Что такое тендер?

Содержание

Что такое тендер?

Тендеры можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от цели проведения их можно выделить:

  1. Тендеры на продажу.
  2. Тендеры на закупку.

С процессуальной точки зрения, различают следующие виды тендеров:

  1. Конкурсы.
  2. Аукционы.
  3. Двухэтапные конкурсы.
  4. Запрос предложений.
  5. Конкурентные переговоры.
  6. Запрос ценовых котировок.
  7. Прочие процедуры.

По форме проведения различают открытые и закрытые тендеры. При открытой форме закупки принять участие в ней вправе любой желающий. Закрытая форма предполагает, что заказчик отправляет приглашения ограниченному числу лиц. Закрытые тендеры проводятся при узкой специализации закупки или при наличии признаков государственной тайны в предмете закупки.

Информация об открытых торгах размещается в свободном доступе и ознакомиться с ней вправе любой желающий. Извещение о проведении закрытой закупки может не размещаться вовсе, если в предмете закупки имеются признаки государственной тайны. Выбор открытой или закрытой форм закупки производится заказчиком на основании положений действующего законодательства.

Тендеры могут проводиться в бумажном или электронном формате . Практически все закупки сегодня по умолчанию предполагают электронную форму. Тендеры в электронном виде проводятся на электронной торговой площадке (их перечень ограничен Правительством). Бумажные закупки используются в исключительных случаях, например, при проведении торгов за пределами РФ.

Различают также конкурентные и неконкурентные закупки. Большинство закупок сегодня являются конкурентными. Неконкурентным способом является только закупка у единственного поставщика. Она не предполагает проведение торгов, и контракт подписывается напрямую с единственным поставщиком. Данный тип закупки может применяться государственным заказчиком в строго ограниченном перечне ситуаций, так как в этом случае не соблюдается принцип бюджетной экономии. Например, закупить товары у единственного поставщика можно при закупке малого объема на сумму до 100 тыс. р. с учетом ежегодного лимита на такие закупки.

Краткая предыстория о тендере

О таком понятии как «тендер» впервые заговорили в Америке в период окончания Второй Мировой войны. Именно американцам пришла в голову идея разработать систему тендеров. Определенную долю в этом сыграла борьба с коррупцией. Как оказалось, много денег оседало в карманах нечестных чиновников и совсем не использовалось на нужды общественности.

В России же узнали о том, что такое тендер несколько позднее, ближе к суровым 90-м годам. Однако большинство руководителей предприятий не стремились воспользоваться удачными нововведениями, поскольку еще не успели толком во всем разобраться.

Что такое тендер простыми словами?

Слово «тендер» переводится на русский язык как «предложение». Сам же термин не закреплен в законодательстве РФ, вместо него используются «торги», «конкурс», «аукцион». Однако само слово очень прочно закрепилось в бизнес-среде.

Тендер – это процедура отбора исполнителей на основе принципа конкурентной борьбы. Цель – закупка товаров, работ и услуг. Итогом является заключение контракта между заказчиком и исполнителем по наиболее выгодным для обеих сторон условиям.

Участие в тендерах регламентируется несколькими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

  1. Гражданский Кодекс РФ: разъясняет порядок проведения всех видов торгов, кроме тех, где участниками являются органы государственной и муниципальной власти.
  2. Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: регламентирует проведение торгов, в которых организаторами выступают органы государственной и муниципальной власти.
  3. Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: определяет проведение тендеров для государственных корпораций и учреждений, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных и дочерних обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%.

Несколько особенностей тендера

Как и любой конкурс или мероприятие, связанное с торгами, тендер имеет ряд собственных особенностей. К примеру, все сведения, касающиеся того или иного финансового события, как правило, находятся в открытом доступе и максимально прозрачны. Победить в таком своеобразном состязании может лишь тот участник, который, по мнению заказчика, предоставил наиболее привлекательные услуги или выгодные товары.

В свою очередь в роли организатора конкурса могут выступать частные либо государственные компании, которых интересует тендер торгов. В отличие от коммерческой структуры, государственные организации проводят мероприятие за счет бюджета, а не за счет средств спонсоров.

Для участия в торгах необходимо подать заявку на рассмотрение специальной конкурсной комиссии. И, наконец, данное действо имеет свой норматив, состоящий из трех частей: аукциона, конкурса, а также запроса котировок.

Подготовка к проведению тендера со стороны заказчика

Проведение любого закупочного или тендерного мероприятия должно быть оформлено со стороны заказчика путем подготовки специального пакета документов. Так, например, в процессе организации тендера или закупки должны быть подготовлены следующие документы:

  • извещение или иной документ, который будет размещен на доступных всем потенциальным участникам процедуры ресурсе. В этом документе должны находиться сведения о том, когда и где будет проводиться закупочная или тендерная процедура, какой планируется стоимость заключаемого контракта, а также есть ли специально привлекаемые организации для проведения торгов;
  • документация о закупке или тендере. Она также размещается в сети интернет на тех ресурсах, где все потенциальные участники и заинтересованные лица смогут с ней ознакомиться (если только речь не идет о закрытых процедурах). В документации потребуется отразить максимально подробно информацию о проводимой закупочной процедуре, о том объекте закупки, который хотелось бы приобрести, а также прикладывается проект контракта, который в последующем будет заполнен по итогам подведения результатов процедуры. В самой документации, техническом задании к проводимой тендерной процедуре, а также в проекте контракта должны содержаться все подробные характеристики объекта тендера или закупки, а также условия, которые должны быть соблюдены тем исполнителем, который берет на себя обязательства по контракту. Такое дублирование происходит по причине того, что техническое задание и проект контракта являются самостоятельными приложениями к документации.

Основные этапы организации тендеров с позиции заказчика

Организатором торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут выступать бюджетные и казенные учреждения, унитарные предприятия и иные виды юридических лиц и бюджетных учреждений.

Процедура проведения тендеров будет различаться в зависимости от закона, который регулирует закупку. Государственные закупки проводятся с учетом 44-ФЗ «О контрактной системе». Заказчиками по данному закону выступают государственные учреждения, органы государственной и муниципальной власти, государственная корпорация Росатом.

Например, при закупке товара из утвержденного Правительством перечня заказчик может проводить тендер только в формате электронного аукциона .

44-ФЗ устанавливает запреты на закупку товаров определенной марки, содержит антидемпинговые меры, вводит меры в части обеспечения участия и обеспечения реализации контракта. Законодательство предусматривает минимальную долю контрактов, которые подписываются с представителями малого бизнеса , по итогам года.

