Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: существующие способы обеспечения, размеры, сроки возврата образец письма на возврат обеспечения
Содержание
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: существующие способы обеспечения, размеры, сроки возврата + образец письма на возврат обеспечения
Участнику закупок
Историческое развитие системы гражданских правоотношений между участниками рынка привело к созданию различных способов обеспечения исполнения (выполнения) принятых обязательств, поскольку ничем не обеспеченное обязательство являлось весьма ненадежным, привлекало недобросовестных контрагентов и использовалось мошенниками. Для исключения подобных возможных рисков в российском законодательстве, основываясь на международном опыте, были предусмотрены разные способы обеспечения (гарантии) исполнения обязательств.
При разработке существующего контрактного законодательства этому вопросу было уделено значительное количество внимания, поскольку в период действия предыдущего Закона 94-ФЗ данный институт на практике показал себя не с лучшей стороны, он не работал, из-за чего государство несло значительные убытки. Хуже всех себя проявлял такой способ обеспечения исполнения контракта (договора) как поручительство. Поэтому в существующем законодательстве от данного способа отказались вовсе. Неважно дела обстояли и с рынком так называемых «серых» банковских гарантий, по которым невозможно было обеспечить взыскание, поскольку они являлись фальшивыми. Для борьбы с данным явлением был введен механизм реестра. Как видно из приведенных примеров, в последние годы механизмы и способы обеспечения исполнения претерпели значительные изменения, с которыми мы и разберемся в настоящей статье.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: что это такое и для чего оно нужно?
Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.
Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.
От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.
Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.
Способы обеспечения исполнения контракта
Как уже отмечалось в государственных закупках законодательно предусмотрено только два способа обеспечения выполнения контракта: внесение денежных средств на счет заказчика и банковская гарантия. Если госзаказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, то участник, с которым заключается договор вправе самостоятельно выбрать один из этих двух способов. У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы, о которых пойдет речь далее.
В первую очередь, как более простой способ, рассмотрим внесение денежных средств на счет заказчика. При таком способе участник, с которым заключается контракт, при подписании договора со своей стороны осуществляет перечисление денежных средств на счет госзаказчика, реквизиты которого заказчик обязан указать в документации о закупке. Никаких дополнительных действий от заказчика ждать не стоит, все действия участник должен осуществить самостоятельно, поскольку подразумевается, что участник полностью ознакомился с контрактным законодательством и непосредственно с документацией о закупке.
После того, как денежные средства отправлены, будет весьма не лишним, заранее, у заказчика уточнить информацию на предмет поступления данных денежных средств на его счет. Если прошло уже больше привычного количества времени, стоит тогда связаться с банком и уточнить статус платежа. Все это необходимо по той причине, что на момент подписания договора госзаказчиком, деньги уже должны поступить на его счет. Если же этого не произошло, то тогда госзаказчик не может подписать договор, и обязан отправить сведения о поставщике в антимонопольную службу для включения в РНП.
Такая практика, когда участник может пострадать по вине банковской системы весьма распространена именно в стадии гарантии исполнения контракта, независимо от способа обеспечения. Поэтому участнику необходимо полностью держать контроль над всеми процессами, не полагаться на банк и все свои действия координировать с заказчиком, который, как правило, не меньше вашего заинтересован в заключении договора и его скорейшем исполнении.
Дополнительно стоит помнить, что при подписании контракта со своей стороны необходимо приложить копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет госзаказчика. Если произошла ошибка в размере обеспечения, и было переведено меньше требуемой суммы, то следует сделать еще один перевод на образовавшуюся разницу и приложить оба платежных поручения.
Во вторую очередь рассмотрим банковскую гарантию, как способ обеспечения исполнения договора. Банковская гарантия является документом, которая удостоверяет право заказчика на получение возмещения ущерба, неустоек, возврата аванса от банка, а не от стороны договора. Такой способ удобен участнику закупки тем, что для гарантии выполнения контракта не требуются собственные средства, которые могут быть изъяты из оборота компании на достаточно длительный период времени. Чем-то данный механизм напоминает механизмы страхования. Но, несмотря на такой значительный плюс, есть у него и несколько существенных недостатков.
Во-первых, за получение банковской гарантии придется заплатить. Конечно, сумма по сравнению с обеспечением исполнения договора будет значительно меньше, но эти деньги не вернутся к вам со временем, и вы их потеряете. Не стоит забывать также, что банк в случае выплаты по банковской гарантии имеет право на регрессное требование к участнику закупки. Соответственно, если возникает неисполнение или ненадлежащее выполнение контракта, участник закупки должен быть готов, что банковская гарантия, избавляя его от требований заказчика, не избавляет от выплаты вообще. Такая выплата, скорее всего в конечном итоге будет взыскана банком.
