Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения
Содержание
Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения
Практика закупок
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! Настоящая статья раскрывает понятие переторжки и для чего она нужна. Познакомит вас с видами данной процедуры, порядком и правилами ее проведения по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация, приведенная здесь, окажется полезной как для участников закупок, так и для заказчиков.
Что такое переторжка?
Конкурентная закупка по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусматривает право участника при необходимости подавать улучшенное предложение с целью повысить вероятность собственной победы в торгах. Эта процедура является выгодной и для заказчика, т.к. у него появляется возможность заключить договор на более благоприятных для себя условиях. Данный процесс называется переторжка и является добровольным для участника.
Какие критерии участник может улучшить? В первую очередь, это цена. Подача дополнительного ценового предложения участника делает его наиболее преимущественным. Кроме цены можно дополнительно изменить сроки, квалификацию, объем авансов. Тем самым повышается эффективность и соблюдается принцип конкурентности в закупках.
Виды переторжки
Очная. Происходит «вживую» путем функциональных свойств электронной торговой площадки. Как правило, в этом случае цена договора понижается до истечения срока, предусмотренного заказчиком. Соблюдается принцип «прозрачности» и конкурентности, т.к. участники видят дополнительные предложения друг друга и могут несколько раз улучшать свою цену. Такая форма проведения является наиболее распространенной и рациональной.
Заочная. При этой разновидности переторжки дополнительные предложения подаются письменно на бумажном носителе в конверте. Проводится анонимно, при этой форме участник не знает о новых предложениях других «игроков». Итоги сообщаются после рассмотрения конвертов комиссией.
При очно-заочном виде происходит смешение вышеназванных видов: проводится методом очной переторжки, но до начала объявления улучшенных цен самими присутствующими участниками, комиссия рассматривает предложения отсутствующих участников путем вскрытия их конвертов.
Некоторые используют классификацию переторжки по способу ее проведения и улучшаемой категории , что также является правильным:
Электронная , т.е. процедура проводится путем использования функционала электронных торговых площадок;
Письменная – процесс подачи окончательных предложений участниками закупки в бумажном виде (запечатанном конверте);
Улучшение цены – это, собственно, самая распространенная процедура при подаче окончательных предложений;
Улучшение иных параметров – например, это могут быть квалификация, сроки, объем авансов, как мы уже говорили в начале статьи.
Порядок подачи окончательных предложений по 44-ФЗ
Нужно отметить, что понятия переторжки нет в 44-ФЗ. Однако в ст.54.6 названного закона предусмотрен порядок подачи окончательных предложений для закупок, проводимых в виде открытого конкурса в электронной форме:
- Участник закупки может подать только одно окончательное ценовое предложение;
- День подачи указывается в извещении. Предложение подается путем направления его на электронную торговую площадку;
- Время приема составляет три часа по часовому поясу заказчика;
- После рассмотрения комиссией первых частей заявок днем подачи предложений является следующий день. В случае, если указанный день оказывается нерабочим, то процедура переносится на следующий за ним рабочий день.
- Если в закупочной документации указывается цена каждой позиции товара, работы или услуги, то предложение должно содержать снижение по каждой цене;
- Участник закупки подает предложение со снижением своей же цены, предложенной ранее, если обе части заявок были признаны комиссией соответствующими требованиям документации согласно ч.2 ст.54.4 44-ФЗ;
- Подача происходит по желанию участника. Если он его не подал, то признается первая предложенная цена контракта.
- После того, как все предложения были поданы, оператор ЭТП составляет окончательный протокол, с указанием даты и сроков проведения данной процедуры, а также идентификационных номеров участвовавших «игроков».
Механизм переторжки по данному виду закупки в электронной форме начал действовать с 01.07.2018 г.
Частями 21-24 ст.81.3, 44-ФЗ также регулируется порядок подачи окончательных цен для запроса предложений в электронной форме:
- Подать улучшенное условие имеют право участники закупки, чьи заявки были признаны соответствующими требованиям документации, а также участник, направивший единственную заявку;
- Предложение не должно ухудшать условий, предложенных ранее. Например, цена не может быть выше первоначальной. В противном случае предложение будет отклонено.
