Участие в торгах по 223 ФЗ
Содержание
Участие в торгах по 223 ФЗ
ФЗ 223 был принят в 2011 году и обязал все компании осуществлять закупки прозрачнее и отчитываться по их результатам. В частности, разработать положение о закупках, разрабатывать и вовремя публиковать извещения и планы.
На какие компании распространяется действие 223 ФЗ?
Одни компании руководствуются 223-ФЗ для проведения закупок с 2012 года, другие — с 2014. Это зависит в первую очередь от размера компании и ее типа:
Важно помнить, что:
223 ФЗ регулирует все закупки, осуществляемые компанией, вне зависимости от их цены;
договор мены по 223 ФЗ является закупкой и должен соответствовать требованиям закона;
сайт организации НЕ считается официальным ресурсам, где можно размещать положение о закупке: оно обязательно должно быть на сайте zakupki.gov.ru.
Требование к публикации положения на официальном ресурсе не относится к закупкам, предмет которых — государственная тайна и закупкам стоимостью до 100 или 500 тысяч рублей (в зависимости от годовой выручки компании).
Какие закупки НЕ регулирует 223 ФЗ?
Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей;
приобретение биржевых товаров на товарной бирже;
закупки в соответствии с 44-ФЗ;
закупки в области международного военно-технического сотрудничества;
международные договоры РФ;
договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности;
осуществление кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах по 223-ФЗ, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения. Для поиска торгов по 223-ФЗ можете использовать нашу бесплатную поисковую систему.
Разъяснения по закупочной документации в рамках 223 ФЗ
Согласно Федеральному закону, документация может быть предоставлена в любой форме — бумажной или электронной. Более того, заказчик может потребовать плату за предоставление информации в бумажном виде: сроки и условия взимания платежа указываются в документации. Каждый потенциальный участник тендра может запросить разъяснения по документации: такое право за ним оставляет п. 10 ч. 10 ст. 4 ФЗ 223.
Итак, заказчик должен публиковать следующую информацию:
в течение 15 дней после утверждения — положение о закупке;
план закупки — не менее, чем на 1 год;
документы закупки (извещение, проект договора, протоколы и т.д.);
ежемесячные отчеты не позднее 10-го числа месяца;
изменения в договорах.
Разъяснения по плану закупок в рамках 223 ФЗ
Средний срок плана закупок — 1 год. но для отдельных видов “товаров” установлен другой, более длительный период. Например, для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции — 3 года, а с 2015 г. — 5-7 лет. Как правило, договор имеет поквартальную разбивку и выглядит в виде простой таблицы:
Настройте тендерные продажи в вашем бизнесе
побеждайте в любых закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческие торги), с оплатой за результат
Как провести закупку по 223 ФЗ?
Способ и форма закупки по 223 ФЗ может быть любой: право выбора остается за заказчиком:
у единственного поставщика (прямая);
торги (аукцион, конкурс или электронные закупки);
запрос котировок и предложений;
другие способы, обозначенные в положении о закупке.
Чтобы выбрать правильно способ проведения закупки, например аукцион по 223 ФЗ, нужно знать, какие из них используются для разных товаров и услуг.
Совет: только в электронной форме проводятся закупки полиграфии и канцелярии, медицинской аппаратуры, автомобилей и ремонт оргтехники и т.д. Исключение — закупки, предмет которых имеет отношение к государственной тайне, прямые и закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Ответственность за нарушение 223 ФЗ
За нарушение 223 ФЗ о закупках и участники, и заказчики несут ответственность. Какую — регламентирует ст. 7. В частности, согласно ч. 9 ст. 3, участник закупки может обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных в ч. 10 ст. 3.
Поводы для жалобы в ФАС:
неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, о годовом объеме закупки, нарушение сроков публикации или недостоверность информации;
требования предоставить документы, не предусмотренные документацией;
осуществление закупки без утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения.
После рассмотрения жалобы ФАС выдаст виновнику предписание устранить нарушения или привлечет его к административной ответственности. Худший вариант развития событий для участника закупки — занесение компании в реестр недобросовестных поставщиков. Решение ФАС принимает на основании 135 ФЗ.
