Анализ тендеров: виды и цели
Содержание
Анализ тендеров: виды и цели
Внимание!
Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.
Данная статьи носит исключительно информационный характер!
Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.
С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.
Со схемой экспорта через внешнеэкономическую компанию можете ознакомиться по ссылке на сайт ООО «ИФК «Титан74»
Тендер – электронные торги, в которых побеждает сильнейший. Сила участников тендера заключается в их подготовленности и компетентности. В статье расскажем об одном из самых доступных и правомерных способов подготовки к торгам, каковым является подробный анализ тендеров.
Зачем нужен анализ тендеров
В современном бизнес-мире понятие «тендер» используется довольно часто, однако в законодательстве нет его четкого толкования. Известно, что термин пришел к нам из английского языка (tender – предложение) и впервые использовался в 1993 году в типовом законе от 16.07.93 г., принятом ЮНСИТРАЛ (о закупках товаров и работ). В Законе говорится о заявке на тендер, тендерных документах и об обеспечении тендера.
Таким образом, понятие «тендер» обозначает «предложение поучаствовать в торгах». В современном экономическом словаре лексическое значение слова «тендер» трактуется как «конкурентные торги, которые бывают открытыми (доступными для всех желающих принять участие) и закрытыми (доступными для конкретных участников), размещение заказа в форме конкурса». Но на сегодняшний день понятие «тендер» трактуется немного шире, включая в себя и другие способы выбора исполнителя заказа или поставщика.
Организовать проведение тендера могут:
представители государственных структур;
представители коммерческих организаций;
правообладатели или собственники права.
Принять участие могут как юридические, так и физические лица, имеющие возможность исполнить заказ.
Особенность тендера – это возможность заключить договор на обоюдовыгодных условиях, так как отличительной чертой данной процедуры является свободная и открытая конкуренция. Организаторы удовлетворяют потребность в приобретении или реализации товара по наиболее выгодной цене и на удобных для них условиях, а участникам предоставляется возможность испытать свою конкурентоспособность.
Анализ тендеров показывает, что процедура проведения может быть организована в виде конкурса (одноэтапного или двухэтапного), аукциона, конкурентных переговоров, запросов предложений или котировок и др.
Формы проведения тендера:
открытая (участвуют все желающие);
закрытая (участникам направляется приглашение, которое дает им право проявить себя);
Закрытый тендер проводится в случаях, когда дело касается соблюдения государственной или коммерческой тайны, сфера деятельности представлена малым кругом участников или проведение открытого тендера нецелесообразно. Если информация, являющаяся государственной тайной, включена в проект договора или в другую документацию, то извещение о проведении торгов не публикуется.
Вообще, регулирование и анализ тендеров (государственных и коммерческих) преследует несколько целей: развитие честной конкуренции, экономия материальных средств и их целевое использование. Государственные тендеры, при всей строгости закона, отличаются тем, что участникам предоставляются более лояльные условия и открывается больше возможностей для того, чтобы поучаствовать в закупках. Коммерческие тендеры, действующие согласно ФЗ № 223, с одной стороны, дают много свободы обеим сторонам договора (организатору и участнику), а с другой, существует ряд проблем, отталкивающих возможных участников.
Получить актуальную и важную для предприятия любой формы собственности информацию поможет анализ тендеров. Поставщик сможет разработать свою тактику, опираясь на результаты анализа завершенных или текущих закупок.
У участника появится возможность ознакомиться с наиболее востребованными закупками и выбрать то, что ему подходит по разным аспектам (отрасль, цена, регион). Также можно провести анализ уже отобранных закупок, чтобы определить:
условия, которые чаще всего используются конкурентами;
наличие постоянных поставщиков у интересующего заказчика.
Кроме этого, анализ проведения тендера помогает узнать:
итоговый процент снижения цены.
Нередко поставщика интересует конкретный заказчик, в этом случае анализ тендеров можно направить на изучение активности именно этого участника торгов и определить:
регулярность размещения заказов;
требования к исполнителям.
Кроме этого, можно рассмотреть закупки по поставщикам. Анализ заключается в исследовании бывших, настоящих и возможных конкурентов с позиции деятельности в регионе или в отрасли. Владея такой информацией, можно установить:
кто является наиболее сильным конкурентом в данной отрасли;
участников, искусственно снижающих цену.