- Участник несет ответственность за несоблюдение требований. При нарушении условий в зачет примется первоначальное предложение, поданное участником ранее.
- Подача производится на добровольной основе. Если участник не пожелал поучаствовать в процедуре, то рассматриваются поданные ранее заявки.
- Предложения рассматриваются после их подачи на следующий рабочий день, и результаты заносятся в итоговый протокол.
- Победителем признается участник, чье предложение соответствует критериям, условиям и требованиям документации.
- Если были поданы равнозначные предложения, то побеждает то, которое было подано раньше.
- В итоговый протокол заносятся присвоенные окончательным предложениям порядковые номера и предложение победителя.
- Итоговый протокол и протокол проведения закупки размещаются заказчиком в ЕИС и на ЭТП после подписания протокола.
Процедуру переторжки при проведении запроса предложений в электронной форме заказчики проводят достаточно редко, т.к. законом к ней применяются строгие ограничения. После рассмотрения и оценивания заявок комиссия должна принять решение о необходимости переторжки. Уведомления направляются участникам на ЭТП, которые этим же способом направляют заказчику окончательные предложения, подписанные их доверенными лицами, имеющими на это полномочия.
Порядок и правила переторжки по 223-ФЗ
Переторжка в закупках по закону № 223-ФЗ
В законе 223-ФЗ предусмотрены этапы проведения конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), куда входит процедура подачи окончательных предложений (ст. 3.4 223-ФЗ).
- Заказчик проводит с участниками обсуждение характеристик и свойств товаров, работ, услуг до конца этапа подачи заявок. Целью этого обсуждения является уточнение свойств товаров, работ, услуг в документах закупке, извещении, проекте договора;
- Заказчиком обсуждаются свойства и характеристики товаров, работ, услуг, прописанных участниками в заявках для того, чтобы внести необходимые изменения в закупочную документацию;
- Заявки, которые содержат окончательные предложения участников, рассматриваются и оцениваются заказчиком;
- Происходит выбор участников путем квалификационного отбора;
- Участниками подаются, а заказчиком сравниваются дополнительные предложения об уменьшении цены и улучшении иных условий.
Если в ходе проведения конкурса в электронной форме возникла необходимость сопоставления окончательных ценовых предложений, то нужно руководствоваться следующими правилами:
- Информация о наименьшем ценовом предложении предоставляется всем участникам закупки;
- Участники вправе подать одно дополнительное предложение с ценой меньшей, чем они указывали ранее;
- Подача является добровольной. Если участник не изъявил такого желания, то рассматривается ранее поданное им ценовое предложение для внесения в итоговый протокол.
Образец заявки на переторжку
При заполнении заявки участник торгов должен руководствоваться инструкцией по заполнению, предложенной заказчиком в извещении. Это намного упростит подачу улучшения условий.
Само же извещение содержит следующие составляющие:
- Наименование заказчика, адрес, наименование закупки, указание вида проводимой переторжки ;
- Условия, на основании которых проводится данная процедура;
- Требования к заполнению заявки ;
- Условия признания победителем участника закупки;
- Список участников.
Ниже рассмотрим, какие пункты включает в себя заявка на переторжку.
Содержание заявки на переторжку:
- Подается на имя председателя закупочной комиссии;
- Указание заказчика;
- Номер и наименование закупочной процедуры;
- Наименование участника;
- Улучшенное условие;
- При письменной форме должна быть оформлена в произвольной форме на бланке «игрока» с указанием минимальной цены договора, включая налоги и сборы; транспортные расходы, и не должна быть равной или превышать начальную (максимальную) цену;
- Подпись уполномоченного лица;
- Актуальная доверенность на уполномоченное лицо;
- При очной форме подается с помощью функционала ЭТП.
Заключение
Мы выяснили, что переторжка – это процедура добровольная, участник подает свои предложения для повышения эффективности торгов, если считает это необходимым. Самого термина «переторжка» мы не встретим в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ, но в них подробно описаны условия, требования и правила к процессу подачи окончательных предложений.