Неустойка по 223-ФЗ
Неустойка по 223-ФЗ — один из способов обеспечения исполнения обязательств по контракту. Она может быть предусмотрена как для поставщика, так и для заказчика. Для заказчиков, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, взыскание неустойки — это право, а не обязанность. Напрямую Законом № 223-ФЗ данные правоотношения не регламентируются. Разберемся, как рассчитывается неустойка по закону № 223-ФЗ, в том числе в условиях пандемии.
Что такое неустойка по 223-ФЗ?
За нарушение обязательств по договору (в частности, нарушение сроков исполнения) должник обязан уплатить кредитору денежную сумму, определенную законом или договором — неустойку.
Это правило действует в отношении всех видов соглашений, в т. ч. контракта в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь по взысканию задолженности, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Однако в отличие от неустойки, предусмотренной для госконтрактов законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (пп. 4–8 ст. 34), порядок определения размера неустойки по закону № 223-ФЗ и прочие вопросы, связанные с ее исчислением, определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ).
Если в договоре не указан порядок расчета неустойки, это само по себе не означает, что кредитор не сможет потребовать ее уплаты. В этом случае нужно проверить, предусмотрена ли для данной сферы правоотношений законная неустойка.
Когда предусмотрена законная неустойка в России?
Российский законодатель предусмотрел законную неустойку по закону № 223-ФЗ во многих случаях, но чаще всего ею защищают потребителя или организации ЖКХ. Что касается применения к закону № 223-ФЗ, то на ум приходит единственный пример — договоры перевозки и транспортной экспедиции.
Так, при заказе перевозки груза или пассажиров (законная неустойка существует во всех видах перевозки за просрочку доставки, а в железнодорожном транспорте — множество видов законной неустойки, в т. ч. за невыполнение принятой заявки на перевозку).
Вывод! Закон №223-ФЗ не содержит положений о порядке включения в договор неустойки. Поэтому заказчики самостоятельно (если принято положение о закупке, то согласно положению о закупке) закрепляют в договоре все обстоятельства, которые повлекут начисление неустойки в случае нарушения обязательств со стороны поставщика. Таким же образом определяется и размер неустойки — в виде фиксированной суммы и (или) процентов за каждый просроченный день исполнения обязательств по договору.
Как рассчитать размер неустойки в договоре по 223-ФЗ?
Специальных требований или методических рекомендаций по выбору формулы расчета неустойки в рамках закона № 223-ФЗ не утверждено. Заказчик самостоятельно определяет размер и форму неустойки, алгоритм ее исчисления. При этом следует руководствоваться общими положениями закона о неустойке, сложившейся по данному вопросу судебной практикой, актами компетентных органов власти и ведомств.
При расчете заказчиком размера пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом (письмо Минфина России от 24.03.2020 № 24-03-07/22888).
Зачастую для определения порядка исчисления неустойки по закону № 223-ФЗ заказчикам рекомендуют использовать Правила определения размера штрафа…, утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Это не запрещено законом. При этом необходимо помнить, что данные правила по умолчанию могут быть применены только к правоотношениям в рамках Закона № 44-ФЗ (см. определение ВС РФ от 29.08.2019 по делу № 305-ЭС19-8124). То есть желающие применять Правила заказчики должны предусмотреть их использование в положении о закупке и контракте.
Форму неустойки — штрафы, пени или их комбинацию — заказчик тоже устанавливает в договоре по собственному усмотрению.
Примеры расчета неустойки по 223-ФЗ
Заказчик может предусмотреть любые варианты, не противоречащие закону. Рассмотрим 3 самых распространенных.
Неустойка определена как процент от суммы контракта
Например, размер неустойки исчисляется как 0,1% от суммы контракта (предположим, 5 млн руб.) за каждый день просрочки (допустим, 3 дня просрочки). В этом случае сумма неустойки будет определяться по формуле:
В нашем примере неустойка будет равна 15 тыс. руб. (5 млн руб. × 0,1% × 3).
