Лизинг»16440317159 75913 83211 9858 240387 01329
2937«Совкомбанк Лизинг»77097804349 7134314 18713 9189 150355 66934
3028«Дойче Лизинг Восток»77072826108 84010 73421 67718 26824н.д.
3133«УралБизнесЛизинг»18350611718 62912 67615 64613 756328 07025
3231«КОНТРОЛ лизинг»7805485840ruВВ+8 15613 40023 48718 617216 30430
3339«Комацу БОТЛ Финанс СНГ»77046385798 04711 16310 4198 040407 72526
3432«Металлоинвестлизинг»46330139037 31910 22514 49214 045338 44424
3540Лизинговая компания «Дельта»2463057784ruВВВ-7 29510 32110 7348 546396 08831
3638«ТаймЛизинг»2536167439ruВВ+5 1927 7659 2798 21642н.д.
37«Техтранслизинг»77435341965 1826 1078 464н.д.432 88140
3834«Северная Венеция» (ГК)78106365984 70236 86416 38615 627305 85633
3944«КузбассФинансЛизинг»42210208384 602406 6997 6565 276443 47037
4042Сибирская лизинговая компания08141070174 5656 59012 76512 56437н.д.
4143«ЧелИндЛизинг» (ГК)74531012323 9415 4486 1136 499454 53335
4254«ИКС-Лизинг»78103501973 7456 0185 8921 826461 49051
4350«ПР-Лизинг» (ГК)2781811103 13674 5474 4072 354511 80347
4445«Альянс-Лизинг»78254969853 0134 2924 5054 592503 53736
4547«РАФТ ЛИЗИНГ»38057032732 7164 0074 2393 003522 54441
4641«ЗЕСТ» (ГК)78256728702 5163 87317 01117 932292 90939
4746«Лизинг-Трейд»16550966332 4723 8934 9854 191492 42542
4849«Абсолют Лизинг»77294077812 3834 0515 1944 003481 23956
4955Объединенная лизинговая компания50530177831 9893 0364 1562 648531 71049
5030«Транслизинг-сервис»77075346021 7981 7984183 0943 956573 37638
51«Финансовые системы»97292920441 7502 8972 227н.д.65245100
52«Форвард Лизинг»77143452751 6831 6832 2651 870н.д.7598160
53«Транспортная ЛК»76060418011 6522 6363 864н.д.54н.д.
5457«Опцион-ТМ»77275242401 6372 5303 2662 82356н.д.
5551«Уралпромлизинг»74490411321 5682 3112 6202 24360н.д.
56«Бизнес Кар Лизинг»50290592141 531672 3062 625н.д.5990062
5748«ТСС-Лизинг»78054332711 5262 3063 4033 653552 02246
5858«Интеза Лизинг»77241399161 5262 0351 8811 820741 42552
5966«ЛК «М7»59480405251 4492 3262 6621 7015899259
6056«Транслизинг»74530903331 37221 9391 6841 421791 32954
61«ФМФ»77099446111 3061 9302 462н.д.6168172
62«Национальная ЛК» (ГК)77053036881 2511 9042 123н.д.681 35953
6367«Ак Барс Лизинг»16560256351 2481 8102 2163 212672 25344
6470«ТЕХНО Лизинг»77236096471 2401 8481 6889807868671
6583«Промагролизинг-Центр»77176746701 1781 7492 036н.д.701 51850
6635«МАШПРОМЛИЗИНГ»77054569101 1421 85628 53030 703192 37843
6752«Инвест-лизинг»74471678771 0521 5452 2232 242661 30855
6872«ГЕН ЛИЗИНГ»91020262839901 4271 2449099172269
69«Реалист-лизинг»77057340999261 7842 399н.д.6242484
7079Межрегиональная инвестиционная компания35251493109071 3371 2691 0758887164
7164«АС Финанс»66721449108731 3521 9681 715721 08757
7260«НГМЛ финанс»77366526188501 2772 1192 37469н.д.
7361Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан275913140ruA-8489171 7381 1017744382
7465Региональная лизинговая компания Ярославской области7606117095ruA-8361 2561 9641 0517335691
75«Полуприцеп»77511521518291 127963н.д.101н.д.
7663«Роделен»78133794128181 2962 0151 9807191161
7771«СпецИнвестЛизинг»7730665201ruВ-8201 3292 3532 1556382967
7888«ЛК Сеспель-Финанс»21301441597771 0841 0256469842385
7982«ЭкономЛизинг»6455041925ruВВ+7701 1511 1828549466474
8075«КВАЗАР лизинг»77235610967691 1971 1649799677068
8177«Столичный Лизинг»7701699414ruВВ+7481 1421 2571 489891 03558
8278«МСБ-Лизинг»61642189527331 1221 3131 1788468870
8390«Лизинг-Медицина»773314967873091096371910042583
8468«БелФин»31231809447221 0481 3831 30782н.д.
8574«БЭЛТИ-ГРАНД»77281924136931 0681 2931 0308656077
8680«СГБ-лизинг»35252785096881 0481 3241 1708366873
8769«ЛИКОНС»77023195846889661 2181 7719286665
8896Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)1435333590ruВВВ+6861 449819355103125108
89«Технологии Лизинга и Финансы»77510327216709271 167н.д.9555378
9081Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан16550992716571 0151 2761 1578787863
9153«ПЕАК Лизинг»77076278256527675 3314 311472 19845
92«Лизинговые Решения»7751016102614789993н.д.9965575
9362«ЛК Азия корпорейшн»77082715225878222 2812 3806483766
9487«Солид-Лизинг»7714582540ruВ5491249231 3001 1698539989
9592«Титан»3808235640543582179859810447981
96101«Петербургснаб»780118223554178666510530897
97121«БИЗНЕС АЛЬЯНС»77085821975238041 7455 46376н.д.
9889«ДиректЛизинг»77096730485201579888571210252579
9976«Лизинговое агентство»61650977575187301 5081 3988141987
100«Оптио»78404176744916921 246н.д.9062076
10191«Аквилон-Лизинг»5837026589ruВВ-4877311 0269099742186
10273«Инавтотрак Лизинг»78423063604306466401 012108н.д.
103103«Аренза-Про»770341361442666850724911330398
10486«НБД-Банк»520000022242060748049811481115
10594Независимая лизинговая компания772862717439957365353610635092
10695«ЛК Пруссия» (ГК)»391850196939063164058610952180
107120«Аспект»771050226237956637517121119110
10898«Инвест-Бизнес Лизинг»143526573436258641350511741688
10985«Пионер-Лизинг»2128702350349726191 2041 0359339790
11099«Лентранслизинг»781638786032452264546310733795
111102«СпецАвтоТехЛизинг»7726290542289844246344711533894
112108Пензенская лизинговая компания5836679578269331412296118227101
113«Велкор»7725156583254379428н.д.116125109
11497«Центр-Лизинг»482605693523731053354011133596
115104Межрегиональная лизинговая компания (Ижевск)183107368022534553848211027899
116100«ЮСТЭК-Лизинг»423801019319126940949211934593
117113«Байтек Лизинг»760421678117124039247412095113
118109«Проминвест»4205017771128197240290124191103
119«Дом Лизинга»7453146226111161251н.д.12393114
120«Волгопромлизинг»631402215899141516н.д.112н.д.
121112«Энергоинвест»770157219090140142155128112111
122111«Техмедлизинг»773145754090151171167126131106
123ЛК «ЦФМ»352510757481108163н.д.127186104
124Первоуральскбанк662500010079111108н.д.13012117
125119ЛК «ЛИАКОН»770854327967123265275122126107
12627«БАЛТОНЭКСИМ Лизинг СЗ»78135058046710214 09921 486345 92832
127114«Аксиома-Лизинг»77366428506498139123129100112
128118«Анлагелизинг»77098753402741645813139116
129105«НГМЛизинг Проект»77203979302132178363125192102
122АКБ «ЦентроКредит»7707025725н.д.н.д.1 6331 84480137105
«Трансфин-М»7708797192ruВВВ+н.д.н.д.143 603н.д.642 3988

