Как работает федеральный закон о проведении конкурсов, аукционов и тендеров

Как работает федеральный закон о проведении конкурсов, аукционов и тендеров

Проведение торгов – ответственное мероприятие. Оно касается финансового и экономического развития государства. Тендер – это не только своеобразный процесс отбора максимально выгодных предложений, но и совокупность гражданско-правовых отношений, которые должны регулироваться государством. Ранее все вопросы, связанные с организацией и проведением закупок, регулировал Федеральный закон о проведении тендеров 94-ФЗ, принятый 21.07.2005. 44-ФЗ от 05.04.2013 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года.

Основное о 44-ФЗ

ФЗ-44 о проведении тендеров

Новый законодательный акт, как и предыдущая версия, призван регулировать отношения, которые складываются между субъектами в результате проведения таких видов торгов, как: тендеры, конкурсы и аукционы. Также данный правовой акт дает более широкий круг возможностей и полномочий как участникам-заявителям, так и субъектам-организаторам торгов.

Структура закона

44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» состоит из 8 глав и 114 статей. Действие закона распространяется на сферу осуществления государственных и муниципальных закупок. Регулирует вопросы, связанные с:

    ;
  • гарантийным обеспечением тендера;
  • определением исполнителей;
  • заключением конечного контракта между исполнителем и заказчиком;
  • особенностями исполнения всех условий контракта;
  • проведением мониторинговых мероприятий и аудиторских проверок;
  • ответственностью сторон.

Важные положения

Закон о проведении конкурсов-тендеров 44-ФЗ содержит в себе положения, касающиеся:

  • создания и развития здоровой экономической конкуренции, которая будет способствовать поднятию уровня экономики государства, улучшению качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • обеспечения гарантий предотвращения коррупции в сфере государственных торгов;
  • создания основополагающих принципов открытости, гласности проводимых конкурсов;
  • регулирования рационального использования целевых и нецелевых фондов государства.

Требования к участникам тендеров

Нынешний закон о проведении тендеров также содержит положения о нормировании государственных заказов, о составлении планов-графиков проводимых торгов на будущий год. Ст. 22 закона рассматривает порядок установления начальной контрактной цены по средствам различных методов, выдвигает определенные требования к участникам тендеров. Основные из них:

  • все товары, работы, услуги, предоставляемые исполнителем, должны полностью соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации;
  • участник закупок должен быть правомочным субъектом в сфере заключения контрактов;
  • исполнитель не должен состоять в списке недобросовестных подрядчиков;
  • в случае если соискатель – физическое лицо, он не должен иметь судимостей за преступления в экономической сфере.

В законе четко регламентируется порядок признания тендерной заявки как победившей. Ст. 34 дает полный перечень информации о составлении и подписании конечного контракта.

Требования к участникам

Стоит обратить особое внимание на 111-ю статью 44-ФЗ, в которой упоминается о том, что Правительство РФ имеет право определять особенности проведения конкретной поставки. Это касается также особых условий определения поставщиков. В случае экономической или технологической перспективы развития государства правительство имеет право выдвинуть дополнительные условия выполнения тендерного заявления, не связанные с предметом договора.

Электронный документооборот

Статья 4 закона содержит регламентированные положения касательно информационного обеспечения. Каждый организатор обязан предоставить потенциальным исполнителям всю информацию, тем или иным образом связанную с проведением закупок.

Значительное отличие нового 44-ФЗ от 94-ФЗ заключается в том, что в новый акт включен вопрос регулирования работы систем электронного документооборота между сторонами. Данный законопроект разрешает субъектам сферы закупок осуществлять обмен документацией в электронном формате без дублирования на аналоговом носителе – бумаге.

Изменения 2016 года

С 01.07.2016 в силу вступили дополнения и изменения 44-ФЗ. Претерпела изменения ч. 32 ст. 112, регламентирующая закупки товаров, услуг и работ.

С 01.01.2017 действие положений 44-ФЗ распространяется на обеспечение государственных закупок Республики Крым и города Севастополь, имеющего федеральное значение. Изменения коснулись не только территорий, но и аудита, контроля и мониторинга в сфере вышеупомянутых закупок: с указанной даты государственные органы Республики Крым и Севастополя будут размещать информацию о тендерах или проводимых закупках в единой системе или в интернете.