Тендеры, которые регулируются положениями 223-ФЗ, проводятся следующими категориями заказчиков:

  • госкорпорациями;
  • субъектами естественных монополий;
  • государственными и муниципальными предприятиями;
  • автономными учреждениями;
  • хозяйственными и дочерними обществами, доля участия РФ в которых свыше 50%.

Особенностью проведения тендеров по 223-ФЗ является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает и утверждает положение о закупках, в котором прописывает общие требования к их проведению и механизм.

То есть 223-ФЗ более лояльно регулирует процедуру проведения закупок, и многие аспекты прохождения тендера участники вправе определять самостоятельно. Но после утверждения Положения заказчики должны неукоснительно его придерживаться.

Создание контрактной службы

Перед началом работы заказчику следует сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Выбор формы организации отдела закупок зависит от совокупного объема заказов. Специалисты в области закупок должны обладать необходимой компетенцией в данной отрасли и регулярно проходить переподготовку.

Планирование закупки

Заказчик должен спланировать свои закупки на год с учетом имеющихся потребностей и лимитов по финансированию. На основании сформированных плана и плана-графика в дальнейшем проводятся торги в течение года.

При планировании заказчику нужно определиться с формой проведения закупки.

Выбор формы проведения тендера зависит от предмета закупки. Конкурсы проводятся заказчиками в случае, если предмет договора является технически сложным, и особые требования предъявляются к квалификации участника закупки и к его финансовой устойчивости (например, если заказчику требуется построить или спроектировать здание). При конкурсе подрядчик определяется на основе комплекса критериев для оценки: это различные квалификационные, качественные и ценовые параметры, каждому из которых присваивается свой удельный вес.

Аукцион проводится в случае, если единственным критерием для отбора победителя становится цена. Его отличает от конкурса то, что в ходе тендера участник может изменять свое предложение с учетом предложений от конкурентов. Похожей формой закупки выступает запрос котировок (иногда он именуется запросом цен).

Такой способ закупки, как запрос предложений, не регламентируется Гражданским кодексом. В рамках запроса предложений заказчики оценивают заявки участников не только по цене, но и по дополнительным квалификационным параметрам.

Формирование и размещение закупочной документации

На указанном этапе заказчику нужно подготовить документацию по закупке. Она включает в свой состав:

    извещение о закупке протокол с указанием на участника, который сделал наилучшее предложение. Сведения об этом размещаются в открытом доступе.

Какие виды тендеров бывают?

Тендеры делятся на 3 вида: государственные (по 44-ФЗ), корпоративные (по 223-ФЗ) и коммерческие.

Начинающему участнику лучше начинать с государственных тендеров (госзакупок). Это объясняется некоторыми преимуществами. Здесь действуют строгие условия проведения, требования к участникам собраны в стандартный перечень, определены сроки оплаты за исполнение обязательств и определен типовой набор информации и документов, которые необходимо предоставить в своей заявке. Все это в значительной мере упрощает процедуру участия.

После наработки опыта в закупках по 44-ФЗ можно пробовать свои силы в тендерах по 223-ФЗ или коммерческих тендерах. Начинать с них не рекомендуется из-за сложности процедур. Потребуется время, чтобы в них разобраться и определенный навык, который приобретается в ходе участия в закупках по 44-ФЗ (государственных).

По характеру проведения тендеры бывают конкурентные и неконкурентные. К конкурентным мероприятиям относятся:

  1. Конкурс (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
  2. Электронный аукцион.
  3. Запрос котировок – самая простая и быстрая процедура закупок.
  4. Запрос предложений.

Тендеры могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме. Согласно п. 2 ст.24 44-ФЗ к электронным процедурам относятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Большая часть тендеров в настоящее время проводится в электронной форме.

Как проходит конкурс

Информирование заинтересованных лиц о том, что начался прием заявок от пользователей, происходит через средства массовой информации и посредством интернета. Начинается публикация списка документов для участия, указывается интервал времени, когда можно принести заявки, дата, место тендера.

Где могут проводиться торги?

Большинство торгов принято проводить на специальных виртуальных платформах. При этом их выбор зависит от рода деятельности, потребностей и опыта будущего участника, желающего выиграть тендер. Электронная торговая площадка в свою очередь служит отправной точкой для организаторов и поставщиков услуг и товаров.

На просторах этого интернет-ресурса, фактически выполняющего роль посредника между продавцом и заказчиком, проводятся специализированные электронные аукционы, выполняются онлайн-сделки и проходит полноценное обучение для новичков. Ярким примером является платформа РТС.

Как узнать кто выиграл тендер?

По итогам торгов, через 20 дней после рассмотрения заявок, протокол с содержанием информации об участниках и победителях тендера предоставляется для публикации в СМИ. Результаты закрытых торгов доносятся до победителей в индивидуальном порядке.

Внесение обеспечения

Также участнику не стоит забывать о необходимости внесения обеспечения участия в закупке. Сумма обеспечения определяется заказчиком на основании НМЦК контракта.

На основании Постановления Правительства №439 от 2018 года заказчик устанавливает обеспечение заявки, если НМЦК свыше 1 млн р. На основании ч. 16 ст. 44 44-ФЗ величина обеспечения устанавливается как:

  1. 0,5-1% от НМЦК при цене контракта 5-20 млн р.
  2. 0,5-5% от НМЦК при цене контракта свыше 20 млн р.

Правила

Поставщик, увидев в ЕИС извещение о проведении того или иного вида торгов, оставляет свою заявку, составленную в определенной форме. Такая заявка подается в письменном виде, в запечатанном непрозрачном конверте. Также она размещается в электронной базе ЕИС.

В заявке участника содержится основная информация о его организации, подтвержденная документами, которые поставщику рекомендуется подготовить заранее. Кроме того, заявка должна содержать в себе предложение относительно объекта закупки, а также все необходимые подтверждающие документы, предусмотренные конкурсной документацией (включая документы, подтверждающие квалификацию поставщика, если они требуются).

Поставщик обязан в качестве обеспечения своей заявки внести определенную сумму, которая подтверждается соответствующим документом (платежным поручением, банковской гарантией).

Выбор победителя осуществляется после того, как все заявки, поступившие за указанное в извещении время, будут обработаны и учтены. При этом важно помнить, что поступающие в электронную систему предложения недоступны для заказчика до момента истечения срока тендера, а приходящие по почте заявки не вскрываются до этого же времени.

Согласно регламенту проведения торгов, содержащемуся в ст.49 Закона № 44-ФЗ, извещение о тендере размещается в ЕИС не позднее чем за 20 дней до момента рассмотрения всех заявок.

Определение победителя осуществляется по-разному для различных видов торгов. Так, например, в случае запроса котировок побеждает заявитель, предложивший самую низкую цену. Естественно, при этом все требования, указанные в заявке, должны быть соблюдены.