При этом оформление банковской гарантии — процесс непростой и в разных банках он оформляется по-разному, где то быстрее, где то не очень. Учитывая, что сроки предоставления обеспечения исполнения договора жестко регламентированы, и их нарушение повлечёт серьезные последствия для участника, стоит сбором документов и предварительным оформлением банковской гарантии заняться как можно раньше. Также законодательство устанавливает множество требований к содержанию банковской гарантии, а так же к порядку ее оформления. Исполнение данных требований обязанность банка, однако, из-за нарушения этих условий пострадает в первую очередь участник закупки, которого признают уклонившимся от заключения контракта и включат в РНП. Поэтому стоит тщательно проверить банковскую гарантию самостоятельно и проект банковской гарантии стоит согласовать с заказчиком до момента ее изготовления. Все это убережет вас от неблагоприятных последствий.
Отдельно стоит оговориться о случаях, когда все вышеуказанное не применяется. Такие условия частью 8 статьи 96 закона о закупках и их всего три. Исключение сделано для абсолютно всех казенных учреждений, которые выступают на стороне участника закупки. Так же, если приобретаются услуги кредитования, участник тоже не обязан исполнять вышеуказанные требования. Ну и последнее исключение сделано для бюджетных учреждений и унитарных предприятий, которые предоставляют услуги по выдаче банковской гарантии. Во всех выше обозначенных случаях заказчик не может требовать от участника исполнения требований закона в части предоставлений гарантий и денежных средств.
Кем определяется способ обеспечения исполнения контракта?
Ответить на этот вопрос стоит сразу. Способ гарантии исполнения договора выбирается непосредственно участником закупки исходя из своих возможностей и предпочтений. Заказчик ни в коем разе не имеет возможности влиять на этот выбор и не имеет права не принимать один из способов, с обоснованием необходимости предоставления иного способа гарантии исполнения.
Выбор определяется исходя из возможностей участника, и является абсолютно свободным. Заказчик в документации может лишь установить основные параметры предоставления каждого из способов. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не зависит от способа гарантии исполнения договора и устанавливается по общему правилу до подписания договора со стороны участника, с которым заключается такой договор.
Размер обеспечения исполнения контракта
Основная вилка размера установлена Законом о контрактной системе в 96 статье и составляет от 5 до 30 процентов от НМЦК. Это очень важный момент, что в независимости от снижения цены контракта при проведении закупки размер гарантии исполнения договора не меняется.
Если НМЦК составляет больше 50 миллионов рублей, то тогда нижний порог повышается до 10%, верхний порог не меняется.
Так же есть исключение для контрактов, по которым заказчиком предоставляется аванс в размере более 30 процентов НМЦК, то гарантия тогда должна быть предоставлена в размере аванса.
Указанные размеры применяются, только если в ходе торгов цена не снизилась более чем на 25 процентов. Если же это произошло, то размер определяется по правилам статьи 37 Закона о контрактной системе, т.е. размер обеспечения выполнения контракта может быть увеличен в полтора раза, что устанавливают антидемпинговые меры 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта.
Возврат обеспечения исполнения контракта
О возврате гарантии исполнения договора может идти речь только при предоставлении денежных средств на счет заказчика. При предоставлении банковской гарантии возврат денежных средств участнику не производится.
Порядок возврата денежных средств Законом о контрактной системе не определен, только установлено, что этот порядок должен содержаться в документации о закупке. Соответственно заказчик вправе самостоятельно определить любой порядок возврата. Это позволяет заказчикам устанавливать любые формы и условия для возврата гарантии выполнения договора. Соответственно участнику необходимо ознакомиться с этим порядком и исполнять установленные заказчиком требования.
Самый распространенный вариант порядка среди заказчиков является возврат по письменному требованию участника после исполнения или расторжения договора. Такая популярность обоснована тем, что зачастую банковские реквизиты у участника в течение выполнения договора меняются. Поэтому требование о возврате актуализирует такую информацию и позволяет избежать возможных проблем.
Письмо на возврат обеспечения исполнения контракта и его образец следует искать в документации о закупке, поскольку заказчик может установить дополнительные требования к такому письму. Также образец письма на возврат обеспечения вы можете скачать здесь.
Помимо возврата участник имеет право также заменить обеспечение выполнения договора. Замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию возможна, если первоначальное было предоставлено в форме денежных средств. Обратная форма замены также возможна. Для этого участнику необходимо предоставить новое обеспечение, которое может быть уменьшено на сумму исполненных обязательств, после чего заказчик имеет право вернуть первоначальное. Неправильная позиция и понимание складывается среди некоторых участников, что все должно происходить в другом порядке, или что заказчик должен вернуть не полностью сумму, а только разницу на сумму выполненных обязательств.