Бывает, что в некоторых бизнес-категориях или отраслях закупки осуществляются по нестандартным схемам. Например, в тендере принимают участие две вроде бы разные компании, зарегистрированные по одному юридическому адресу. Во время торгов они по очереди отступают, пропуская конкурента. Анализ тендеров легко установит такую схему участия.
Что включает в себя анализ тендеров
Программа анализа тендеров включает изучение следующих параметров:
состоятельность компании заказчика;
перечень заявленных требований;
реальные возможности собственной компании, включая неординарность вашего предложения.
Естественно, что понимание всех деталей подготовительного этапа, составление нацеленной на победу заявки на тендер, требует больших трудозатрат и материальных вложений.
Глубокий анализ документов, необходимых для проведения тендера, поможет разобраться в том, насколько честными будут торги (хорошая возможность вовремя отказаться от участия в «грязных» торгах). Помимо этого, анализ тендеров способствует определению предложений, которые больше всего вам подходят, и где вы имеете реальный шанс на победу.
Когда может быть полезен анализ тендеров?
Если у вас нет полной уверенности, что участие принесет пользу.
Если у вас мало опыта или есть опыт неудачного участия, приведшего к неоправданным расходам.
Если вы не уверены в порядочности заказчика, подозреваете сговор.
Если вы сотрудник СМИ или маркетинговой аналитической компании.
Прежде чем выходить на новые закупки, необходимо проанализировать уже осуществленные – это должно быть первым этапом работы. Проанализировав опубликованные сведения, можно узнать:
насколько часто проводятся тендеры в отрасли и регионе, относящиеся к сфере вашей деятельности;
основные требования и пожелания заказчика;
какие компании осуществляют основные поставки в данное время, что они предлагают и что закупают;
насколько компания готова к борьбе, ее конкурентоспособность в условиях современного рынка, включая перспективы участия в госзакупках, где возможен всего один поставщик;
наиболее актуальные способы закупки и т. д.
Полученную информацию при необходимости корректируют, опираясь на оценку эксперта. Например, поводом для беспокойства может стать резкое снижение цен другими участниками торгов (такие ходы они могут предпринимать и в дальнейшем). Анализ тендеров предназначен как для поиска интересных предложений по закупкам, так и для отслеживания конкурентов.
Размещение тендеров осуществляется на специальных электронных площадках, каждая из которых представлена определенными позициями-предложениями. Анализ тендеров можно провести по каждому отдельному кругу, опираясь на имеющиеся сведения.
На федеральных площадках размещают масштабные, значимые для страны, тендеры. Чтобы принять в них участие, необходимо иметь достаточно сил и средств, начиная от квалифицированных специалистов и заканчивая документацией, разрешающей участие в торгах такого уровня.
Тендеры местного значения размещают на региональных и муниципальных площадках. Участниками таких торгов могут быть представители конкретного региона.
Индивидуальные предприниматели размещают свои предложения на частных коммерческих площадках.
Люди без достаточного опыта не могут сразу определить выгоду предложений. Кроме этого, новичку довольно сложно определиться даже с тем, в тендере какого рода он хочет принять участие (государственном или коммерческом). Что является достаточно важным моментом для получения аккредитации на площадке, где проходят торги. Кроме этого, для участия в торгах необходимо наличие электронной подписи, которую выдает удостоверяющий центр, аккредитованный на данной площадке.
Если анализ тендеров помог установить наиболее востребованных поставщиков, то у вас определяется «поле деятельности»: обратите внимание на их заказчиков, возможно, что с некоторыми не стоит связываться. Оценка репутации проходит на основании отзывов о работе и жалоб, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Подбирая подходящий тендер, необходимо оценить свои шансы на удачное завершение торгов, возможно, что для вас они заведомо бесперспективные, поэтому не тратьте зря ни время, ни деньги.
Как происходит анализ тендеров
Участвовать во всех процедурах, которые имеют конкурсную основу, могут абсолютно все желающие, соответствующие требованиям аукциона, – это предусмотрено государственной системой. Следовательно, любая организация вправе зайти на специализированный сайт, ознакомиться с актуальными предложениями своего региона и узнать всю интересующую ее информацию, которая периодически обновляется (пополняется новыми предложениями). Таким образом, тендерные предложения ищут следующим образом:
Самостоятельно (путем ознакомления со сведениями о тендерных предложениях в Интернете, в газетах и в других информационных источниках).
