Участники закупки
Содержание
Участники закупки
Многие бизнесмены и руководители организаций слышали о проводимых государством торгах и хотели бы в них поучаствовать, чтобы выйти на этот рынок и предложить свои товары, работы и услуги. Но часто на пути они сталкиваются с трудностями, которые не дают им двигаться дальше. Для того, чтобы принять участие в госзакупках, необходимо стать их участником. Но кто такой участник? Как им стать? Через какие преграды придется пройти? Мы подготовили статью, которая дает ответы на эти и другие вопросы.
Кто такой участник госзакупок и как им стать? Пошаговый алгоритм
Госзакупки – это еще один способ зарабатывать на продаже товаров, работ или услуг нашему государству. Чтобы в них поучаствовать нужно стать участником закупок. У новичков с этим часто возникают трудности. Неясно, с чего начинать, в каком направлении двигаться и т.д. Кто же вообще такой участник госзакупок?
Участник закупки – это понятие, которое закреплено в ст.3 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Им может стать физическое лицо, самозанятый и индивидуальный предприниматель. Юридическое лицо также может быть участником независимо от его организационно-правовой формы, местонахождения, формы собственности, происхождения капитала, за исключением юридического лица, зарегистрированного в государстве или на территории, предоставляющих льготы при налогообложении, оффшорные зоны. Список таких территорий и государств утвержден п.п. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ.
Итак, мы выяснили, кто такой участник закупки. Далее давайте рассмотрим алгоритм действий по участию в закупочной деятельности. Эта инструкция пригодится тем, кто решил начать с нуля.
Первым делом необходимо проанализировать нишу, чтобы просто не тратить свое время. Нужно понимать, в каких товарах, работах, услугах нуждается государство. Если вы оказываете какие-либо услуги или производите продукцию, то анализировать нужно свое направление. Убедитесь, что заказчики нуждаются именно в вас. И если на вашу сферу деятельности есть спрос, тогда без вопросов становитесь участником закупок.
№ 1. Выбор организационно-правовой формы
Если вы планируете участвовать в закупках долго, то делать это лучше всего в статусе индивидуального предпринимателя (ИП), либо ООО (общество с ограниченной ответственностью).
После этого следует заказать печать и выбрать систему налогообложения.
№ 2. Получение ЭЦП (электронной цифровой подписи) и аккредитация на ЭТП (электронной торговой площадке)
Госзакупки регламентируются 44-ФЗ. Согласно этому федеральному закону большая часть торгов проводится в электронной форме на торговых площадках. Чтобы принять в них участие нужно получить электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Важный момент! Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная (ст. 5 44-ФЗ).
ЭЦП выдается в виде флешки, внутри которой хранится цифровой ключ, дающий лицу определенные полномочия. Заказать электронную подпись можно только в определенных специальных организациях, имеющих аккредитацию Минкомсвязи. Это, так называемые, удостоверяющие центры. Перечень удостоверяющих центров легко найти в интернете.
Получить ЭЦП для участия в закупках придется платно. Цена вопроса – 6-7 тысяч руб. в год. После того, как срок действия закончится, подпись нужно будет обновить.
Для оформления цифрового ключа необходимо направить заявку в удостоверяющий центр и предоставить необходимый перечень документов. Услуга будет исполнена за 2-3 дня.
С 2019 г. все процедуры по закупкам производятся в электронном виде. Торги проходят на восьми федеральных площадках:
- АО «ЕЭТП»
- РТС-тендер
- ЗАО «Сбербанк-АСТ»
- АГЗРТ
- АО «РАД»
- ЭТП НЭП
- ЭТП «ГПБ»
- ТЭК-Торг
Есть еще одна специализированная площадка для проведения закрытых электронных торгов — АСТ «ГОЗ».
В настоящее время аккредитация на площадках происходит автоматически сразу же после регистрации в Единой информационной системе (ЕИС).
Как зарегистрироваться в ЕИС – отдельная тема для разговора. В этой статье мы не будем подробно на ней останавливаться. Следует отметить, что на сайте системы www.zakupki.gov.ru висит окно с напоминанием для участников:
№ 3. Поиск торгов и изучение документации
Как мы уже отметили, закупки по 44-ФЗ располагаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы для начинающих – самые понятные процедуры. Это быстрые торги, в них не всегда нужно вносить обеспечение заявки, победитель определяется только по цене. Советуем начинать с них.