* Компания «ВЭБ-Лизинг» не предоставила данные, однако агентство полагает, что она входила бы в топ-5 участников рынка по объему НБ.

1 Сегмент лизинга недвижимости отнесен к корпоративным сегментам в силу наличия разовой крупной сделки в 2019 году, оказавшей значительное влияние на динамику рынка и обусловившей высокую базу данного сегмента в 2019 году.

2 Индекс Херфиндаля – Хиршмана является показателем, используемым для оценки степени монополизации отрасли; его рассчитывают как сумму квадратов долей каждой компании в отрасли.

3 Статистика по таким отраслям, как автобумы и деревообрабатывающее оборудование, ведется с 2020 года.

4 В данном случае под реструктуризацией сделок подразумевается изменение условий лизингового договора (пересмотр графика платежей, ставок, предоставление каникул по лизинговым платежам, пролонгация сроков и т. п.) по причине того, что у клиента возникли трудности с выполнением обязательств перед лизингодателем, в т. ч. из-за COVID-19.

5 Куда агентство относит лизинговые активы, платежи к получению по которым просрочены свыше 30 дней, реструктурированные договоры, задолженность по расторгнутым договорам лизинга, изъятое лизинговое имущество, прочие потенциально проблемные активы.

6 Компаний, находящихся под контролем банков, а также банков, заключающих лизинговые сделки.

7 Компания «ВЭБ-лизинг» не предоставила данные для участия в исследовании, однако агентство полагает, что она входила бы в топ-20 участников по объему НБ.

8 Статистика по сегменту ведется с 9 месяцев 2020 года.

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Источник https://raexpert.ru/researches/leasing/2020/

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Предыдущая статья Монтажно демонтажные работы
Следующая статья Торговля акциями для чайников