При помощи профессионалов (специалистов в сфере поиска и анализа тендеров).
С помощью специальных поисковых программ (используя компьютерные программы, которые способны подобрать торги на конкурсной основе или тендер, учитывая возможности и намерения компании).
Также существует несколько альтернативных вариантов подбора подходящих тендеров или конкурсных торгов. Например:
прямое обращение в органы власти (муниципальной, региональной или федеральной) с целью получения сведений о текущих тендерах;
прямое обращение в компании с целью получения сведений о планируемых тендерах или торгах на конкурсной основе.
Итак, на современном этапе развития бизнеса и технологий существует довольно много способов получения сведений о проведении различных тендеров и торгов. Но это далеко не все, что необходимо для успешного завершения процесса и получения положительного результата от участия в тендере.
Чтобы повысить результативность и получить желаемый результат (как минимум, заключить договор о поставке, т. е. победить), лучше обратиться к помощи специалистов, которая заключается в следующем:
подготовка тендерной документации;
подбор предложений (учитываются возможности, специфика деятельности и наличие необходимой документации у компании, являющейся заказчиком подбора тендера);
анализ тендеров и предложений, нацеленный на определение вероятности успеха, принимая во внимание возможности и способности участников торгов и тендеров, соответствие условиям конкурсного отбора.
Анализ тендеров – наиболее значимый этап работы. Именно профессионально сделанный анализ может помочь предприятию или частному предпринимателю и освободить от лишних неоправданных расходов, которые неизбежны при участии в заведомо проигрышных тендерах и других торгах, организованных по принципу конкурсного отбора.
Анализ тендеров основывается на изучении:
потребностей компании, заказывающей тендер;
возможностей участника тендера, проводящего анализ для определения вероятности победы в торгах;
круга предприятий – потенциальных конкурентов компании, заказавшей проведение анализа (если решат принять участие в торгах);
возможности получения дохода после участия в торгах и определение размеров этого дохода (чтобы иметь возможность предложить минимальную цену среди конкурентов и максимальную для себя).
Анализ тендеров заказчика
Довольно часто заказчики, желая наладить отношения с каким-то конкретным поставщиком, используют «запрещенные» приемы. В этом случае поставщик должен уметь защитить себя от всевозможных рисков.
Статистика по государственным закупкам увеличивается, естественно, увеличиваются проходящие через них финансовые объемы. Каждый день пополняется список как госзаказчиков, так и исполнителей этих заказов. Естественно, поставщики начинают думать о повышении эффективности своего участия в торгах государственного значения, они хотят защититься от рисков и качественно проводить анализ заказчиков.
Экономика страны никак не может окончательно выйти из кризиса, поэтому представители различных бизнес-структур находятся в постоянном поиске новых точек для реализации своей продукции и услуг. Конечно, государственные закупки могут быть достаточно перспективным направлением их деятельности. Но прежде чем начать реализовывать себя в госзакупках, потребуется серьезный комплексный анализ с целью определения желательной сферы деятельности и своих потенциальных заказчиков.
Анализ заказчиков предоставляет исчерпывающую статистическую информацию о происходящих или прошедших бизнес-процессах, о состоянии отрасли, ее динамике роста или падения.
Найти необходимые сведения можно на сайте государственных закупок.
Перед участием в госзакупках поставщику необходимо:
собрать информацию о заказчиках, контрактах и закупках и проанализировать ее;
определить типовые нарушения, выявленные при размещении сведений о государственных и муниципальных заказах и их исполнении;
составить «портрет» заказчика (какие размещает заказы и заключает контракты, каким поставщикам отдает предпочтение). Может получиться так, что после анализа контрактов конкретного заказчика вы определите одного или нескольких фаворитов, регулярно сменяющих друг друга.
Анализ тендеров проводят, придерживаясь следующего алгоритма:
Анализ закупок определенного заказчика. На данном этапе стоит выяснить участников его закупок, их количество, предлагаемые цены (первоначальные и конечные), кто побеждает.
Анализ плана-графика, являющегося основным инструментом планирования. На этом этапе появляется возможность разобраться в двух аспектах закупок заказчика: что покупал и что планирует купить. Результаты работы позволят понять, насколько целесообразно участвовать в государственных закупках.