С помощью функции »Все параметры поиска» на этом сайте можно отыскать нужные закупки по заданным параметрам. Необходимо указать:
- ценовые рамки заявки;
- регион поставки;
- ключевые слова извещения;
- этап закупки;
- способ определения поставщика;
- и другие дополнительные параметры.
Чтобы просмотреть полную информацию о проводимой закупке, необходимо нажать на извещение. Затем внимательным образом изучить открывшуюся документацию, чтобы понять, как участвовать в госзакупках и грамотно подготовить заявку. Как правило, в документации добросовестные заказчики подробно информируют поставщика о том, что ему нужно делать для участия в тендере.
Важный момент! Обратите внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств. Также изучите техническое задание и проект договора на наличие обеспечения исполнения контракта, сроков договора, соответствия объема закупки возможностям организации, наличие штрафных санкций за ненадлежащее исполнение.
№ 4. Открытие специального счета
Если вы планируете участвовать в закупках, то придется открывать спецсчет. Он нужен для внесения обеспечения заявки. 44-ФЗ регулирует этот вопрос. Эта мера сравнительно молодая, т.к. появилась в июле 2018 г. Ранее денежные средства вносились поставщиком на счет торговой площадки.
В 2019 г. спецсчет нужно открывать в банке, уполномоченном на это. Сейчас мы не будем останавливаться на этой теме, т.к. посвятили этому отдельную статью.
№ 5. Подготовка и подача заявки на участие
Заявка поставщика — это перечень необходимых документов в электронном виде, подготовленный в строгом соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверные сведения.
При электронных процедурах документы направляются заказчику посредством программно-аппаратных средств электронной площадки. Сроки подачи регламентированы законом. Опоздавшие участники к торгам допущены не будут.
Если для закупки требуется обеспечение заявки, то перед ее подачей необходимо перечислить указанную денежную сумму на счет, указанный заказчиком.
Особенности подачи заявок в электронном аукционе мы подробно рассматривали в этой статье.
№ 6. Подписание контракта
После победы в торгах работа с документами продолжается.
Заказчик должен переслать проект контракта. Например, для электронного аукциона на это дается 5 календарных дней. У победившего участника есть 5 дней, чтобы изучить проект. Уделите внимание следующим пунктам:
- сроки выполнения обязательств;
- сроки оплаты;
- штрафные санкции за ненадлежащее исполнение.
Если нужно внести изменения, то один раз можно отправить протокол разногласий (ст. 83.2 44-ФЗ).
Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?
Наравне с организациями и предпринимателями имеют право участвовать в закупках физические лица. Они нужны заказчикам в большинстве случаев, если торги проводятся по получению услуг гидов, переводчиков и т.п. Физическому лицу, как и всем участникам, необходимо зарегистрироваться на сайте ЕИС и получить автоматическую аккредитацию на электронных торговых площадках. Из документов они предоставляют только копии всех страниц паспорта и ИНН.
Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, необходимо помнить:
- Он должен выполнить по отношению к физлицу роль налогового агента, то есть рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в договоре отмечается, что поставщик получит сумму, уменьшенную на величину налога.
- При закупке услуг физического лица не указывается, что закупка предназначается для СМП, т.к. физлица не относятся к субъектам бизнеса и СМП.
Самим гражданам, которые хотят участвовать в торгах, следует помнить названные обстоятельства. Также необходимо учесть:
- На серьезные денежные закупки в физические лица рассчитывать не могут. Нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП.
Сумма договора указывается до налогообложения. То есть за выполненную работу физлицо получит сумму на 13% меньше указанной.
Гораздо больше контрактов можно выполнять в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятого, т.к. они относятся к субъектам бизнеса.
Для регистрации в ЕИС потребуется меньший пакет документов, если сравнивать с юридическими лицами.
Индивидуальные предприниматели не могут участвовать в торгах, проводимых в рамках гособоронзаказа (п.3 ст.3 275-ФЗ). Но преимуществом для ИП является участие в тендерах для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым они относятся. Государство проводит для них очень много торгов.
Определенные риски у ИП тоже есть. В случае возникновения долгов, они могут потерять все свое имущество.
Большинство исполнителей относятся именно к категории «коммерческая организация». Такие участники также могут участвовать в процедуре закупок.