Подготовка к тендеру со стороны исполнителя

Если речь идет об участнике закупочного мероприятия, то после выбора того тендера или закупки, в которых он планирует участвовать, ему потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих его право на участие в таком мероприятии. Такое требование сформулировано в действующем законодательстве и для государственных и муниципальных заказчиков , и для коммерческих организаций, проводящих закупки в соответствии со своими требованиями.

К числу основных документов, которые потребуется приготовить, относятся:

  • уставные документы в виде заверенных копий, которые подтвердят право потенциального исполнителя по контракту участвовать в конкретной процедуре;
  • декларация или иные документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя требованиям действующего законодательства, а также тем требованиям, которые сформулированы в документации о проводимой закупке;
  • при поставке товара потребуется предоставить документы, подтверждающие прохождение им процедуры сертификации (если такая процедура является обязательной), а также страну происхождения (в случае установления заказчиком требований о конкретной стране происхождения товара);
  • в случае если закупаемые работы или услуги должны быть выполнены квалифицированным персоналом , потенциальный исполнитель должен предоставить документы о квалификации своего персонала, а также при необходимости о наличии лицензий на осуществление каких-либо действий у определенных сотрудников (например, о наличии лицензии охранника у сотрудника, который будет выполнять физическую охрану объекта заказчика);
  • если должны быть выполнены определенные работы, для которых необходимо наличие специального оборудования, то потребуется предоставить документы, подтверждающие наличие такого оборудования в собственности или лизинге у потенциального исполнителя.

Зарегистрироваться на торговой площадке

Теперь надо выбрать торговую площадку для размещения тендера. В поисковых системах их десятки.

На коммерческих торговых площадках нет строгого отбора, можно размещать любой тендер. На Главном портале закупок тендеры размещают только госзаказчики вроде школ, университетов, больниц.

Чтобы зарегистрироваться на любой торговой площадке, нужна цифровая подпись и пакет документов, который агрегатор или площадка запрашивает для регистрации. Чаще просят:

  • копию устава;
  • ИНН;
  • ЕГРЮЛ;
  • документы о том, что руководитель организации вправе подавать такие заявки на регистрацию.

Если есть все нужные для участия в тендере документы и электронная подпись, регистрация занимает не больше двух часов.

После регистрации можно участвовать в закупках — создать тендер и подготовить конкурсную документацию:

  • проект заявки;
  • проект договора;
  • положение о проведении этого аукциона — подробно описать, что надо закупить, для чего, кому.

Какие документы предусмотрены для заказчика?

При участии в тендере заказчику необходимо предоставить коммерческую и техническую документацию. При этом в первом случае он обязан выполнить следующие пункты:

  • описать сам объект торгов;
  • указать детальную информацию о требованиях к претендентам;
  • описать условия будущего контракта;
  • предоставить всем участникам открытую информационную карту;
  • указать порядок предоставления заявок для торгов.

Во втором же случае заказчик описывает стоимость, которая его устраивает, график платежей, детали оплаты и предполагаемые варианты финансирования.

Где искать тендеры бесплатно?

Ищите заявки в интересующей вас сфере. Введите в поисковую строку ключевые слова, это поможет понять, есть ли спрос на данные товары, работы, услуги, встречаются ли эти ключи в документации заказчиков.

Проанализируйте найденную информацию: насколько часто проходят процедуры по закупке вашей продукции, на какие суммы, кто побеждает и т.д. Это поможет оценить рентабельность участия в закупках.

Мониторить можно рынок те только по всей России, но и конкретно в вашем регионе. Для новичков проще организовать поставку по месту своего проживания, чем в отдаленные регионы.

Если ваша продукция относится к редкой категории, то вероятность заработка в тендере невелика. Попробуйте рассматривать смежные и более выгодные ниши. Это называется веерное участие. Веерно можно участвовать сразу в нескольких нишах. Выгоднее всего выбирать поставки товаров. Здесь не требуется предоставление всевозможных лицензий и разрешений, а прибыль (маржа) может доходить и до 50%.

Искать бесплатно информацию о закупках можно непосредственно на самих «федеральных» электронных торговых площадках. В настоящее время их восемь:

  • Сбербанк АСТ
  • Государственная тендерная площадка Росэлторг
  • Электронная площадка торгов РТС тендер
  • ЭТП ТЭК-Торг
  • ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка
  • ММВБ — Национальная электронная площадка
  • Электронная торговая площадка Заказ РФ
  • Российский аукционный дом

РТС-площадка: что, где и как?

«РТС-тендер» – электронная торговая площадка, существующая с 2010 года и позволяющая выполнять закупки для нужд муниципального и государственного значения. Согласно ее регламенту, во время аукциона привлекаются следующие лица:

  • заказчики;
  • операторы сайта;
  • представители специализированного уполномоченного органа власти;
  • поставщики услуг и товаров;
  • независимые регистраторы;
  • представители контролирующих и проверяющих органов;
  • сотрудники удостоверяющего центра.

«РТС-тендер» (электронные площадки данного типа относятся к платформам федерального значения) содержит отдельные вкладки по правилам проведения торгов, дает советы новичкам и предоставляет целый ряд услуг для заказчиков и исполнителей.

Например, покупателям на портале предлагают полную законодательную базу, касающуюся торгов, позволяют воспользоваться аналитикой для мониторинга всех электронных закупок по региону.

Продавцам же площадка «РТС-тендер» дает возможность пройти аккредитацию и найти подходящего заказчика. Кстати, самим заказчикам предоставляется бесплатная проверка поставщика сразу, после того, как они пройдут процедуру регистрации и поместят заявку на организацию торгов. При этом они имеют возможность отслеживать статус возможного контрагента на протяжении всего тендера.

Выбор победителя

После получения заявок закупочная комиссия проверяет их и определяет победителя по заранее утвержденным критериям. В конкурсе побеждает участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, в аукционе – предложение с самой низкой стоимостью.

По итогам аукциона заказчик обязан сформировать итоговый протокол и разместить его в открытом доступе.

Что такое закрытый тип торгов?

Зарытые торги предусматривают участие строго ограниченного числа компаний-участников, владеющих определенной лицензией. Такой конкурс, как правило, проводится при необходимости реализации или заказа специфической продукции или услуг. К примеру, закрытый тендер актуален во время госзакупок продукции, необходимой для нужд оборонной промышленности.

Подготовить и разместить конкурсную документацию тендера

Особых требований к документации тендера в законе нет. Есть общие юридические рекомендации — например, заказчик готовит документы к тендеру: пишет инструкции по заполнению документов, описывает порядок заключения контракта, порядок рассмотрения и изменения заявок, а также объект закупки — что именно хочет купить или сделать.