Анализ предметов контрактов. На данном этапе устанавливается: повторяются предметы контрактов или нет. Итоги работы позволят сделать вывод о том, какие предметы могут потребоваться заказчику.
Анализ цен контрактов. На данном этапе целесообразно провести наблюдение над ценовыми изменениями (какая цена была предложена изначально и как она изменилась к моменту подписания контракта). Если вы не выявили больших изменений или установили, что цена осталась первоначальной, то можете сделать следующий вывод: заказчик не нуждается в конкуренции. Иначе говоря, анализ тендеров покажет, что этот заказчик строит тендер «под одного поставщика», следовательно, нет смысла с ним связываться.
Анализ хода торгов по определенной тематике. На этом этапе вы исследуете следующие моменты: насколько снижалась цена, кто отклонялся и почему он это делал. Полученная информация даст возможность сделать верный вывод о закупках госзаказчика.
Анализ поставщиков. Если вы установите, кто участвовал в предыдущих торгах, то будете знать своих возможных конкурентов.
Когда будут проработаны все этапы анализа тендеров, вы сможете сделать вывод о порядочности и надежности как заказчика, так и участников торгов.
Критерии анализа тендеров:
1. Средний процент снижения.
Данный показатель дает возможность сделать следующие выводы:
грозит ли вам проявление демпинга;
есть ли необходимость в подготовке антидемпинговых мер, которые используются при снижении стартовой цены более чем на 25 %;
есть ли сговор среди участников (минимальное снижение начальной цены свидетельствует о том, что заказчику неинтересно ее изменение);
каков процент завышения «стартовой» цены контракта (сильное снижение цены говорит о том, что изначально была установлена неоправданно высокая цена).
2. Анализ незанятых ниш в отрасли.
В госзакупках наблюдается постоянный рост конкуренции, увеличивается количество предпринимателей (индивидуальных и владельцев маленьких компаний), которые проявляют интерес к тендерам. Увеличивается число компаний, нуждающихся в привлечении специалистов для осуществления закупок, растет уровень организаций, занимающихся тендерами. Однако при желании можно найти «свое поле для деятельности». Этим «полем» может стать регион, отрасль или нечто иное. Для его обнаружения требуется регулярное проведение мониторинга закупок и числа их участников.
3. Анализ торгов по конкретной отрасли.
Он выявляет самые перспективные направления в определенных отраслях (с материальной стороны вопроса). Естественно, что поставщикам интересны перспективные и экономически выгодные контракты, а не простое участие в тендере. Анализ тендеров способствует определению потенциала отрасли, статистические данные раскрывают типичные «хитрости» госзаказчиков. Не забывайте: обязательства по исполнению контракта относятся не к сумме, а к каждому контракту отдельно.
Анализ тендеров в определенной сфере деятельности проводится путем выявления закупок в конкретный период по отрасли и региону: сколько их было, кто был поставщиком и заказчиком, что именно закупали, как менялась цена.
Информация, полученная в результате анализа, будет способствовать пониманию не только перспективности направления, но и поможет принять верное решение, способное повысить эффективность участия в тендере.
4. Анализ нарушений в торгах.
Для определения целесообразности участия в каком-либо тендере стоит проанализировать заказчика по нарушениям.
Ваше внимание должны привлечь следующие моменты:
5. Некачественное заполнение информации о закупке.
Создание Единой информационной системы способствовало почти полному исчезновению таких нарушений, как одновременное использование в наименовании заказа символов разных алфавитов (кириллицы и латиницы) или особое написание ключевых слов в наименовании заказа (например, когда между отдельными буквами делали пробелы). Однако анализ тендеров показывает, что остались другие нарушения, которые можно увидеть и в техническом задании, и в документации. Например:
Заказчики не указывают в названии заказа ключевое слово, с помощью которого легко установить суть заказа. Этот прием нацелен на устранение какого-то поставщика или для ограничения числа участников. Например, закупка должна называться «Услуги по заправке картриджей», а заказчик назвал «Обслуживание расходных материалов и замена комплектующих принтеров».
Заказчики не точно указывают код ОКДП (он не соответствует единицам измерения контракта по ОКЕИ). Отсутствие детализации или ошибки в указании кода приводят к осложнению поиска, так как в Единой информационной системе используется поиск по ОКДП.
Заказчик неправильно указывает ИНН и КПП.