Отдельно стоит отметить нередко возникающую на практике ситуацию, которая связана с обеспечением исполнения гарантийных обязательств. Дело в том, что Закон о контрактной системе не предусматривает такой формы, и ничего на этот счет не устанавливает. Однако судебная практика и последние разъяснения Верховного суда Российской Федерации указывают, на то, что у госзаказчика право требовать такое обеспечение имеется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.
Более того, порядок ведения реестра №136н предусматривает такую возможность при формировании информации в реестре. Соответственно, участнику необходимо внимательно изучить документацию о закупке на предмет заблаговременного выявления такого требования. Для участника установленное требование об обеспечении гарантийных обязательств означает предоставление денежных средств или банковской гарантии на весь гарантийный срок. Правила предоставления такого обеспечения устанавливаются документацией и они должны соответствовать общим требованиям установленным законом о гарантиях исполнения контракта.
Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Гарантия выполнения договора имеет своей целью предоставить заказчику инструменты и возможности для оперативного воздействия на поставщика, с целью надлежащего исполнения его обязательств. Поэтому госзаказчик имеет право удержать из гарантии выполнения договора суммы убытков, неустойки, а также аванса, если он есть. Порядок такого удержания может быть установлен контрактом и должен соответствовать требованиям законодательства.
Участник имеет право обжаловать решение принятое госзаказчиком об удержании обеспечения исполнения договора, если он не признает такое решение и считает, что свои обязательства он исполнил надлежащим образом. Удержание обеспечения выполнения контракта по 44-ФЗ не отменяет иные формы и способы взыскания неустоек и убытков с поставщика. Это означает, что заказчик может воспользоваться таким способом, а может взыскать их с поставщика напрямую. Это может произойти, например, если срок действия банковской гарантии истек, и требования к банку госзаказчик уже предъявить не может, но истечение срока не снимает с поставщика ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.
Обеспечение заявки на участие в конкурсах и аукционах
На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество организаций, занимающихся различными видами деятельности. Каждый владелец бизнеса самостоятельно принимает решение о том, с кем ему лучше сотрудничать. Но, как правило, любая компания старается получить возможность поучаствовать в тендере, ведь так можно получить большой и прибыльный государственный заказ.
В проведении торгов заинтересовано и само государство, поскольку так оно получает возможность привлечь к сотрудничеству добросовестные компании, готовые быстро и качественно выполнить работу. Однако чтобы получить возможность побороться за тендер, подрядчик должен внести обеспечение заявки на участие в конкурсе. Без этого будет невозможно получить доступ к торгам и завоевать государственный заказ.
Общая информация
Какая информация должна быть указана в заявке на участие в торгах?
Если вы планируете побороться на тендере за право выполнения государственного заказа, то в заявке следует указать следующую информацию:
- сумма обеспечения;
- условия выполнения заказа.
Помимо этого, к заявке нужно прикрепить определенный пакет документов, предусматриваемых Федеральным законом «Об обеспечении заявки на аукционе» 44-ФЗ.
Обеспечение исполнения и обеспечение заявки: в чем разница?
Каков размер обеспечения заявки?
Согласно действующему законодательству, размер обеспечения составляет:
- обеспечение исполнения — минимум 3% от суммы контракта;
- обеспечение при подаче заявки — 1% от суммы, выделенной на закупки.
При желании подрядчик может вносить обеспечение большего размера, однако размер минимальной суммы одинаков для всех конкурсантов.
Как происходит процесс обеспечения заявки?
- с проведением тендера;
- без проведения тендера.
Если государственный заказ был выставлен на тендер, то он может проводиться двумя способами:
- Аукцион – общественные торги, на которых заказ получает компания, предложившая самые выгодные условия.
- Конкурс – способ, при котором заказчик выбирает подрядчика из большого количества претендентов, руководствуясь установленными заранее критериями.
Стоит отметить, что если торги проводятся на частично конкурсной основе, то обеспечение заявки по ФЗ можно считать обеспечением для конкурса или аукциона.
Тендерный кредит
Если компания планирует принять участие в торгах за несколько государственных заказов, но у нее не хватает уставного капитала, то она может воспользоваться тендерным кредитом. Благодаря этому подрядчик может не извлекать из оборота слишком большую сумму.
Помимо этого, тендерный кредит предоставляет следующие преимущества:
- возможность участия в нескольких тендерах одновременно;
- возможность побороться за дорогие заказы при отсутствии необходимой суммы для внесения обеспечения заявки.
Планируя записать предприятие на тендер, не следует забывать о том, что все заявки, не имеющие обеспечения, будут автоматически отклонены организатором торгов. Поэтому к этому вопросу следует подходить заблаговременно. Если к началу аукциона компании не удалось найти нужную сумму, то в этом случае обеспечение заявки с предоставлением банковских гарантий станет единственным способом доказать заказчику серьезность намерений и гарантировать ему своевременное выполнение заказа. Для получения тендерного кредита необходимо ознакомиться с банковскими условиями и выполнить ряд требований.