В документации не должно быть разногласий между данными в сопровождающих документах и в объявлении тендера. Например: заказчик хочет достроить здание и выставляет тендер, чтобы найти строителей. В тендере нет чертежей, данных по объекту. Строительная компания хочет участвовать и просит заранее показать чертежи, обозначить объем работы, чтобы понять, насколько выгодно это предложение. А заказчик отвечает, что все данные по объекту получат только те, кто выиграет тендер. Может оказаться, что придется достраивать, но деньги на такую работу не заложены в тендере, а в договоре написано, что нужно сделать все необходимые работы на объекте.

Условия тендера должны быть прописаны четко и просто. Если простоты и точности нет, тогда исполнитель будет писать и уточнять информацию. Публиковать тендер можно после того, как вся информация будет доступной и понятной.

Государственные и коммерческие тендеры

Тендер — это торги, в которых заказчик объявляет, что ему нужно выполнить определенную работу в пределах определенной суммы, а исполнители соревнуются за то, чтобы получить этот заказ. Тендеры могут быть от госзаказчиков и от частных компаний. Гостендеры подчиняются двум законам — 223 ФЗ и 44 ФЗ, изменения в этих законах происходят почти каждый день.

Коммерческие тендеры чаще проходят в форме конкурса и аукциона и подчиняются статьям 447-449 гражданского кодекса и положению 135 ФЗ о защите конкуренции.

Запрос котировок (ЗК)

Запрос котировок относится к конкурентному способу выявления исполнителя, для осуществления закупок до 500 00 рублей. Информация о запросе котировок доступна для неограниченного круга заинтересованных лиц. Определяющим критерием для выявления победителя служит низкая цена, при соблюдении требований к оформлению тендерной заявки. Обеспечение заявки является необязательным. Такой способ закупок максимально упрощен и позволяет заказчику определить победителя и заключить контракт в короткие сроки.

Котировочная заявка подается исполнителем единожды, но предполагает внесение изменений или отзыв заявки в случае корректировки заказчиком извещения. Протокол запроса котировок общедоступный, составляется в двух экземплярах и подписывается участниками комиссии.

Какие требования предъявляются к исполнителям при проведении тендеров

Если судить по текущей практике, то в большинстве случаев к тендерному отбору прибегают крупные организации, которые размещают объемные заказы. Справедливо их желание при проведении тендеров рассмотреть все предложенные варианты и выбрать для себя наиболее квалифицированного и надежного исполнителя. Организуют подобные мероприятия как государственные учреждения, так и коммерческие компании.

Остановимся подробнее на тех требованиях, которые предъявляются к исполнителям при проведении тендеров.

  1. Начинающим конкурсантам придется сложно, учитывая отсутствие опыта и портфолио, на который обращают внимание большинство заказчиков.
  2. Юридические лица должны подтвердить свою безупречную репутацию и квалификацию сотрудников, сдав полный пакет документов.
  3. К участию в конкурсе и аукционе допускаются физические лица, если подаваемые документы соответствуют законодательству. По федеральным нормам, организатор не имеет права отказывать участнику только на основании его статуса. Тем не менее, практика показывает, что физлицам почти никогда не достаются крупные заказы. Ведь в большинстве случае они сталкиваются с огромными трудностями, в их числе – проблемы с оформлением обеспечения по заявке, отказы в участии в тендере в связи с отсутствием разрешительной документации и др.
  4. Не лишены права участвовать в закупках и индивидуальные предприниматели. Как и юрлица, они должны предоставить доказательства своей финансовой стабильности и компетентности по указанному заказу.

Как выиграть тендер?

Что же нужно для эффективного результата по тендерам?

  1. Понять, что участие в закупках – это дополнительное направление продаж и продвижения вашего бизнеса. Научитесь пользоваться этим инструментом, чтобы он приносил пользу вашей деятельности, а не вредил ей.
  2. Развивать в себе предпринимательское мышление. Закупки – это большой стресс, они требуют много времени и сил, определенных умений (вести переговоры, работать с аналитикой, рассчитывать рентабельность, предугадывать риски и др.).
  3. Изучить теоретическую базу — это 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  4. Нарабатывать практические навыки: поиск информации, расчет рентабельности, анализ рынка, подготовка документации, участие в электронных процедурах, работа с заказчиками, логистика, поиск инвестиций и др.
  5. Наличие необходимого инструментария: действующее ИП/ООО, наличие ЭЦП, регистрация на Госуслугах, в ЕИС, авторизация на электронных площадках, наличие спецсчета, настроенный компьютер, доступ в интернет, финансовый запас, сканер, принтер, копир или МФУ «3 в 1».
  6. Использовать веерное участие, т.е. сразу в нескольких нишах. Это подойдет для тех, кто не привязан жестко к одному направлению. Отталкивайтесь от нужд заказчиков, ищите товар и предлагайте его. Можно действовать в обратном направлении: найти интересных производителей и искать закупки под их продукцию. Навык работы в обеих схемах называется стратегией.
  7. Анализировать свои результаты. Заведите таблицы, схемы и отслеживайте эффективность своего участия в закупках. Подводите итоги и делайте выводы.
  8. Развиваться. В начале пути нет смысла привлекать сотрудников. Погрузитесь в тендерные продажи самостоятельно, изучите процесс лично. Только разобравшись можно переходить к автоматизации бизнеса. Работайте над качеством, а не над количеством.
  9. Повышать квалификацию. Закон – это живой организм, он постоянно изменяется, поэтому необходимо постоянно следить за актуальностью нормативов. Есть смысл пройти обучение самостоятельно, или если вы имеете штат сотрудников, то отправить их на обучение.
  10. Повышать результативность (конверсию). Хорошим показателем будет, если вы поучаствуете в 10 закупках и выиграете из них 2-4 (20-40%). Чтобы делать какие-то выводы, мало поучаствовать в 2-3 закупках, попробуйте свои силы в 10-20 закупках.

Независимость участников тендерного комитета

Состав тендерного комитета должен формироваться из сотрудников, независимых в принятии решений, как в профессиональном смысли, так и в смысле административной и психологической зависимости от других руководителей или внутренних групп. Для создания прозрачной и регулярной процедуры желательно привлечение одного внешнего специалиста имеющего опыт работы в коллегиальных органах управления

Наиболее сложное, ответственное и судьбоносное решение это выбор руководителя (председателя) тендерного комитета, который должен обеспечить регламентированное, профессиональное и объективное рассмотрение вопросов и принятие наилучших решений. Очевидный (казалось бы) вариант – назначить одного из функциональных руководителей компании (чаще – финансовый или коммерческий директор) не всегда дает желаемые результаты – сказываются позиционность, внутренние конфликты и связи. Эффективное решение в каждом случае – будет индивидуальным, учитывающим портфель компаний и структуры управления, внутренние группы и личные качества топ-менеджеров, а так же возможность привлечения внешних экспертов.