Размер неустойки в т. ч. может быть поставлен в зависимость от определенных факторов. Например, если просрочка составит от 0 до 10 дней, то она равна 0,1% от суммы контракта за каждый день просрочки, если обязательства будут исполнены с опозданием на 11–15 дней, то уже 0,2%, и т. д. Сразу в положении о закупке (а затем и в контракте) может быть указан максимальный размер неустойки.
Неустойка рассчитывается на основе ключевой ставки ЦБ РФ
Размер суммы к взысканию в этом случае будет рассчитываться по формуле:
Н = 1/300 × Ставка ЦБ РФ × Цена контракта × Число дней просрочки.
На момент написания статьи ключевая ставка ЦБ РФ составляет 4,25%. Предположим, цена контракта — 5 млн руб., число дней просрочки — 3. Неустойка составит 2125 руб. (5 000 000 × 4,25% × 1/300 × 3).
Если Вы сослались в контракте на действующую ключевую ставку ЦБ РФ, то необходимо применять ставку, действующую на момент нарушения, а не на момент взыскания. То есть, если ставка меняла в ходе периода просрочки, придется делать отдельные расчеты, разделив период просрочки на периоды действия неустойки.
Неустойка определена в фиксированном размере
Заказчик может установить в договоре условие о фиксированном размере неустойки (т. е. о штрафе). Например, 3000 руб. за каждый факт нарушения условий договора и т. д. В качестве образца можно использовать варианты из вышеупомянутого постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Разные штрафы могут быть установлены в одном договоре за разные виды нарушений (за все нарушения, за исключением просрочки исполнения обязательств, за нарушения обязательств, не имеющих стоимостного выражения, и т. п.).
Вывод
Таким образом, закон № 223-ФЗ не содержит положений, которые непосредственно регламентировали бы правила определения размера и порядка исчисления неустойки. Этот вопрос целиком оставлен на усмотрение заказчика, который определяет правила расчета неустойки в положении о закупке.
Ключевые понятия закупочной деятельности
Когда человек впервые сталкивается с закупками, у него может возникнуть множество вопросов. Что из себя представляет закупочная деятельность, что такое ЕИС, ЭТП и контрактная система, какие виды закупок бывают и т.д. И для участия в государственных и коммерческих закупках, ему необходимо, в первую очередь, разобраться в том, что из себя представляют тендеры, чем они различаются и как стать их участником. Во всем этом попробуем разобраться.
Содержание: 1. Закупочная деятельность 2. Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ 3. ЕИС и ЭТП 4. Какие формы закупок существуют? |
Закупочная деятельность
Что такое закупка и закупочная деятельность?
Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг, которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке товара (выполнению работ или услуг).
Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».
Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.
Также следует дать определение понятиям «заказчик» и «поставщик», чтобы внести ясность в вопрос, кто выступает организатором закупочной деятельности.
Заказчик (по 44-ФЗ) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры. Причем госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, органы муниципальной власти и муниципальные казенные учреждения – от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения – от своего имени.
Заказчик (по 223-ФЗ) – это организация, уставной капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя от 50% доли государства. Это естественные монополии, госкорпорации, госкомпании, организации газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых отходов бытового уровня, хозяйственные общества дочернего типа, заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников.
Поставщиком может выступать любое лицо, способное поставить товар, либо оказать услуги, необходимые заказчику. Особых требований к организационно-правовой форме или форме собственности поставщиков, обычно, не бывает, поэтому в тендерах могут участвовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Регулируется закупочная деятельность законодательством. Сфере закупок посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол закупки.
Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ
Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также КоАП РФ. Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций, второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству, а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок (ст. 7.30).
Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть, торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы, администрации и т.д. Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках.
223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В остальном, намного больший простор для участия. Детали проведения не указаны в законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика. Тендеры по 223-ФЗ размещают на федеральных и коммерческих площадках.
ЕИС и ЭТП
Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок.
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) – совокупность всей информации о закупках, которая формируется, обрабатывается и хранится в одном месте. ЕИС обеспечивает доступ к сведениям о тендерах на официальном сайте. Доступ к нему свободный и бесплатный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, о закупках товаров, работ и услуг открыта всем. Из-за публичности всех закупочных процессов, от планирования до завершения исполнения контрактов, тендеры стали более прозрачными.