Относительно размера обеспечения заявки
Его размер рассчитывается, исходя из общей стоимости заказа, и может равняться:
- от 0,5 до 5% — если сумма госзаказа оценивается свыше 3 миллионов рублей
- 1% – в случае если НМЦК меньше установленного ограничения;
- 2% от суммы заказа – если подрядчик имеет отношение к уголовно-исправительной системе, является представителем малого бизнеса, социально-ориентированным или некоммерческим предприятием.
Таким образом, имея представление о размере обеспечения, компания может оценить свои шансы на победу в тендере за государственный заказ.
Как вернуть сумму обеспечения?
Подавая заявление на участие в аукционе, компания обязательно должна внести обеспечение. Однако, как быть, если в торгах за тендер победил другой подрядчик? Можно ли как-то сделать возврат обеспечения заявки? Действующее законодательство позволяет конкурсантам получить обратно внесенную сумму в качестве обеспечения, но здесь есть некоторые нюансы.
Если торги велись на конкурсной основе или посредством организации закрытого аукциона, то внесенная сумма будет перечислена на счет компании в течение 5 дней с момента официального прекращения торгов.
- Если был прописан протокол оценки, рассмотрения заявки на участие компании в торгах или о подведении итогов. В случае подписания одного из этих документов производится возврат денежных средств или открытие доступа к электронному счету одновременно для всех организаций, которые принимали участие в торгах, за исключением победителя в тендере. Обладатель права на выполнение государственного заказа получает обеспечение в полном объеме после того, как между обеими сторонами будет подписан договор.
- Организатор тендера сменил поставщика в области государственных закупок.
- Конкурсант самостоятельно отзывает свою заявку на участие в аукционе или на определение поставщика, если срок приема заявок еще не закончился.
- Участник тендера не успел подать заявление в установленный срок, оговоренный организатором аукциона или конкурса.
- Организатор тендера отстранил подрядчика, победившего в тендере, от определения поставщика или отказался заключать с ним договор на выполнение работ.
Условия возврата
Если обеспечение заявки на участие в аукционе было предоставлено посредством тендерного кредита, то возврат денег финансовой организации, выдавшей его, не производится. Это касается и тех случаев, когда обеспечение было внесено посредством оформления тендерного кредита.
Не возвращается и определенная часть финансовых средств, внесенных конкурсантом в качестве обеспечения. В случае подачи заявки на участие в электронном аукционе, деньги перечисляться на счет, указанный организатором торгов. По этому счету будут учитываться все финансовые операции, если они не противоречат действующему законодательству РФ.
В каких случаях возможен возврат обеспечения с банковской гарантией?
- подрядчик отказывается от подписания контракта с заказчиком;
- участник закупки, победивший в аукционе, отказывается от подписания договора с заказчиком;
- если до подписания контракта были нарушены какие-либо условия или не было внесено обеспечение исполнения;
- конкурсант отказался от определения поставщика в области государственных закупок, однако заявление было подано после прекращения приема заявок;
- компания изменила условия заявки в случае, если заявление было подано в установленные сроки.
Российское законодательство, регулирующее проведение тендеров, а также взаимоотношения между организаторами торгов и конкурсантами, предусматривает ряд случаев, при которых возврат обеспечения не производится. О том, какие случаи являются таковыми, пойдет речь далее.
В каких случаях возврат обеспечения не производится?
Конкурсант может получить обратно обеспечение заявки далеко не во всех случаях.
Законными основаниями для этого являются:
- Участник торгов, выступающий в качестве поставщика в области государственных закупок, не предоставил организатору тендера свое предложение или отозвал свою заявку на участие в аукционе в установленный срок. Исключением являются поставщики, боровшиеся в торгах за право выполнения заказа, которые не смогли победить в аукционе.
- Отказ от подписания контракта на выполнение заказа в области государственных закупок со стороны потенциального победителя в тендере.
- Победитель тендера выполнил свою работу не полностью, некачественно или не в соответствии с условиями контракта, которые были прописаны в сопроводительной документации.
Стоит отметить, что к тендеру не допускаются компании, работающие в сфере государственных закупок и не предоставившие обеспечение своей заявки в соответствии с требованиями, предусматриваемыми действующим законодательством, а также правил и норм, прописанных в нормативно-правовом акте под номером 44-Ф3.
Источник https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/obespechenie-ispolneniya-kontrakta-po-44-fz.html
Источник https://fb.ru/article/337597/obespechenie-zayavki-na-uchastie-v-konkursah-i-auktsionah
Источник