В этом вопросе попытки упростить и сократить (с ущербом для качества) обходятся многократными потреями, поскольку фактор независимости и объективности имеет решающее значение для репутации компании, проводящей объективные тендеры, что благоприятно сказывается на росте конкуренции и снижении цен, и экономии при закупках.

Приглашение потенциальных поставщиков в тендер

Чем лучше проинформированы потенциальные участники тендеров и шире их круг, тем больше заявок, тем выше конкуренция и тем лучше цена. Вот что включает необходимый минимум:

–– объявления в профильных печатных и электронных СМИ;

–– рассылка писем в СРО и отраслевые ассоциации (например, для тендеров по строительной теме кроме объявлений в «Строительной газете» и на соответствующих интернет-порталах, надо направить письма-оферты в региональные СРО);

–– рассылка приглашений участвовать в тендере напрямую потенциальным поставщикам (адреса берутся из специализированных справочников и других доступных баз данных);

Если первичный выбор аудитории сделан правильно, то отклик составляет 5–10%. Если в письме дана точная информация о тендере и нет дискриминационных заградительных мер, то 50–70% из откликнувшихся поставщиков подают заявки на тендер.

Работа с заявками

Этап предварительного отбора не должен превращаться в отсеив новых и расчистку поля для поставщиков-откатчиков. Потому важно разработать внятное и без лишних требований ТЗ. На следующем этапе -другая сложность. С одной стороны, попытки участников тендера связаться с сотрудниками, -организующими тендер, могут рассматриваться как давление на тендерную комиссию, но с другой стороны – участникам часто объективно нужна дополнительная информация. Для сделок с откатами типично, когда «свои» получают информацию без ограничений, а другие находятся в неведении и за попытку что-либо выяснить могут быть отстранены. Для предотвращения оптимально проводить несколько консультационных сессий. В течение определенного времени участники, прошедшие предварительный отбор, могут подавать вопросы в письменном виде. Эти вопросы без указанияавтора передаются техническим специалистам. Все ответы направляются всем участникам.

Заявки участников запрашиваются (в объявлении) в закрытых конвертах. Поступающие заявки регистрируются, но конверты не вскрываются. Важно обеспечить для них надежное хранилище, чтобы их нельзя было физически задменить или уничтожить. В момент вскрытия фиксируются все ценовые предложения (новые заявки с этого момента не принимаются), затем исполнители составляют конкурентный (сравнительный) лист. Если же заявки вскрывать сразу по мере поступления, то вероятна утечка информации, и тогда дружественная компания в последний момент выставляет самое лучшее предложение с небольшой разницей цене и побеждает!. В дорогих и ответственных тендерах входящие заявки можно разделять на группы, которые будут фиксировать разные исполнители, и сравнивать в последний момент, на заседании тендерного комитета.

Работа тендерной комиссии

Положение о проведении конкурсных закупок обязательно должно содержать раздел о регламенте проведения заседаний тендерного комитета (комиссии), включающий: порядок созыва, сроки подготовки информации, порядок принятия решений, способ голосования и подсчета голосов. Для сложных проектов можно предусмотреть многокритериальный отбор (когда цена не является главным и единственным фактором выбора) или пошаговый отбор предложений – до тех пор, пока не останутся 2–3 сопоставимые заявки.

Участникам тендера необходимо предоставить свободный доступ на заседания тендерного комитета (лично или с помощью средств телекоммуникации)и заблаговременно информацию об этом. Ход заседания тендерного комитета лучше записывать на диктофон. На основании записи составляются протокол и выписка, в которой указывается победитель (названия и ИНН компании, наименования поставляемого товара (услуги), количество, цена, условия оплаты и поставки). Протокол направляется всем членам тендерного комитета, а выписка – всем подразделениям обеспечивающим исполнение договора.

Контроль за выполнением решений

Заказчик должен составить типовой договор с будущим поставщиком, точнее несколько типовых договоров разных видов (например, поставки сырья, закупка оборудования, проектные работы, подрядные работы, услуги и т.п.) В типовом договоре должны быть положения, препятствующие повышению цен в будущем. Таким образом, попытки изменить объем работ приводят к повторному объявлению тендера. Кроме того, ответственный исполнитель должен привлекаться дисциплинарной ответственности (за халатное отношение и некачественное определение потребностей, параметров, условий).

Типична ситуация, когда сотрудники, которые хотели, но не смогли обеспечить победу в тендере «своему» поставщику, создают невыносимые условия работы для «чужого» поставщика, честно победившего в тендере. Потому важно поддерживать связь с поставщиком и своевременно узнавать о возникающих трудностях. В отдельных случаях исполнителя, которого есть основания подозревать в ангажированности и противодействии победителю тендера, полезно назначить ответственным за выполнение договора в срок. Таким образом, он разделит ответственность с неугодным ему поставщиком за результаты – завалит договор – получит взыскание

Ответственность сотрудников, организующих тендеры

Для ответственных исполнителей, организующих тендеры, обязательно должна быть определена ответственность за разного рода сбои и нестыковки, а именно:

–– невозможность сравнить между собой поступающие заявки поставщиков (из-за невнятного ТЗ);

–– изменение объема работ или необходимость делать внеплановые закупки после проведения тендера;

–– недостижение плановых технических параметров (производительности, качества продукта, удельных затрат, эксплуатационных расходов пр.) с помощью закупленных товаров, обрудования и услуг;

–– нарушение решений тендерного комитета в процессе закупок.

Ответственность обязательно вносится в текст должностной инструкции организатора тендеров. За первые два нарушения выносится выговор, а после третьего (для неуправляемых) следует увольнение.

На практике проверено, что эффективность тендерной работы резко повышается, если провести пару обучающих семинаров. Сотрудников нужно ознакомить с действующим в компании регламентами проведения тендеров, утвержденными формами документов, планами-графиками подготовки и проведения тендеров по разным сценариям, а также с основными допускаемыми ошибками и статистикой по предыдущим сделкам, а так же разобрать с ними типичные ошибки.

Предлагаю вашему вниманию пример успешной практики реализации тендерных процедур и критерии для самостоятельной оценки качества тендерных процедур в компании.

Электронная цифровая подпись и ее роль в участии в тендерном или закупочном мероприятии

Электронная цифровая подпись выступает в качестве удостоверяющего документа при формировании и подписании документов, размещаемых на электронных торговых площадках, а также на различных информационных ресурсах.