Заказчик не указывает контактный телефон или имя лица, отвечающего за проведение тендера.
Заказчик неточно указывает регион поставки или не указывает вообще. Это серьезно затрудняет работу поставщика, так как он не может провести полноценный анализ тендеров, рассчитать логистику и предложить реальную конкурентоспособную цену. Данное нарушение, как и все остальные, свидетельствует о предвзятости заказчика.
6. Несоблюдение принципа конкурентности:
В техзадании установлен неоправданно короткий срок выполнения заказа (используется для однозначной победы «своего» поставщика).
Выявляется один исполнитель при высокой стоимости.
Побеждает участник, цена которого не была самой низкой из предложенных на торгах.
Принимают участие поставщики, на которых жаловались в ФАС.
Большое количество отказов от закупок (каждый раз происходит уменьшение числа участников).
Постоянное продление сроков закупок. Иногда сроки доходят до полугода и, в конце концов, остается всего один участник, который «дождался своего звездного часа» и получает заказ на поставку.
7. Завышение цен.
Используя анализ тендеров, можно определить завышение цен, которое проявляется в следующем:
цена за товарную единицу сильно отличается от цены за единицу аналогичной продукции;
код ОКДП контракта не совпадает с кодом ОКДП конкурсного лота;
«копирование» коммерческого предложения;
сильно снижается цена во время тендера, а после победы происходит десятипроцентное увеличение.
8. Анализ закупочной документации.
Показателем коррумпированности заказчика могут быть излишние требования к следующей информации о заказчике: к паспортным данным и копиям страниц, месту проживания физического лица, к указанным телефонным номерам. Помимо этого, заказчику могут «понадобиться» оригиналы некоторых документов или «свеженькие» справки, особый способ подписания документов и т. д.
Отсутствие возможности потребовать каких-либо разъяснений, очень быстрое проведение всей тендерной процедуры (например, в течение пары дней), неработающие контактные телефоны тоже говорят о коррумпированности заказчика.
Что представляет собой анализ тендеров по закупочной документации
Участник тендера может пройти все предусмотренные конкурсом процедуры и одержать победу, но для этого специалисты рекомендуют провести небольшую подготовительную работу. Одним из этапов подготовки к участию является анализ документации заказчика тендера.
Перечень необходимых документов включает: информационную карту, расчет максимальной (начальной) стоимости контракта, проект и техническое задание.
Подаче заявки на участие в торгах должен предшествовать анализ тендеров, который в том числе включает в себя работу с документацией. Существует несколько видов анализа тендерной документации.
Контрактная рентабельность. Этот анализ поставщик проводит на основе предоставленных заказчиком смет, учитывая все коэффициенты. Грамотное исследование рентабельности позволит правильно рассчитать максимально допустимый для вас процент снижения цены (чтобы вы могли получить прибыль даже в том случае, если установите минимальную цену). Не забывайте, что территориальные коэффициенты в разных округах и регионах отличаются друг от друга.
Критерии оценки заявки. Анализ тендеров проводится в том случае, если закупка осуществляется путем конкурсного отбора или в форме запроса предложений. Любая из процедур предусматривает не менее двух оценочных критериев: цена контракта (обязательный критерий) и, предположим, квалификационный уровень участника (критерий может меняться). Если заказчик устанавливает критерий цены контракта меньше, чем 60 %, то специалисты не советуют участвовать в таких тендерах.
Техзадание. Один из ключевых аспектов проверки документации. Как правило, нарушение Закона о проведении тендеров происходит именно в этом документе (содержит неточные требования к участникам размещения заказа, именуемых УРЗ). Тогда как УРЗ, заполняя «форму-2» (первую часть заявки) должен назвать конкретные данные используемого материала. Анализ тендеров способствует выявлению коррумпированности заказчика, поэтому лучше, если эту работу сделают специалисты.
Положения госконтракта. Обычно, чтобы избавиться от «непрошенного» УРЗ, поставщик составляет заведомо неприемлемые условия. Например, устанавливает непомерно большие штрафы или не включает в контракт некоторые важные пункты. Например:
в «Обязанности заказчика» не включены сроки оплаты;
не прописаны условия приемки/сдачи работы (товара);
сроки, указанные в контракте не совпадают со сроками, установленными в техзадании.
Не забывайте, что при выявлении каких-либо «непонятных» моментов в документации конкурса или аукциона, необходимо обратиться за разъяснениями, подав соответствующую заявку.