Процедура бывает очной (вживую), заочной (письменной) и очно-заочной (смешанной), но также имеет место подразделение по способу подачи (электронный, бумажный) и по улучшаемой позиции (улучшение цены, либо иных категорий).
Заявка на переторжку состоит из определенных абзацев с информацией, которую нужно предоставить, исходя из извещения. Как мы уже говорили, процедура для участника является необязательной. А для заказчика важно понимать ее целесообразность и проводить только в целях улучшения условий закупки, повышения эффективности, соблюдения принципа конкурентности.
Деловая репутация участника закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что это такое и как ее подтвердить?
При участии в госзакупках цена контракта не всегда оказывается решающей для заказчика. Чтобы повысить шансы на победу, важно иметь хорошую деловую репутацию. Она подтверждается соответствующим пакетом документов, причем по 223-ФЗ он намного больше, чем по 44-ФЗ. В статье мы разберем нюансы подтверждения деловой благонадежности согласно действующему законодательству.
Что такое деловая репутация?
Деловая репутация (сокращенно ДР) – это набор определенных факторов, на основании которых оценивается благонадежность и стабильность предприятия. Это является особым нематериальным активом организации. Спросом на услуги пользуются компании с положительной репутацией. Ее известность и хорошие отзывы в определенных кругах придают заказчикам уверенность в добросовестном сотрудничестве.
Организация с хорошей историей должна соответствовать следующим общепринятым требованиям:
- Предоставлять услуги и/или товары высокого качества;
- Иметь в штате квалифицированных сотрудников;
- Обладать хорошей кредитной историей;
- Иметь опыт добросовестного сотрудничества с контрагентами;
- Отличаться высокой корпоративной культурой.
На рынке госзакупок намного сложнее предлагать свою продукцию фирмам с плохой деловой репутацией.
ДР по 44-ФЗ
Данного понятия на законодательном уровне не существует. Но согласно Постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. при оценке заявок одним из критериев может выступать деловая репутация. Заказчик вправе требовать у будущих исполнителей следующие сведения:
- Наличие положительных отзывов об их работе;
- Опыт проведения работ (предоставления услуг);
- Количество сотрудников в штате и подтверждение их квалификации;
- Наличие достаточного денежного ресурса для выполнения обязательств по контракту.
Также для оценки квалификации поставщиков используются критерии, опубликованные 19 января 2017 г. в письме Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761. Согласно нему заказчик вправе сам составлять закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной ДР. При этом основанием для отклонения заявки не будет считаться непредставление участником документов, подтверждающих репутацию.
ДР по 223-ФЗ
В рамках 223-ФЗ заказчики также вправе устанавливать требования к наличию у исполнителя деловой репутации. На практике этот вопрос вызывает много споров. В ФАС направляется немало обращений от поставщиков, чьи заявки отклонялись из-за непредставления информации о репутации.
Контролирующие органы считают установление подобных требований избыточным. Деловая репутация никак не может влиять на добросовестную работу поставщика. Поэтому действия заказчика в ряде случаев являются неправомерными.
Какие документы подтверждают деловую репутацию?
При указании в закупочной документации требования о предоставлении доказательств деловой репутации, заказчик обязан указать список необходимых для этого документов. Таким образом обеспечивается принцип честности и прозрачности при выборе поставщика. Это могут быть:
- Благодарственные письма за ранее выполненные контракты;
- Грамоты и дипломы;
- Дипломы сотрудников организации;
- Сертификат на право оказания услуг.
Указанные документы подаются участником в составе заявки. Наличие сертификата не является для организации обязательным условием. Чтобы его получить, уйдет немало времени и финансов.
Положительный имидж – важная составляющая любого бизнеса. Он повышает возможности для участников закупок. Для его наработки и сохранения требуется приложить немало усилий.
Как и где найти требования к квалификации участника закупки?
Для того, чтобы узнать, какие требования установил заказчик к квалификации будущего поставщика, необходимо зайти на сайт Единой информационной системы (ЕИС). Рассмотрим на примере закупки по реконструкции моста в г. Курильске (дата размещения 26.12.2019 г.)