В настоящее время выделяют два общих вида электронных цифровых подписей – обычную, которая используется уполномоченными сотрудниками при размещении на информационных и тендерных площадках, и квалифицированную. Такая подпись может быть выдана и уполномоченному сотруднику организации, участвующей в торгах, и руководителю организации (ему выдается в первоочередном порядке, так как с ее помощью подтверждается вся информация о заказчике или участнике тендерной процедуры на всех участвующих в процедурах площадках).

Если сформировать обычную (простую) электронную цифровую подпись можно самостоятельно при наличии специального программного обеспечения , установленного на компьютерах в организации, то для получения квалифицированной подписи придется обращаться в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства в рамках имеющегося территориального управления в конкретном регионе.

После того как был получен квалифицированный сертификат ЭЦП, следует внести сведения о нем во все учетные записи на торговых площадках , а в случаях участия юридического лица или индивидуального предпринимателя в торгах для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним юридических лиц потребуется также внести сведения в ЕИС и пройти процедуру включения в Единый реестр участников закупок.

Как заставить работать тендерные процедуры в своей компании

Ограничиться расследованием всплывших случаев злоупотреблений и наказанием воров недостаточно. Требуются усилия для создания упреждающих мер, которые создают реальную конкуренцию между участниками тендера и позволяют Вам как покупателю всегда получать лучшую цену.

Изучение закупочной документации

Поставщику следует внимательно изучить требования закупочной документации и сделать вывод, достаточно ли у него ресурсов, чтобы исполнить все условия контракта в положенные сроки (нарушение сроков исполнения контракта грозит включением в реестр недобросовестных поставщиков), внести обеспечение в положенном размере, а также соответствует ли он требованиям закупки. В частности, нужны ли ему справки и лицензии, сертификаты, допуски и пр.

Также участнику нужно проанализировать документацию относительно преимуществ, которые предусматривает закупка: это могут быть преимущества в части принадлежности участников к субъектам малого бизнеса, для учреждений инвалидов или уголовно-исполнительной системы и пр.

Конечно, не стоит забывать о финансовой стороне контракта. Участнику нужно оценить все показатели прибыли от исполнения контракта с учетом предполагаемых расходов и издержек, а также налоговых затрат.

Запрос предложений

Запрос предложений осуществляется на конкурсной основе и заключается в направлении заказчиком возможным поставщикам информации о своих потребностях в товарах, услугах или работах. В соответствии с ФЗ-44 извещение должно быть размещено в единой информационной системе, минимум за 5 дней до начала конкурсной процедуры. Участвовать может любое заинтересованное лицо. Количество заявок не ограничено – возможно откликнуться несколькими предложениями с различными ценовыми и качественными характеристиками. Заказчик оценивает стоимость контракта, а также дополнительные свойства и качества товаров и услуг. Контракт заключается с лицом, направившим заказчику самое выгодное и удовлетворяющее предложение. Есть вероятность назначения процедуры переторжки, то есть направление участникам предложения снизить стоимость заявок.

Что нужно для участия в тендерах?

Чтобы начать участвовать в тендерах, не обязательно производить или иметь в наличии какой-либо товар, который вы намерены предложить заказчику, не нужно иметь много денег. Приобрести товар можно после того, как вы победите в процедуре и подпишите контракт на исполнение обязательств. Чаще всего по договору у вас будет времени до 1 месяца на поставку. Можно договориться с производителем, чтобы он сам доставил товар по адресу заказчика.

Наиболее простой и понятной процедурой является электронный аукцион, где определяющим критерием является цена. Здесь не нужно иметь большой опыт, достаточно зарегистрироваться наряду с опытными участниками и предложить свою цену. Если она устроит организатора закупки, то вы победите. К участию можно подойти 2-мя способами:

  1. Участие в одной нише;
  2. Участие в нескольких нишах (веерное участие).

Веерное участие подойдет для тех, у кого нет работающего бизнеса. Участие сразу в нескольких нишах повысит вероятность победы.

Преимуществом закупок является то, что их можно совмещать с другой вашей деятельностью, работать на дому. Участию достаточно уделять всего несколько часов в день.

Самое большее количество закупок проводится с сентября до конца года. Затишье обычно наблюдается в январе – феврале.

Как работает тендерное кредитование?

Помимо этого на сайте работает тендерное кредитование, позволяющее заказчику участвовать в большом количестве аукционов, что повышает его шансы выиграть торги.

Аккредитация на площадках

Если говорить о закупках, проводимых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, то аккредитация участников таких закупок будет осуществляться автоматически после подтверждения своих учетных записей в Единой информационной системе и Едином реестре участников закупок. Для получения аккредитации на торговых площадках достаточно направить заявку оператору площадки, которая обрабатывается в течение одного дня с момента получения.

В качестве таких документов следует рассматривать копию Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), копию уставных документов, а для получения полномочий руководителя организации – копию выписки из приказа о назначении такового, а также направить документы о наличии сертификатов электронных цифровых подписей в простом и квалифицированном виде.

Когда перечисленные документы будут получены оператором электронной торговой площадки в виде электронных документов, в течение одного рабочего дня он проведет аккредитацию участника тендерных и закупочных процедур на площадке.

В этом случае выгружать документы не потребуется: будет достаточно только заявления о подтверждении аккредитации, так как все данные будут получены из ЕРУЗ.

Закупка у единственного поставщика (ЕП)

Закупка у единственного поставщика относится к неконкурентному способу определения исполнителя и осуществляется без проведения формальной процедуры торгов. Такая закупка привлекают заказчиков простотой и скоростью проведения. Может реализовываться: при направлении заказчиком предложения единственному исполнителю заключить контракт или принятии предложения от поставщика на оформление контракта.

Законом закреплен перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик обязан предоставить документ, обосновывающий невозможность осуществить закупку посредством конкурентных торгов.

К недостаткам можно отнести: минимальное снижение цены, вследствие отсутствия конкуренции и более пристальное внимание контролирующих органов.

Как осуществляется проведение торгов?

Перед самым проведением тендера происходит ряд подготовительных мероприятий, помогающих обезопасить всех участников торгов. В частности, фирмой-заказчиком производится сбор независимой комиссии, члены которой обладают необходимыми знаниями для анализа предмета или объекта, участвующего в тендере. Именно они помогают контролировать все этапы аукциона.

Далее сведения о предстоящих торгах с учетом требуемого для участия пакета документов появляются в СМИ и на электронных площадках. В это же время все желающие подают заявки, каждая из которых рассматривается и заносится в единый перечень участников и специальный журнал. После происходит регистрация всех потенциальных претендентов и рассмотрение их предложений. По итогам торгов оглашается победитель, имя которого также попадает в публичные источники.