Особенностью является организация бизнеса и размер компании:
- Малые учреждения должны помнить о преимуществах для СМП и СОНКО.
- Относительно НДС для организаций на УСН действуют те же условия, что и для ИП.
- В Реестр недобросовестных поставщиков вносятся данные не только о самой компании, но и о ее учредителях.
Следующая категория участников — бюджетная организация. Для них есть следующие нюансы:
- Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта.
- Учреждения уголовно-исполнительной системы пользуются преимуществами – могут повысить сумму выигранного контракта на 15%, не превышая при этом НМЦК.
В теории участвовать в закупках могут иностранные лица, но на практике не все так просто. В отношении них применяется национальный режим, и многие процедуры им недоступны.
Есть особенности при аккредитации иностранцев в ЕИС – им нужно предоставлять заверенный перевод документов иностранного лица.
Заказчики устанавливают требования в отношении исполнителей в закупочной документации, извещении (касается участников, допущенных к торгам).
Если организация поставщика относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), к ним предъявляются особые требования. Они должны подтвердить принадлежность к данным категориям участников на электронной торговой площадке с помощью ее программно-аппаратных средств.
Если торги проводятся с учетом национального режима, то следует обратить внимание на условие и ограничение допуска, а также его запрет. Национальному режиму мы посвятили отдельную статью, с которой вы можете ознакомиться здесь — национальный режим в госзакупках.
Некоторые виды деятельности требуют лицензирования (например, поставка лекарственных средств).
Кто не может участвовать в закупках?
Во-первых, организация, которая разрабатывала закупочную документацию для заказчика, не имеет права участвовать в торгах. Это делается с целью недопущения конфликта интересов.
Во-вторых, к торгам не будет допущена организация, сведения о которой занесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти данные отражаются в Единой информационной системе (ЕИС). В РНП организация вносится сроком на 2 года с момента включения в реестр.
Где найти сведения об участниках закупок?
Выше мы выяснили, что для того, чтобы стать участником закупок, необходимо зарегистрироваться на сайте Единой информационной системы (ЕИС). У этой процедуры есть свои особенности. Все сведения, которые регистрирующее лицо передает системе, отражаются в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ).
ЕРУЗ – это общедоступная база сведений об участниках, необходимая для осуществления закупочной деятельности. Это нововведение начало действовать в 2019 г.
Отдельного сайта для ЕРУЗ пока не придумали. Чтобы ознакомиться с реестром, следует зайти на сайт ЕИС и открыть вкладки «Поставщикам» или «Заказчикам»:
Затем в строке «Организации» вы найдете необходимый реестр:
В появившемся окне присутствует система фильтрации для удобства поиска участников. Как видим, отыскать сведения можно введя в поисковую строку номер реестровой записи, наименование (ФИО), ИНН либо ОГРН поставщика:
В расширенном поиске можно указать более подробную информацию для поиска:
- Тип участника закупки;
- Статус регистрации;
- ИНН, ОГРН;
- Страна регистрации и др.
Главной целью данного реестра является систематизация данных всех участников закупок. Информация, содержащаяся в Едином реестре в 2019 году следующая:
- полное и сокращенное название;
- начало и окончание срока регистрации (регистрация активна 3 года);
- местоположение;
- экономическая деятельность в закодированном виде;
- ИНН, КПП и дата постановки на учет;
- ОГРН;
- руководители;
- контакты;
- список торговых площадок, аккредитовавших участника.
В реестре указываются статус и тип участника. Первая строчка в карточке учреждения — уникальный номер реестровой записи.
Сведения передаются в ЕРУЗ для того, чтобы заказчик мог получить полные сведения о будущем поставщике. Сам поставщик каких-либо преимуществ от процедуры регистрации не имеет, но если информация о нем отсутствует в реестре, он не сможет направлять заявки и участвовать в торгах.
Для новичков данная статья может показаться трудной, а предлагаемая информация – морем, в котором можно утонуть. Но это на первый взгляд. Помните, что государство может нуждаться в вашей продукции либо услугах.
Госзакупки – это отличный способ для продвижения своего бизнеса. А ради этого можно углубиться в изучение темы, разобраться в ее нелегких моментах. Также можно пройти обучение в данном направлении. Ваши расходы, несомненно, окупятся, а участие в торгах принесет прибыль.
Кто может являться участником закупки?
Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).
Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.
Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).
Участником закупки не может выступать:
Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ. Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.
Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.
Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).
Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Принципы отбора участников закупки
Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:
- во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
- во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
- в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).
Закупки по 223-ФЗ Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»
Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):
- приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
- участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.
К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.
Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.
Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».
Требования к участникам закупки
В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:
- быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
- иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
- не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
- должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
- показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
- заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).
Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.
Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:
- к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
- к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
- к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
- к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.
Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным. Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание
Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.
Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц.
По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.
Контрактная система в сфере закупок построена на взаимоотношениях государственных заказчиков, которые размещают свои заказы, и участников закупок, которые стремятся такие заказы исполнить.
При этом, употребляя термин «участник закупки» очень не многие задумываются, что именно под ним подразумевается, и в какой момент организация или физическое лицо начинает действительно участвовать в конкретной закупке.
Возможно, вам сейчас кажется, что тут всё элементарно и не стоит пространных рассуждений. Хорошо, давайте проверим. Попробуйте ответить на нижеследующие вопросы.
Допустим, перед нами стандартная завершившаяся процедура электронного аукциона по №44-ФЗ. Прошли торги, определён победитель. Кто здесь участники закупки? Очевидно, те компании, которые торговались за итоговую цену контракта, являются участниками закупки.
А как же компании, которые подали заявку, были допущены заказчиком до процедуры торгов, но в самих торгах не стали принимать участие? Они являются участниками закупки? А те, кто подали заявку, но по закону не были допущены до процедуры торгов? Являются ли участниками закупки те, кто вообще не стал подавать заявку, а только направили заказчику запросы разъяснений или написали жалобу в УФАС? Стало уже не так очевидно? Что и требовалось доказать.
Для того чтобы разобраться точно, необходимо, прежде всего, обратиться к букве закона. Статья 3 №44-ФЗ определяет, что участник закупки — это любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, или любое юридическое лицо, кроме офшорных компаний.
В определении вообще не идёт речь о совершении каких-либо действий относительно конкретной закупки. Формально, читая сейчас данную публикацию, вы являетесь участником сразу всех закупок, опубликованных по №44-ФЗ в Единой Информационной Системе (ЕИС).
Разумеется, фактически для участия в Госзакупках только лишь не быть офшорной компанией недостаточно. Прежде всего, вам потребуется зарегистрироваться в ЕИС. После этого вы сможете подать заявку на участие в любой процедуре, опубликованной на официальном сайте.
Далее необходимо разобраться, что нужно сделать, чтобы заявка участника не была отклонена. Вы должны соответствовать всем законным требованиям к участникам закупки, изложенным в документации, в противном случае ваша заявка не будет допущена, а значит, одержать победу в определении поставщика и заключить контракт вы не сможете.
- Для фактического участия в любой конкретной закупке по №44-ФЗ вам необходимо соответствовать единым требованиям, которые устанавливает каждый заказчик в соответствии с частью 1 статьи 31 №44-ФЗ;
- В подавляющем большинстве закупок встречается требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков. Устанавливается по желанию заказчика. В этот реестр вы можете попасть, в случае уклонения от заключения контракта при участии в других закупках.
- В случае, если деятельность, являющаяся предметом закупки, осуществляется по закону только при наличии каких-либо лицензий или разрешений, вы должны будете подтвердить возможность заниматься этим видом деятельности, приложив к заявке такие лицензии или разрешения.
- В определённых случаях в документации возникнут дополнительные требования к участникам закупок, установленные согласно частям 2 и 2.1 статьи 31 №44-ФЗ. Если такие требования установлены, вам необходимо внимательно ознакомиться с тем, что именно от вас требуется и какими документами вы должны это подтвердить, чтобы не тратить время на участие в процедурах, стать победителем которых вы в любом случае не сможете.
- Бывают закупки, которые проводятся только для СМП и СОНКО. Являясь крупной компанией, вы не сможете принять в них участие даже при соответствии всем другим требованиям.
- Если закупка проходит с применением национального режима (статья 14 №44-ФЗ), вам придётся внимательно изучить, какие именно меры применяются: условия допуска, ограничения допуска или запрет. В случае попытки предложить к поставке иностранный товар, на который распространяется запрет, ваша заявка будет отклонена.
При соответствии участника закупки всем законным требованиям, установленным в документации, ни один заказчик не имеет права отстранить вас от участия в закупке.