П. 30 ч. 1 ст. 93 был существенно дополнен касательно определения поставщика на поставку продукции, связанной с избирательным процессом. Согласно ч. 3 ст. 14, ужесточаются требования к производителю и полному исключению иностранных компаний и производителей. Ужесточились требования к фармацевтическим компаниям, что исключает искусственное завышение цен на лекарственные препараты.

Вам будет интересно  Тендеры: кто и как проводит обучение

Немаловажна новая редакция ст. 96, а именно ч. 11: в старой редакции государственный заказчик мог осуществить реструктуризацию долгов коммерческого банка. В новой редакции заказчик осуществляет реструктуризацию долгов коммерческого банка в случае необходимости исполнения банковских гарантий.

223-ФЗСпециалисты утверждают, что на этом развитие законодательной базы в сфере государственных торгов не остановится. Нынешний ФЗ о проведении тендеров «нанизан на канву» предыдущего. Несмотря на то, что новая версия стала более развернутой, дополненной, на сегодняшний день еще осталось множество пробелов, которые обусловлены постоянным развитием современного бизнеса.

Основное о 223-ФЗ

223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 регламентирует закупку услуг, товаров или работ государственными и муниципальными заказчиками за счет собственных денежных средств. Этот закон подходит и для коммерческих структур, контрольный пакет которых принадлежит государству.

Требования 223-ФЗ устанавливают общие принципы закупок, которые подпадают под действие этого закона. Общие принципы 94-ФЗ перекликаются с вышеупомянутым законом. Федеральный закон №223 оставляет больше свободы организациям и помогает адаптировать собственные нужды к законным требованиям системы закупок.

Базовые принципы

223-ФЗ не требует единой формы закупок или проведения конкурсов, торгов или аукционов. Общими принципами 223-ФЗ являются:

  • справедливость;
  • равноправие;
  • открытая информация;
  • отсутствие дискриминации;
  • целевое использование денежных средств;
  • открытый допуск к системе закупок;
  • экономическая целесообразность проведения торгов.

В законодательстве РФ существуют санкции, которые применяются за нарушение общих принципов и положений Федерального закона № 223. В случае нарушения положений этого закона компании-поставщики могут подать на государственные организации в суд и оспорить решения относительно проведенных тендеров.

С 1 июля 2012 года вся информация относительно планируемых закупок публикуется только на официальном портале http://zakupki.gov.ru. Здесь можно найти всю информацию о планах, объемах и сроках проведения государственных тендеров. 223-ФЗ предписывает раскрытие только минимального количества информации:

  • предмет проведения тендера;
  • место и время проведения;
  • способ закупки;
  • срок поставки;
  • требования к участникам.

223-ФЗ предъявляет четкие требования к критериям оценки коммерческих предложений и определению требований к поставщикам. Таким образом, выбор поставщика становится полностью прозрачным.

Госзакупки vs. коммерческие тендеры: где проще участвовать и побеждать?

С каких закупок стоит начать предпринимателям? Чем отличается госзаказ от коммерческих тендеров? И где больше шансов столкнуться с мошенниками?

Как работает федеральный закон о проведении конкурсов, аукционов и тендеров

Объясняет руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель курсов по закупкам Дмитрий Казанцев.

Главное отличие

Правила проведения госзакупок описаны в законодательстве детальнее.

В законе 44-ФЗ, в рамках которого работают госзаказчики , подробно описаны:

  • требования к структуре заявки поставщика;
  • перечень документов, которые должен предоставить поставщик для подтверждения квалификации;
  • дополнительные требования к поставщику, когда он участвует в специализированных закупках. Например, если заказчик закупает товары или услуги для организации детского отдыха;
  • срок и порядок подписания договора.

В коммерческих закупках такой детализации нет, но это не значит, что в этой сфере нет законодательного контроля. Её регулируют статья 28 Гражданского кодекса и “Закон о защите конкуренции”. В этих документах закреплены общие правила проведения любой закупки. Плюс для любых торгов существует одинаковая процедура судебного обжалования.

В каких закупках проще участвовать и побеждать?

Участвовать проще в госзакупках. В законе 44-ФЗ подробно прописаны единые требования к поставщикам и перечень необходимых документов. На 90% эти документы состоят из деклараций. Поставщик должен показать, что он не банкрот, руководители не судимы, деятельность компании не приостановлена и т.д. Бывают специфические требования, но они встречаются не в каждой закупке и документы по ним предоставляются дополнительно. Поэтому подать документы для участия в госзакупке легче.