Заключение

Участие в закупках имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам можно отнести:

  • предполагается честное соперничество будущих исполнителей, т.к. конкурсная основа реализует принцип честности и прозрачности;
  • шанс выиграть выгодный контракт;
  • вывести свою организацию на рынок, где работают профессионалы (контакты об участниках сохраняются у заказчика);
  • увеличить сферу влияния и сотрудничества;
  • вероятность в будущем выполнять госзаказы;
  • прозрачность открытых процедур;
  • дистанционное участие на электронной торговой площадке (ЭТП).

Участие в тендере порой даже важнее, чем победа. У конкурсанта нарабатывается опыт, навыки и умения, появляется стимул к дальнейшему развитию.

Что такое коммерческие тендеры и где их искать? Подробный обзор понятия, перечень площадок для поиска + схема участия

Участнику закупокУчастнику закупок

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы уже смогли заметить, на моем сайте львиная доля информации посвящена участию в государственных закупках и совсем немного сказано о коммерческих тендерах. Сегодня я постараюсь исправить эту ситуацию и подробно расскажу вам про участие в коммерческих тендерах, а также поделюсь информацией о том, где лучше всего искать такие тендеры и какими инструментами пользоваться. Материал получился объемным, но весьма полезным. Итак, давайте приступим…

Содержание:

1. Коммерческие тендеры: определение понятия

Коммерческие тендеры — это тендеры, которые проводятся коммерческими компаниями (частными лицами) на собственные средства и по собственным правилам.

Такие тендеры регулируются Гражданским кодексом РФ, а также собственными регламентами организатора торгов.

Хочу отметить, что в российском законодательстве нет такого понятия, как “тендер”, однако оно повсеместно используется в бизнес среде, да и в нашей повседневной жизни тоже. Слово “тендер” (tender) пришло к нам из английского языка и обозначает торги. Таким образом “тендер” является зарубежным аналогом российского термина “конкурс”.

Однако, несмотря на наличие собственных правил проведения закупок (или отсутствие таковых), установленных коммерческими организациями, победить в таких торгах бывает значительно проще, нежели в государственных закупках. По этой причине многие поставщики с большим энтузиазмом участвуют именно в коммерческих тендерах.

Какие же выгоды проведения тендера существуют для организатора (заказчика) и для поставщика (участника)?

Положительные стороны для организатора (заказчика)

  • достижение основной цели (приобретение товара, работы или услуги);
  • отсеивание безответственных и необоснованных предложений поставщиков;
  • выбор наилучшего предложения ( Примечание: В обычных условиях поставщик никогда не предложил бы таких лояльных условий и минимальных цен, как при проведении тендера);
  • прозрачность проведенной закупки;
  • уменьшение коррупции.

Положительные стороны для поставщика (участника)

  • возможность увеличить свой портфель заказов;
  • расширение портфолио;
  • получение гарантированного рынка сбыта;
  • расширение географии своей деятельности;
  • экономия средств на рекламу.

Также хочу отметить ещё несколько значительных плюсов участия в коммерческих тендерах. Это небольшая конкуренция, быстрая оплата по контракту, в некоторых случаях даже наличие предоплат и авансов, а также адекватные сроки и условия исполнения контракта.

В чем же заключается принципиальное отличие коммерческих тендеров от государственных (по 44-ФЗ) и корпоративных (по 223-ФЗ) закупок? Об этом вы можете узнать из моего небольшого видеоурока, расположенного ниже:

2. Виды коммерческих тендеров

Многие коммерческие тендеры проводятся по тем же принципам, что и госзакупки. Основное отличие состоит в том, что проведение государственных закупок жестко регламентировано законодательством, а коммерческие компании проводят тендеры по своим правилам, т.е. в большей степени ориентируются на свои внутренние документы. Эти документы должны учитывать индивидуальные особенности и специфику работы конкретно взятой организации.

Важно! Поскольку каждая коммерческая организация устанавливает свои правила участия в той или иной закупке, то участнику при подготовке своего предложения необходимо соблюдать абсолютно все требования, установленные заказчиком (организатором торгов).

На практике чаще всего встречаются следующие виды коммерческих тендеров:

  • открытый конкурс;
  • открытый конкурс с предварительным отбором;
  • закрытый конкурс;
  • двухэтапный конкурс;
  • многоэтапный конкурс;
  • конкурсы (открытые и закрытые) с переторжкой;
  • ценовой конкурс;
  • аукционы (открытые и закрытые);
  • запрос цен;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • конкурентные переговоры;
  • закупка у единственного источника.

Большая часть из вышеперечисленных тендеров проводится в электронном виде на коммерческих электронных площадках. Т.е. для того, чтобы участвовать в коммерческом электронном тендере у вас должна быть электронная подпись и аккредитация на той коммерческой площадке, где будет проводится данная закупка.

Важно! Электронная подпись, полученная для участия в государственных закупках на федеральных площадках, не подходит для участия в коммерческих тендерах.

На коммерческих электронных площадках в роли заказчика (организатора тендера) может выступать любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Одним из принципиальных отличий коммерческих площадок от федеральных электронных площадок (т.е. площадок, на которых проводятся госзакупки) является то, что в большинстве своем подключение к этим площадкам и участие на них платное.

Более подробно об электронных торговых площадках, вы можете узнать из этой статьи.

3. Какая информация должна содержаться в документации при проведении коммерческого тендера?

В размещаемой документации заказчик (организатор тендера) должен заранее определить:

  • характеристики и требования к поставляемому товару (выполняемой работе, оказываемой услуге);
  • порядок организации и проведения тендера;
  • процедуру подачи и требования к тендерным предложениям;
  • порядок рассмотрения, сравнения и оценки предложений поставщиков;
  • критерии сравнения и отбора поставщиков (как правило, это цена контракта, сроки исполнения и квалификация поставщика);
  • порядок определения победителя ( Важно: В коммерческой организации выбор победителя производится по решению тендерной комиссии, при этом обязательства по выбору победителя нет);
  • условия будущего договора.

Помимо этого к документации могут прилагаться рекомендуемые формы для заполнения (форма анкеты, форма тендерного предложения, форма подтверждения опыта выполнения аналогичных договоров и т.д.).

4. Поиск коммерческих тендеров: где и как искать?

поиск коммерческих тендеров

Без преувеличения могу сказать, что поиск тендеров является одним из самых важных этапов участия в торгах. Но, к большому сожалению, не все поставщики это понимают. Многим известна такая ситуация, когда ты потратил полдня рабочего времени, а никакого подходящего тендера не нашел. Либо нашел, но слишком поздно, когда до подачи заявки осталось всего 1-2 дня. А все это упущенная прибыль, которую потенциально вы могли бы получить.

Если с государственными (по 44-ФЗ) и корпоративными (по 223-ФЗ) закупками все более менее понятно, они размещаются на сайте единой информационной системы (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru . То вот с коммерческими закупками ситуация обстоит куда сложнее.