В случае предъявления незаконных требований или незаконного отстранения участника закупки, он вправе обжаловать действия заказчика в контролирующем органе (Федеральной антимонопольной службе).
Условия для успешного участия в тендерах
Тендер является одним из самых выгодных мероприятий для соискателей, так как дает возможность получить выгодный заказ и, как следствие, прибыль. Условия участия в тендерах в последнее время практически для всех исполнителей одинаковые. Точнее, они имеют единую «канву», на которую нанизываются необходимые дополнительные задачи и требования.
Некоторые фирмы не участвуют в торгах, потому что просто не пытаются узнать условия конкурса, тем самым лишая себя дополнительного дохода.
Поучаствовать в тендере – это просто
Тем, кто желает стать участником тендера, следует знать, что организаторы этого мероприятия заранее распространяют всю необходимую информацию. Эта информация представлена в виде пакета документов, который включает:
- условия принятия заявок участников;
- сроки проведения конкурса и рассмотрения тендерных предложений;
- образец договора, который будет подписан с будущим победителем;
- размер тендерного обеспечения (если таковое имеется).
После того, как участник собрал все необходимые бумаги, он может подавать свое тендерное предложение на рассмотрение комиссии. Заявка – это знак того, что претендент принимает все условия и обязуется их выполнять.
Условия для участия в тендерах
Согласно законодательству Российской Федерации, в электронных торгах могут участвовать не только организации, но и индивидуальные предприниматели (ИП). Помимо отечественных поставщиков, могут участвовать и иностранные, если они учли все условия и представили необходимые документы.
Чтобы стать участником, необходимо соблюсти определенные законодательством и заказчиком требования. Следует обратить внимание на то, что если закупки проводит государство, то исполнитель строго ограничен нормативно-правовыми актами, регламентирующими участие в торгах. Если же тендер представлен коммерческой компанией, то она вольна самостоятельно формировать условия для участников.
Документы, необходимые для электронных торгов
Совет: прежде чем подавать заявку, изучите все требования заказчика. При малейшей оплошности заявитель может понести убытки или его предложение не будет рассмотрено комиссией. Аккредитацию для участия в электронных торгах можно получить, предоставив:
- Оригинал либо нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ для организации или из ЕГРИП для ИП с печатью налогового органа.
- Копии устава для юридического лица или копии всех страниц паспорта для ИП.
- Копии документов, которые подтверждают полномочия лица, претендующего на получение аккредитации. Таким лицом может быть сам руководитель компании-участницы или уполномоченное им лицо.
- Решение о назначении руководящего лица.
- Решение об одобрении сделок, совершаемых на основании результатов конкурса от имени участника-победителя.
Все приведенные документы прикрепляются к аккредитации участника электронных торгов. Они могут быть автоматически использованы при дальнейшем участии исполнителя в подобных торгах. Если участником становится иностранный заявитель, то эти документы подаются не только на русском языке, но и на языке этого иностранного государства. Важно: во время оформления аккредитации используют усиленную квалифицированную электронную подпись.
Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать
Единый агрегатор торгов «Березка» — это новый инструмент для проведения любых торгов на сумму до 100 тысяч руб. (в отдельных случаях до 400 тысяч руб.) и закупки медикаментов на сумму до 200 тысяч руб. С ноября 2018 года все федеральные органы исполнительной власти обязаны закупать канцтовары строго на ЕАТ. С марта 2019 года они станут делать на «Березке» и прочие мелкие закупки. Поставщики могут использовать агрегатор как дополнительную возможность найти новых покупателей и расширить рынок сбыта.
Для каких закупок предназначен агрегатор
Единый агрегатор торгов (ЕАТ) с романтичным названием «Березка» предназначен только для одного вида закупок, а именно для закупок у единственного поставщика (подробнее см. «Госзакупки по 44-ФЗ: закупка у единственного поставщика»). Это значит, что для других разновидностей торгов — например, для аукциона или запроса котировок — ЕАТ не применяется.