Опираясь на вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что анализ документации является одним из ключевых этапов работы, входящих в анализ тендеров. Для получения максимально точной и корректной оценки лучше воспользоваться услугами профессионалов.
Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Предприятие имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.
Наибольший авторитет наша компания завоевала в следующих отраслях:
коммерческий транспорт и спецтехника;
химическая и нефтехимическая промышленность;
производство кормов для животных;
электротехника и другие.
Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.
Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:
Точность предоставления данных. Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчеты рыночных показателей и долей рынка участников.
Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».
Заказчик имеет возможность получить часть данных бесплатно в форме предварительной экспресс-оценки рыночной ниши. Это помогает сориентироваться в ситуации и решить, стоит ли изучать глубже.
Мы не только рассказываем о рыночной нише заказчика, но и подсказываем наиболее близкие сегменты. Даем возможность вовремя найти решение – не замыкаться на своем товаре, а обнаружить выгодные новые ниши.
Профессиональная консультация с нашими отраслевыми менеджерами на всех этапах сделки. Мы – создатели данной ниши анализа экспорта-импорта на основе таможенной статистики, наш почти 20-летний опыт – залог эффективного сотрудничества.
Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.
Внимание!
Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.
Данная статьи носит исключительно информационный характер!
Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.
Как закупить музыкальные инструменты: пошаговая инструкция
Закупка звукового оборудования и музыкальных инструментов по 44-ФЗ проходит в следующем порядке:
- Определяется способ.
- Составляется необходимая документация.
- Документация размещается в ЕИС.
- Выявляется победитель, с ним подписывается контракт.
- Победитель поставляет товар.
Последние изменения
С 01.12.2020 вступило в силу распоряжение правительства № 3132-р от 27.11.2020, которое установило особенности госзакупок музыкальных инструментов для детских школ искусств до конца 2020 года. Такие процедуры организует Минпромторг в форме открытого конкурса в электронной форме в рамках ч. 1 ст. 111 44-ФЗ.
Наряду с этим распоряжение закрепляет для участников закупок такие доптребования:
- Выполнять процентную долю стоимости зарубежной продукции при производстве инструментов по приложению № 2 к распоряжению. А во вторую часть заявки придется приложить заверенные копии маршрутно-операционных карт производства.
- Соблюдать при производстве инструмента технологические операции в России по приложению № 3 к распоряжению. А во второй части заявки придется описать иностранные материалы и комплектующие, которые используются при производстве товара.
Что касается госконтрактов на поставку музыкальных инструментов, то в них предусмотрят обязательства исполнять технологические операции и уменьшать процентную долю стоимости использованных при производстве иностранных товаров.
Скачать распоряжение правительства № 3132-р от 27.11.2020 из КонсультантПлюс |
Выбор способа закупки
Если заказчик проводит тендеры в соответствии с правилами Федерального закона № 44-ФЗ, при выборе способа закупки он обязан учитывать код ОКПД 2 закупаемого товара:
- если предметом закупки являются музыкальные инструменты, применяется кодовая группа 32.2 «Инструменты музыкальные». Эта кодовая группа не входит в аукционный перечень, утвержденный распоряжением правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, поэтому для такой закупки электронный аукцион не является приоритетным способом;
- если заказчик проводит тендеры на звуковое оборудование, например, микрофоны, применяется кодовая группа 26.4 «Техника бытовая электронная». Эта группа входит в аукционный перечень, при такой закупке следует выбирать электронный аукцион.
Если проводится закупка музыкальных инструментов по 223-ФЗ, при выборе конкретного вида тендера заказчики опираются на правила собственных положений о закупке и описанные в них критерии выбора способа закупки.
Документация
В тендерной документации важно предусмотреть нюансы закупки музыкальных инструментов по 44-ФЗ, связанные с национальным режимом, в частности, включить условия и ограничения допуска иностранных товаров, установленные постановлением правительства РФ от 30.04.2020 № 617 и приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
В соответствии с правилами ПП № 617, заказчик обязан отклонять заявки на участие, предлагаемые к поставке товары иностранного происхождения. Принять такую заявку заказчик вправе, только если она является единственной. Но и в этом случае применяются правила приказа № 126н о дополнительном снижении цены контракта на 15 или 20 процентов.