В закупках госкомпаний и естественных монополий (проходят по закону № 223-ФЗ) или коммерческих торгах ситуация другая. Заказчик имеет право установить дополнительные требования к поставщикам, которые могут принимать участие в закупке. Поэтому для каждой процедуры может потребоваться разные перечень документов.

Однако в госзакупках есть другой нюанс. Собрать документы действительно просто, но подтвердить соответствие товара довольно сложно. Госзаказчик может описать нужную продукцию в любых терминах.

Классический пример из сферы госзаказа: заказчик закупает офисную мебель. Она может быть сделана из разных материалов: дерева, стали или пластмассы. Заказчик же описывает требования в физических терминах: стул должен выдерживать давление 100 Па. Если поставщик не может подтвердить документами соответствие такому требованию, то его заявку отклонят по первой части. Заказчик же спокойно выбирает «своего» поставщика, который был готов к такой ситуации.

Вам будет интересно  Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: существующие способы обеспечения, размеры, сроки возврата образец письма на возврат обеспечения

В коммерческих закупках поставщик тоже подтверждает, что продукция соответствует требованиям заказчика. Но непонятные моменты он может уточнить до подачи заявки через запросы разъяснений. В госзакупках этот инструмент практически не работает. Кроме того, в коммерческом сегменте у поставщика больше шансов решить вопрос с некорректными формулировками закупочной документации в досудебном или судебном порядке.

Есть и политический нюанс. Закон 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, подразумевает добросовестность заказчика и возможность обмана со стороны поставщика. Поэтому участник госзакупки заранее находится в более слабой позиции, чем её организатор. Коммерческая же закупка — это процесс, в котором участвуют два равноправных с точки зрения закона субъекта предпринимательства.

В каких закупках участвовать дешевле?

Как правило, дешевле участвовать в коммерческих закупках. Основные расходы поставщиков связаны с необходимостью внести обеспечение заявки на время торгов, а затем в случае победы — обеспечения исполнения контракта.

Коммерческие заказчики не всегда просят обеспечение заявки, а если и просят, то меньше, чем в госзакупках. По закону 44-ФЗ госзаказчик обязан требовать такое обеспечение.

То же самое с обеспечением контракта. В коммерческих закупках оно меньше, а в некоторых случаях может быть использовано авансирование. Если заказчик закупает специфическое оборудование, то может заранее перечислить часть денег поставщику за него.

В госзаказе авансирование возможно, но за счет поставщика. В любом случае поставщик сначала вносит обеспечение контракта в виде денег на счет заказчика.

В каких закупках участвовать безопаснее?

Универсальной статистики нет. На стадии проведения торгов столкнуться с мошенничеством больше шансов в коммерческих закупках. Потому что заказчик может не подводить итоги и не объявлять победителя. На этой стадии у поставщика могут просить деньги за победу или что-то подобное. Это происходит редко, но случается.

В госзаказе все действия четко прописаны и заказчик не может сделать шаг в сторону. Конечно, возможны манипуляции с обеспечением заявки или схемы при аукционах, когда участников вынуждают снижать цену. Но все это не самое страшное.

Больше возможностей для мошенничества у госзаказчика появляется на стадии исполнения контракта. Если не платит коммерческий заказчик, то поставщик просто идет в суд и добивается денег.

Госзаказчики же могут использовать законные инструменты, чтобы не платить. Поставщик может поставить товары, которые не пройдут экспертизу заказчика. В такой ситуации у исполнителя мало шансов что-то доказать даже в суде.

Государство далеко не всегда гарантирует оплату выполненного контракта. Это происходит только в том случае, если выполнить два условия:

  • Есть бесспорные доказательства, что поставщик точно исполнил контракт. Для этого в закрывающие документы надо слово в слово копировать описание продукции из контракта. Это проще сделать с товарами, но сложно с работами. Заказчик вполне может заявить, что образовательные курсы не дали слушателям достаточных знаний.
  • Все документы заполнены и подписаны по правилам. Например, заказчик проводил конкурс, а по закону должен был аукцион. Ответственность несет поставщик. Если он поставил товар. а закупку признали недействительной, то ему не возместят убытки.