Не все закупки у единственного поставщика можно проводить на ЕАТ. Согласно пункту 1 распоряжения Правительства РФ от 28.04.18 № 824-р (далее распоряжение № 824-р), единый агрегатор торгов допустимо использовать в трех случаях:
- сумма контракта не превышает 100 000 руб. (п.4 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- заказчиком является театр, музей, планетарий, зоопарк или другое учреждение культуры, указанное в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, и сумма контракта не превышает 400 000 руб.;
- предметом закупки являются медикаменты при наличии у пациента соответствующих медицинских показаний и при сумме закупки не более 200 000 рублей (п. 28 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Добавим, что есть ряд ограничений. Так, стать поставщиком на ЕАТ не может физлицо без статуса ИП, оказывающее какие-либо услуги. Проводить торги на едином агрегаторе нельзя, если закупка содержит сведения, составляющие государственную тайну. Наконец, нельзя проводить торги на «Березке», если закупка осуществляется за пределами России, и заказчиком является иностранное лицо (п. 9 распоряжения № 824-р).
Какие госзаказчики обязаны делать закупки на ЕАТ
В настоящее время проводить закупки у единственного поставщика на ЕАТ «Березка» обязаны только федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения (за исключением тех из них, кто занимается выработкой и реализацией государственной политики в области обороны и управлением в области обеспечения безопасности в РФ).
С ноября 2018 года указанные заказчики должны закупать на «Березке» канцелярские товары, а с марта 2019 года — делать все прочие закупки, отвечающие приведенным выше условиям.
Остальные заказчики пока могут, но не обязаны пользоваться единым агрегатором торгов. В будущем их тоже планируют принудительно перевести на ЕАТ, но сроки пока неизвестны.
Как поставщику зарегистрироваться на «Березке»
Чтобы пройти аккредитацию на ЭТП, поставщику следует сделать четыре несложных действия.
Во-первых, войти в личный кабинет (его эмблема расположена в правом верхнем углу) и открыть вкладку «Аккредитация/регистрация».
Во-вторых, заполнить и отправить форму, которая предложена при регистрации. В ответ оператор ЭТП вышлет логин и пароль, с помощью которых можно заходить в личный кабинет.
В-третьих, в личном кабинете заполнить заявление на регистрацию, указать данные о компании и подписать квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя. Обратите внимание: КЭП другого сотрудника (например, заместителя), оформленная по доверенности, не подойдет для регистрации.
В-четвертых, дождаться, пока оператор ЭТП в течение одних рабочих суток совершит регистрацию. Данная регистрация не имеет срока, то есть будет действовать столько, сколько нужно поставщику.
Далее руководитель при желании может зарегистрировать дополнительного администратора, который вправе размещать на «Березке» товары и услуги, а также участвовать в торгах. А вот заключать договоры дополнительному администратору не позволено. Это прерогатива руководителя.
Как поставщику разместить на ЕАТ свои товары и услуги
Для участия в закупках на едином агрегаторе торгов поставщику желательно (но не обязательно) разместить здесь информацию о своих товарах и услугах. Сделать это можно одним из двух способов.
Первый способ — зайти в личный кабинет раздел «Мои предложения» и заполнить информацию о товаре либо вручную, либо автоматически с помощью классификатора ЕАТ.
Второй способ — загрузить позиции из своего интернет-магазина, используя сервисы интеграции, которые предлагает ЕАТ (инструкции можно найти во вкладке «Информационные материалы»).
Сколько должен заплатить поставщик за участие в торгах на ЕАТ
Все без исключения поставщики, желающие принять участие в той или иной закупке на «Березке», должны внести обеспечительный платеж. В общем случае его размер равен 10% от стартовой цены закупки. Если же заказчик вносит предоплату, то размер обеспечительного платежа может быть увеличен до размера предоплаты.
Деньги нужно внести на депозит, управлять которым следует во вкладке «Состояние лицевого счета» в личном кабинете. Оператор ЕАТ заблокирует нужную сумму, а потом, если поставщик не выиграл тендер, разблокирует ее в течение оного рабочего дня с момента окончания закупки. Если поставщик одержал победу, обеспечительный платеж останется заблокированным до исполнения условий договора.
Кроме того, победитель торгов, подписавший договор с заказчиком, должен заплатить комиссионный сбор в размере 1% от стартовой цены, но не более 5 000 руб. Для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 2 000 руб.
Средства, необходимые для комиссионного сбора, оператор ЕАТ также спишет с депозита.
С чего начинается закупка
Прежде всего, заказчик должен выбрать товар или услугу в каталоге предложений на едином агрегаторе торгов. Если торги на «Березке» — это обязанность заказчика, и в каталоге есть хотя бы одна позиция, отвечающая его требованиям, он проводит закупку на ЕАТ. Если ни оной позиции не нашлось, заказчик вправе провести тендер без помощи «Березки».