Таким образом, если бюджетное учреждение закупает рояль производства Япония, это допускается только при соблюдении условий нацрежима. Участники тендера обязуются предоставить документы, подтверждающие происхождение поставляемого товара.
Техническое задание
В техническом задании заказчик описывает все важные требования к закупаемому товару. Каждый параметр описывается в виде допустимого диапазона значений. Например, если закупаем музыкальные инструменты по 44-ФЗ, в ТЗ описываются:
- габариты;
- материал;
- диапазон звучания;
- иные важные технические характеристики.
С 11.01.2021 в обязательном порядке применяются параметры из каталога товаров, работ, услуг.
В частности, чтобы купить рояль по 44-ФЗ, в техническом задании следует описать:
- необходимые характеристики продукции, требуемое количество;
- требования к транспортировке: место доставки, потребность в грузчиках, подъем на этаж, установка;
- нужна ли настройка на месте;
- гарантийные требования заказчика.
Вот один из реальных примеров.
Проект контракта
Тендерная документация включает разработанный заказчиком контракт на поставку музыкальных инструментов 44-ФЗ — победитель вправе, с помощью протоколов разногласий на этапе заключения соглашения, скорректировать его содержание, но основные условия определяются еще на этапе подготовки документов.
В тексте соглашения прописываются такие условия:
- предмет контракта;
- условия о порядке приемки товара;
- условия об ответственности сторон при неисполнении, ненадлежащем исполнении договоренностей;
- условия об обстоятельствах непреодолимой силы;
- гарантийные обязательства поставщика;
- положения, касающиеся изменения и расторжения договора.
При приобретении музыкальных инструментов и оборудования следует указать в тексте соглашения:
- нужна ли заказчику доставка товара, если нужна, то куда;
- условия о тестировании товара при его приемке;
- нужна ли заказчику установка оборудования или настройка.
Определение победителя
По истечении срока подачи заявок на участие проводится непосредственно тендерная процедура и выявляется победитель. При этом при проведении аукциона основным критерием отбора является цена — побеждает участник, предложивший наименьшую цену контракта. При конкурсе — рейтинг участника.
Также учитываются требования нацрежима: ПП № 617 и приказ № 126н.
С победителем заключается контракт.
Приемка
Приемка поставленных музыкальных инструментов и оборудования производится в сроки и порядке, предусмотренные положениями контракта:
- Проводится тестирование поставляемого товара. Специалисты заказчика проверяют соответствие товара техническим условиям закупки.
- Проверяется прилагаемая к товару документация, в том числе о стране его происхождения.
- Подписываются приемочные документы — акты и накладные.
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Ввод в эксплуатацию оборудования: составляем акт
Акт ввода в эксплуатацию оборудования — это документ, с помощью которого фиксируется тот факт, что приобретенное основное средство соответствует требованиям покупателя и готово к использованию. Этот документ необходим для корректного ведения бухучета основных средств.
Скачать образец акта ввода в эксплуатацию ОС из КонсультантПлюс |
Скачать акт пуска в эксплуатацию холодильного оборудования |
Скачать незаполненный образец акта ввода в эксплуатацию основных средств по форме ОС-1 |
Требования к заполнению акта
Документы ввода в использование необходимы всякий раз, когда принимаются технически сложные объекты. Приемку нередко проводит комиссия, которая оценивает, насколько принимаемое оборудование работоспособно. Члены комиссии при этом набираются из числа сотрудников организации, обладающих специальными техническими знаниями.
В таком порядке принимаются сложные объекты, например, в обязательном порядке следует составлять акт ввода в эксплуатацию конвейера, эскалатора, холодильного оборудования, станка или иного технически сложного приспособления. Для простых товаров, оценка качества которых не требует специальных знаний и участия целой комиссии, достаточно простого документа сдачи-приемки. Например, акт ввода в эксплуатацию кресла для офисного сотрудника обычно не составляется. В то же время, если речь идет о приемке сложного кресла, например медицинского, то и на него следует составить акт на ввод в эксплуатацию мебели, который, по сути, является документом для одобрения использования оборудования.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно ввести в эксплуатацию основное средство.
Законодательно не установлено единой общеобязательной формы такой бумаги, организация вправе использовать форму ОС-1, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, но это не обязательная форма, компания вправе разработать собственный бланк, утвердить его и использовать для приемки. Это касается как государственных организаций, так и коммерческих компаний, — отсутствует специальный акт ввода для ООО, АО или бюджетного учреждения.