В разделе «Общая информация» прокрутим страницу вниз до интересующих нас требований. В п.4 указано, что подтверждение квалификации (в т.ч. наличие достаточных финансов для выполнения работ, оборудования, опыта аналогичных работ, деловой репутации, квалифицированных специалистов) предоставляется при наличии.
Еще ниже мы найдем «Критерии оценки заявок участников». В графе «Значимость критерия» указано, что квалификация составляет 40% при оценке, а цена контракта – 60%.
Критерии оценки заявки можно скачать отдельным документом в формате Word. Для этого необходимо вернуться выше и рядом с разделом «Общая информация» открыть раздел «Вложения», затем скачать интересующий файл.
Сертификат, как подтверждение деловой репутации
Недобросовестные участники научились подделывать благодарственные письма, поэтому куда более весомым критерием является известность поставщика в профессиональных кругах и признание его добропорядочной работы. Поэтому заказчик вправе указать в документации требование о наличии сертификата.
Сертификат получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС) с зарегистрированным номером. Чтобы его получить участник должен обратиться в организацию по сертификации с определенным пакетом документов (учредительные, сведения о сотрудниках, копии выполненных контрактов и др.).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет мониторинг зарегистрированных предприятий. Каждая организация имеет внутренний порядок и свод правил по предоставлению и цене услуги (в среднем от 10 рабочих дней с ценой более 100 тысяч руб.). Сертификация предполагает выезд специалистов на место, проведение экспертизы данных на полноту и достоверность, а также расчет итоговой оценки.
Опыт и деловая репутация определяются на основании утвержденных на сегодняшний день национальных стандартов для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных областях:
- общие положения (ГОСТ Р 66.0.01-2015);
- архитектурно-строительное проектирование (ГОСТ Р 66.1.01-2015);
- инженерные изыскания (ГОСТ Р 66.1.02-2015);
- стаж и репутация строительных предприятий и фирм проектирования (ГОСТ Р 66.1.03-2016;
- производство и продажа пожарно-технической продукции (ГОСТ Р 66.9.01-2015);
- предоставление услуг по пожарной безопасности объектов (ГОСТ Р 66.9.02-2015);
- услуги по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов (ГОСТ Р 66.9.03-2016).
Важный момент! Эти нормативные акты устанавливают порядок оценки опыта и деловой репутации. С их помощью определяется цифровое значение квалификации организации – индекс деловой репутации. В ходе рассмотрения заявок участник может получить максимум 100 баллов, это будет показатель его квалификации.
Мнения о предоставлении сертификатов в составе заявки разделилось:
- Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 г. № 13АП-31280/15 требование о наличии сертификатов признано правомерным.
- Минэкономразвития дало пояснения, что госзаказчик не может требовать от участников наличия индекса деловой репутации, рассчитанного организацией, аккредитованной в системе добровольной сертификации. Согласно 44-ФЗ, оценка делового опыта получать сертификат не обязывает. Получение документа требует много времени и финансов и ограничивает участие в закупках (письмо Минэкономразвития от 19.01.2017 г. № ОГ-Д28-761).
Более актуальной информацией по этой же теме является статья на сайте «КонсультантПлюс» под названием «ВС разобрался, какие документы можно запросить для оценки деловой репутации при госзакупках» от 2 декабря 2019 г.
Заказчик в составе документации запросил предоставить копию сертификата, подтвердив его действительность двумя системами добровольной сертификации. Участник направил обращение о несогласии с применяемым порядком оценки заявок. Мнения снова разделились:
План закупок по 223-ФЗ на 2022 год: как составить
1 января 2022 года вступит в силу обновлённая редакция Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352. Документ устанавливает требования для заказчиков, работающих по 223-ФЗ, в части закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Как сформировать, утвердить и скорректировать план закупок по 223-ФЗ — в нашем материале.
Что изменится в закупках у субъектов МСП
С учётом требований Постановления Правительства № 1352 с 2022 года закупки у субъектов МСП должны будут осуществлять все заказчики по 223-ФЗ. В данный момент эта обязанность есть только у отдельных организаций (п.2 Постановления).