Процедура закупки на ЕАТ начинается с нажатия кнопки «Хочу купить», которая есть около каждой позиции в каталоге предложений. После нажатия этой кнопки заказчику предстоит указать в поле закупочной сессии следующие данные:
- название своей организации, дату, время и срок процедуры (от 2 до 24 часов);
- дату, когда планируется подписать договор;
- количество или объем, срок и место поставки товаров или выполнения работ, оказания услуг;
- условия оплаты (наличная, безналичная, предоплата или оплата по факту);
- основания для расторжения сделки в одностороннем порядке;
- сведения о лице, отвечающем за закупку.
Если заказчик сочтет нужным, он сможет добавить проект договора или акта выполненных работ. Единственное, чего нельзя указывать — это информация о торговом наименовании, о производителе, о месте происхождения продукции и об участнике закупки.
Не исключено, что заказчик передумает и захочет отменить тендер. Сделать это он может в любой момент до тех пор, пока оператор ЕАТ не составит итоговый протокол закупки.
Как поставщик участвует в закупке
Если поставщик размещал информацию о своем товаре или услуге на ЕАТ, и именно этот товар или услуга нужны заказчику, поставщик получит от заказчика приглашение на участие в торгах. Точно такие же приглашения получат и другие поставщики, разместившие сведения о данном товаре или услуге. К слову, полученное приглашение не обязывает поставщика участвовать в торгах. Он может не делать предложений в рамках закупочной сессии, и тем самым проигнорировать торги.
Если поставщик не выкладывал свой товар в каталог, он может стать участником торгов без приглашения. Для этого ему придется найти нужную закупку во вкладке «Закупки» — «Идут торги» и нажать кнопку «Сделать предложение».
Став участником торгов, поставщик получает возможность подавать предложения о цене товара или услуги. В рамках одной закупки допустимо подать несколько предложений, каждый раз снижая стоимость путем нажатия кнопки «Предложить скидку». Ориентироваться нужно на текущее минимальное предложение, которое видно во вкладке «Динамика предложений». Отозвать уже сделанное предложение поставщик не вправе.
Выбор победителя
Побеждает в торгах поставщик, который предложил самую низкую цену. В ситуации, когда два участника сделали одинаковое выигрышное предложение, победу присуждают тому, кто был первым по времени.
Важная деталь: победа в торгах на «Березке» еще не гарантирует подписание контракта с заказчиком. Возможно, он найдет этот же товар (работу, услугу) дешевле, чем на ЕАТ, и тогда получит право отказаться от контракта и сделать закупку в другом месте. В этом случае заказчик обязан оставить соответствующий отчет в реестре закупок на едином агрегаторе торгов.
Заключение сделки с победителем
Если заказчик все же решил заключить сделку с победителем закупки на ЕАТ, агрегатор автоматически сформирует договор. Сделка займет в общей сложности три рабочих дня. Один день отводится на передачу поставщику проекта договора после публикации итогового протокола закупочной сессии. Второй день отводится на то, чтобы поставщик подписал договор электронной подписью (или направил поставщику протокол разногласий). В течение третьего дня заказчик подписывает договор или отправляет новый вариант с учетом предложений поставщика (или направляет обоснованный отказ от изменений).
В каком случае закупка признана несостоявшейся
Торги признаются несостоявшимися в одном из двух случаев: когда победитель не подписывает оговор в срок (то есть в течение одного рабочего дня после получения проекта), либо когда ни один поставщик не делает предложений в рамках закупочной сессии. При подобных обстоятельствах заказчик может закупить необходимую продукцию вне ЕАТ.
Что ждет победителя, отказавшегося заключить сделку
Если поставщик, одержавший победу на торгах на ЕАТ, не стал подписывать контракт, он теряет свой обеспечительный платеж. При троекратном в течение года уклонении от подписания контракта нарушитель теряет доступ к агрегатору на три месяца. Если же поставщик и после этого три откажется заключать сделку, то доступ к «Березке» закроют на год.
Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Источник https://vipstylelife.ru/uchastniki-zakupki/
Источник https://otendere.com/uchastie/uchastie-v-tenderax/usloviya-dlya-uspeshnogo-uchastiya-v-tenderax.html
Источник https://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2018/12/14178