Чтобы участвовать в закупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого, необходимо пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию. Для осуществления этих процедур, необходимо воспользоваться сертификатом ключа проверки электронной подписи. С 1.01.2020 года все участники закупок должны проходить обязательную регистрацию в ЕИС. После этого, они получают аккредитацию на всех федеральных площадках. Госучреждения могут создавать свои интернет-порталы для публикации сведений о закупках. Вся информация с этих площадок обязательно попадает в ЕИС.
Электронная торговая площадка (ЭТП) – это платформа, на которой государственные и коммерческие организации публикуют информацию о закупках, после чего участники могут подать заявки, сделать ценовое предложение и заключить контракт. Электронные торговые площадки обеспечивают взаимодействие между участниками закупок — заказчиками и поставщиками.
Какие формы закупок существуют?
Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных участвуют много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с заказчиком. Неконкурентными считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок. Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями, в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной. Чтобы неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.
Теперь вернёмся к конкурентным закупкам, как наиболее распространенным формам тендеров. Они могут проводиться с организацией торгов и без торгов. Тендеры, в которых участники могут торговаться, проводятся в виде аукциона или конкурса.
Аукцион организуют когда основной конкурентной величиной является цена. Побеждает тот, кто поставит самую низкую цену на свой товар, или услуги. При этом, цену участник может менять, видя предложения своих конкурентов. Если при проведении аукциона, цена снизилась до нулевого уровня (менее 0,5 % от начальной), то проводится аукцион на повышение. Выиграет тот, кто поставит наибольшую цену, и платит их не заказчик поставщику, а наоборот.
Конкурс организуется с учетом не только критериев цены, но и не менее двух других требований к поставщику. Заказчик устанавливает требования, под каждое определяя количество баллов и механизмы подсчета. Преимущества в конкурсах получают поставщики, имеющие большой опыт работы, или лучшее качество техники и другие подобные параметры, которые влияют на количество полученных баллов.
Не менее распространены тендеры без торгов, когда участники один раз предлагают свою цену контракта. Изменить ее после анализа предложенных цен конкурентов невозможно. К таким закупкам относятся запрос котировок и запрос предложений. Они проводятся намного быстрее аукционов и конкурсов, так как требуют меньше документации. Такой вид тендеров организуется, когда закупка стандартная и провести её надо в короткий срок. Из всех способов закупочной деятельности, запрос котировок является самым быстрым.
Запрос котировок по форме напоминает аукцион, но проводится без торга. «Котировка» означает «цена». Заказчик выставляет требования в извещении к нужному товару и запрашивает цену у участников, по которой они готовы поставлять этот товар. Поставщики выдвигают свое ценовое предложение и изменить его в ходе тендера уже не могут. Заказчик выбирает победителя, которым окажется тот, кто больше всего соответствует условиям извещения, и чья заявка не противоречит закону и чья цена минимальна. Если подходящих кандидатов оказывается несколько, то побеждает тот, кто первым подал заявку. Этот способ закупок самый популярный, так как проще, быстрее и меньше усилий требуется от заказчика, в виде заполнения критериев в извещении.
Запрос предложений представляет собой что-то вроде конкурса, который проводится без торгов. Здесь учитывается не одна цена как в запросе котировок, а совокупность факторов, из которых складывается предложение поставщиков (срок, качество и т.д.). У кого в заявке будет содержаться больше преимуществ, тот и победил.
Конкурентные переговоры — один из самых свободных видов закупок из всех перечисленных выше. Заказчик выбирает среди двух или более участников того поставщика, который для него предпочтительней. Независимо от способа проведения конкурентных переговоров, заказчик до их начала должен определить для себя минимум оценочных критериев, ниже которых закупка будет невыгодной.
Помимо этого, есть и другие формы организации закупок: запрос оферт, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и т.д.
Источник https://tender-rus.ru/vopros-otvet/223-fz/razyasneniya-po-223-fz
Источник https://star-tender.ru/poleznye-stati/neustoyka-po-223-fz
Источник https://itcom-consult.ru/kljuchevye-ponjatija-zakupochnoj-dejatelnosti/