Если вы раньше не работали с Постановлением № 1352, потребуется выполнить ряд операций:
- внести изменения в Положение о закупках;
- сформировать план закупок с учетом установленных Правительством нормативов;
- утвердить перечень товаров, работ и услуг, приобретаемых у субъектов МСП.
С 2022 года изменятся нормативы закупок у субъектов МСП (таблица 1).
Таблица 1. Нормативы закупок у субъектов МСП в 2021 и 2022 годах
Годовой объем закупок у субъектов МСП
не менее 20% совокупной стоимости всех заключенных договоров
не менее 25% совокупной стоимости всех заключенных договоров
Годовой объем планируемых закупок, в которых участвуют только субъекты МСП
не менее 18% от общей стоимости всех закупок, включенных в утвержденный план
не менее 20% от общей стоимости всех закупок, включенных в утвержденный план
В какие сроки нужно сформировать и опубликовать планы закупок
Работающие по 223-ФЗ хозяйствующие субъекты должны своевременно разработать и разместить в Единой информационной системе (ЕИС) Положение о закупках. Если этого не сделать, право на осуществление закупочной деятельности в рамках 223-ФЗ будет утрачено и закупать товары, работы и услуги придётся в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
Работающим по 223-ФЗ юрлицам необходимо формировать годовые и долгосрочные планы закупок. В годовой план нужно включить все закупки, которые вы планируете выполнить в течение текущего финансового года. Если закупаемая продукция относится к высокотехнологичной, инновационной, к лекарственным препаратам, закупки следует включить в долгосрочный план (составляется на период от 5 до 7 лет).
План закупок по 223-ФЗ на 2022 год нужно разместить в ЕИС не позднее 31 декабря 2021 года. Такое требование предписано Постановлением Правительства от 10.09.2012 года № 908.
Сроки подготовки и размещения планов закупок заказчик может определить самостоятельно (Постановлением Правительства от 17.09.2012 года № 932). Но сделать это нужно до конца календарного года. Опубликовать план и изменения к нему нужно в течение 10 дней после его утверждения.
Как составить план закупок по 223-ФЗ на 2022 год
Составляется план закупок по 223-ФЗ в электронном виде по форме, утверждённой в приложение к Постановлению Правительства № 932.
Что необходимо указать заказчику
На рисунке 1 приведён образец плана закупок. Также вы можете скачать план закупок в Excel.
В плане нужно указать данные заказчика:
- наименование;
- адрес;
- коды ИНН, КПП, ОКАТО;
- телефон;
- электронную почту;
- сведения по каждой закупке (коды по ОКВЭД2 и по ОКПД2);
- информацию о договоре (предмет, требования к закупаемым товарам, количество, единица измерения, НМЦК, регион поставки, планируемая дата размещения извещения, срок исполнения);
- способ закупки;
- отметку о форме закупки (электронная или нет).
Обратите внимание на графы 16 и 17 — объём бюджетного финансирования и коды целевой статьи и вида расходов. Они заполняются в случае, если закупки осуществляются за счёт выделенной субсидии в целях реализации нацпроекта и (или) комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Что нужно указать в разделе о закупках у субъектов МСП
Данный раздел формируется на три года, а все указанные в нем объекты закупки нужно проверять на соответствие перечню, содержащемуся в Положении о закупках (п.3.1 ст.4 закона 223-ФЗ).
Образец раздела приведён на рисунке 2. Также вы можете скачать его в Excel.
В разделе нужно указать:
- совокупный годовой объем закупок (СГОЗ);
- совокупный годовой объем закупок, которые не учитываются при определении объема закупок у субъектов МСП (перечислены в п.7 ПП № 1352);
- годовой объем закупок, для которых поставщик будет выбираться только среди субъектов МСП
Чтобы определить планируемый СГОЗ, сложите НМЦК всех закупок, включенных в план.
Последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ разберём на курсе повышения квалификации: «Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль».
Источник https://azbukatenderov.ru/praktika-zakupok/peretorzhka-po-44fz-i-223fz.html
Источник https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/delovaya-reputaciya-uchastnika-zakupki.html
Источник https://tender5.ru/plan-zakupok-po-223-fz-na-2022-god-kak-sostavit/