По разным данным в России насчитывается более 6000 различных коммерческих площадок, на которых размещается информация о тендерах и проводятся закупки. Т.е. заказчик (организатор торгов) может разместить информацию, как на своем корпоративном сайте, так и на любой другой площадке (сайте, доске объявлений) по своему усмотрению.

Как вы понимаете, обычный ручной поиск закупок по такому количеству ресурсов может длиться очень и очень долго. И чисто физически невозможно отслеживать информацию на всех этих площадках. И здесь на помощь участникам приходят различные поисковые сервисы и программы, которые производят автоматический парсинг (сбор) информации с множества разрозненных ресурсов и размещают её в одном месте. Согласитесь, что это гораздо удобней, нежели ручной поиск.

Также стоит понимать, что бесплатный поиск коммерческих тендеров малоэффективен по ряду причин.

Во-первых , для бесплатного поиска вы должны регулярно заходить на те площадки, на которых такая информация размещается, чтобы не пропустить появления новой информации.

Во-вторых , в ручном режиме вы можете регулярно мониторить не более 10-20 ресурсов, т.к. это будет отнимать у вас массу времени и сил.

В-третьих , не факт, что на этих площадках регулярно будут размещаться интересующие вас тендеры.

В-четвертых , на бесплатных площадках, как правило, отсутствует возможность отфильтровывать закупки по заданным параметрам.

Если вы в своей работе делаете упор на коммерческие тендеры, то вам всерьёз стоит задуматься над выбором платного поисковика.

Своим клиентам я чаще всего рекомендую такие платные поисковые сервисы, как:

  • http://www.ist-budget.ru/
  • http://seldon.ru/
  • http://findtenders.ru/
  • http://tenderplan.ru/
  • http://zakupki360.ru/
  • http://meltor.ru/
  • https://kontur.ru/zakupki

По моему мнению, эти сервисы являются наиболее эффективными и удобными для поиска коммерческих тендеров. Протестируйте каждый из них и выберите тот, который больше вам понравится.

5. Выводы

коммерческие тендеры выводы

Подводя итог всему вышеизложенному, хочу отметить, что цель государственных закупок — не экономия бюджетных средств (как это принято считать), а неукоснительное соблюдение регламента закупочных процедур и обоснование выбора поставщика. Поэтому на практике так часто встречаются закупки “заточенные” под “своего” поставщика (участника закупок).

А вот у коммерческих организаций все наоборот. Их основной целью является использование наиболее эффективных способов закупок, позволяющих добиться максимальной экономии денежных средств и выбора поставщика на самых выгодных условиях.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что теперь вы имеете полное представление о том, что такое коммерческие тендеры, как их искать и как в них участвовать. Удачи вам и до встречи в следующих статьях.

Как провести укрупненную закупку: подробная инструкция

Укрупненная закупка в электронном бюджете — это заказ, сформированный на основании нескольких позиций (лотов). Разбираемся, как с ними работать в подсистеме госзакупок.

Что такое укрупнение закупок

Такое понятие есть в приказе Минфина №55н от 10.04.2019 (п. 9) в части формирования документов планирования. Укрупнение часто сравнивают с детализацией, но это разные понятия. В инструкции пользователя «Электронного бюджета» (подсистема управления заказами) закреплено, чем отличается детализированная закупка от укрупненной: укрупненный заказ подразумевает детализацию по нескольким кодам бюджетной классификации, а детализированный — это разбивка тендеров по КБК.

По правилам Федеральной контрактной системы укрупненная закупка по 44-ФЗ составляется в процессе формирования бюджетных проектов. В соответствии с ними обосновывается целесообразность и подтверждаются бюджетные ассигнования на осуществление таких торгов. Корректировка закупок производится при рассмотрении проектов бюджетов всех уровней. По информации, представленной в УЗ, составляется план-график.

В 44-ФЗ разъясняется, что значит укрупненный план, — под этим подразумевается документ, в который вносятся детализированные сведения об объемах и технических характеристиках заказа. План-график утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения финансирования до заказчика (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ). Документы планирования необходимо актуализировать в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе. Все закупочные и исполнительные процедуры проводятся только в соответствии с действующим планом-графиком:

  • определение поставщика, подрядчика, исполнителя;
  • заключение государственного, муниципального контракта;
  • прием выполненных работ, поставленного товара, оказанных услуг;
  • санкционирование платежа;
  • оплата по контракту.

Как создать укрупненную закупку

В приказе Минфина №55н от 10.04.2019 нет отсылки, что значит укрупненный график, и не указаны принципы, по которым проводится укрупнение торгов. Но заказчикам стоит учесть, что в рамках одной УЗ на основании плана-графика запрещено объединять товары, работы, услуги, которые входят в различные группы по классификации ОКПД.

Пошаговая инструкция, как добавить укрупнение в закупку в «Электронном бюджете».

Шаг 1. Заходим в раздел закупок актуального плана-графика.

Добавление укрупненной закупки

Шаг 2. Добавляем новый элемент, вызывая контекстное меню правой кнопкой мыши.

Формирование нового заказа

Шаг 3. Заполняем все обязательные строки в форме.

Оформление укрупненной закупки в «Электронном бюджете»

Шаг 4. Сохраняем вкладку и проверяем сведения.

Проверка введенных сведений

Шаг 5. Создаем следующий тендер по аналогии.

Что такое идентификационный код

В приказе Минфина №55н от 10.04.2019 приводится подробный порядок формирования идентификационных кодов. При проведении укрупненных тендеров идентификационный код закупки в плане не меняется, порядковые номера каждой позиции (лота) отмечаются в разрядах 27, 28, 29 плана-графика. Количество позиций увеличивается в соответствии с количеством лотов в укрупненном заказе.

Структурно ИКЗ состоит из 36 цифр, где кодовые позиции 27–29 — это номер заказа из сформированного организацией-заказчиком плана-графика. Разряды 27–29 устанавливаются в пределе от 001 до 999 в порядке возрастания номера каждого последующего заказа в ПЗ (п. 5 приказа №55н). В процессе разработки, согласования и утверждения плана-графика заказчиком в поля 27, 28, 29 ИКЗ вносится порядковый номер заказа, составленного в рамках укрупнения.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник https://gozpp.ru/chto-takoe-tender/

Источник https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-kommercheskie-tendery-i-gde-ih-iskat.html

Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-provesti-ukrupnennuyu-zakupku

Вам будет интересно  Наша команда - это
Предыдущая запись Куда вложить деньги в инвестиции на 10 лет?
Следующая запись Дебетовая карта банка Русский Стандарт. Условия обслуживания и плюсы