Более того, организация вправе утвердить несколько форм для разных видов объектов, если по роду деятельности она вынуждена регулярно принимать те или иные однотипные основные средства. Такие отдельные формы более удобны, потому что в них есть возможность изначально вписать применимые к данному виду объектов единицы измерения и технические характеристики и в процессе оценки товара только делать небольшие отметки. Например, в незаполненный образец акта ввода в эксплуатацию трансформаторной подстанции сразу включается единица измерения кВА — килоВольт-Ампер. В процессе приемки останется только вписать необходимое числовое значение.
При этом, чтобы документ выполнял требуемую функцию, следует отразить в его тексте следующую информацию:
- дату и место издания;
- наименование выполняющей приемку организации;
- состав комиссии и реквизиты приказа о ее назначении, если приемку выполняет комиссия;
- описание технического состояния объекта приемки, перечень проведенных испытаний, ссылки на нормативные документы, регулирующие порядок проведения испытаний такого рода объектов. Обнаруженные дефекты — при их наличии;
- результат приемки — соответствует ли техническое состояние принимаемого товара требуемому и готов ли он к использованию;
- дату введения оборудования в использование и срок гарантийного обслуживания.
Все члены комиссии знакомятся с текстом и собственноручно его подписывают.
Вот образец акта приемки оборудования в эксплуатацию (на примере холодильного оборудования):
Бланк этого документа:
АКТ
ввода в эксплуатацию Оборудования
по _____________
№ «____» от ___ _____ 202__ года
г. _________________ | _________________ г. |
Мы, нижеподписавшиеся, _________________ «_________________», именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице _________________, действующего на основании _________________, и _________________ «_________________», именуемое в дальнейшем Поставщик, в лице _________________, действующего на основании _________________, совместно именуемые Стороны, составили настоящий Акт в том, что Поставщик поставил и произвел ввод в эксплуатацию нижеперечисленного Оборудования в номенклатуре, количестве и в сроки, установленные вышеуказанным контрактом и соответствующим актом комплектации.
№ пп | Наименованиемоделькаталожный номер | Производительстрана происхождения | Ед.изм. | Кол-во | Инв.номер |
---|
Поставлено оборудование надлежащего качества и комплектности, дефектов не обнаружено.
Поставщик предоставил все документы регистрации и качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации касательно данного типа Оборудования, выданные уполномоченными на то органами.
Сопроводительная документация и инструкция пользователя предоставлены Заказчику на русском языке.
Произведено обучение (перечень сотрудников, прошедших обучение, с указанием должности, даты и наименование подразделения прилагается).
Оборудование готово к использованию.
Дата начала использования — _________________.
Срок гарантийного обслуживания Поставщиком — ___ (____) года с даты начала использования.
Взаимных претензий стороны не имеют.
Поставщик
_________________
_________________
Заказчик
_________________
_________________
Необходимость использования таких документов в закупках
В сфере госзакупок акт о готовности оборудования к эксплуатации широко используется. Основных направлений его применения два:
- приемка результатов исполнения контракта;
- подтверждение необходимого опыта участника закупки.
Говоря о приемке, речь идет о том же механизме, который используют все заказчики технически сложных изделий: получив от поставщика товар, заказчик обязан проверить его соответствие техническому заданию и его качество.
Однако не только для приемки в госзакупках требуется такой документ: если заказчик проводит конкурс, он оценивает не только предлагаемую потенциальным поставщиком стоимость контракта, но и иные критерии, в числе которых опыт будущего контрагента. Для подтверждения имеющегося опыта участник предоставляет заказчику документы, в том числе исполненные контракты. Но нередко, помимо контрактов, требуются и документы ввода в использование, подтверждающие, что поставляемое ранее этой организацией оборудование принято и введено в использование. Предоставляемые бумаги, разумеется, соответствуют предмету проводимой закупки, например, если заказчик проводит тендер на поставку пресс-формы, следует предоставить акт ввода в эксплуатацию пресс-формы, а не иного вида объектов.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Источник https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/analiz-tenderov/
Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/minpromtorg-ogranichil-goszakupki-tovarov
Источник https://gozakaz.ru/vvod-v-ekspluatatsiyu-oborudovaniya-sostavlyaem-akt/