Поэтому бдительность надо сохранять при участии в любых видах закупок. Рекомендуем заранее проверять организатора торгов: как давно работает заказчик на рынке, не является ли он «заказчиком-однодневкой», как часто другие поставщики подают на него в суд и т.д.

Кроме того, во всех случаях лучше избегать устных договоренностей. Они возможно только с проверенными заказчиками, с которыми вы давно работаете.

Приведу два классических примера мошенничества в закупках:

  • Коммерческий заказчик просит сделать поставку, а подписать контракт обещает чуть позже. В результате поставщик остается и без товара, и без денег.
  • Госзаказчик уверяет, что можно поставить мебель из любого материала. Хотя в контракте речь идет о мебели из ДСП. После первой поставки заказчик начинает требовать исполнить контракт дословно. В итоге поставщик делает две поставки, а деньги получает только за одну.

С каких закупок лучше начать?

Лучше всего начинать с закупок государственных компаний и естественных монополий, которые проходят по закону 223-ФЗ. Такие торги сочетают плюсы регулируемого и коммерческого сегмента для поставщика.

Вам будет интересно  Госзакупки это что такое: какие бывают виды закупок участие в торгах и тендерах

Закупки по 223-ФЗ проходят по публичным и заранее известным правилам, поэтому в них довольно просто подать заявку. При этом заказчик по своему правовому статусу является обычной коммерческой компанией. Поэтому у поставщика больше шансов доказать свою правоту в суде, если что-то пойдет не так.

Когда же поставщик наберется опыта в закупках по 223-ФЗ, то сможет выбрать направление, которое ему больше подходит. Гибкость коммерческих закупок или жесткую систему госзаказа.

Если хотите разобраться в тонкостях закупочных правил, то рекомендуем пройти дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Поставщик выиграл электронный аукцион по 44-ФЗ. Что дальше?

Поставщик выиграл электронный аукцион по 44-ФЗ. Что дальше?

Вы проделали непростой путь к победе в своем первом электронном аукционе. Теперь важно соблюсти процедуру внесения обеспечения контракта и его подписания. Иначе вся работа пойдет насмарку, а вы рискуете попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы этого не случилось, рекомендуем познакомиться со статьей.

Проверяем протокол

Итоговый протокол аукциона должен быть размещен в ЕИС не позднее, чем через 3 дня после проведения торгов. Это может случиться и раньше, но на 4-й день после проведения аукциона вы в любом случае должны увидеть его в ЕИС. Если протокола нет, значит, заказчик нарушает процедуру.

Получаем контракт для подписи

Контракт направляется заказчиком в течение 5 дней после размещения итогового протокола. Ничто не мешает заказчику сделать это и на следующий день, поэтому важно заходить в ЕИС и проверять почту, чтобы не пропустить этот момент. Ведь срок, отведенный вам на подпись контракта, ограничен пятью днями. А за это время надо все проверить, подписать и успеть внести обеспечение.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Обратите внимание! Иногда бывает, что уведомление о направлении заказчиком контракта попадает в папку «Спам» почтового сервиса. Из-за этого поставщик может не уложиться в отведенные сроки. ФАС в таком случае может включить поставщика в РНП. Арбитры же более снисходительны — известны случаи, когда они отменяли решение антимонопольного органа. В любом случае не следует полностью уповать на электронную почту.

Получив контракт, следует очень внимательно с ним ознакомиться. Порой заказчики (по ошибке, а иногда и умышленно), прописывают в контракте немного иные условия, чем содержатся в проекте. Также следует уделить пристальное внимание информации о вас, которую заказчик внес в контракт.

Ошибки в контракте

Если замечены ошибки или неточности, следует составить протокол разногласий. Сформировать его можно в свободной форме и передать заказчику через ЭТП. В нем нужно указать, в каких именно данных или параметрах допущены ошибки.

Важно помнить, что вносить изменения в существенные условия контракта нельзя. А таковыми являются, в частности, срок исполнения, цена контракта и многое другое. Хотя существуют ситуации, когда цену контракта можно изменить — об этом читайте в отдельном материале.

Контракт, который заказчик прислал на подпись, должен полностью соответствовать проекту, за исключением сведений из заявки победителя.

Закон не ограничивает количество протоколов разногласий. То есть их может быть несколько. Однако нужно учитывать, в соответствии с пунктом 4 статьи 528 Гражданского кодекса, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней с даты проведения торгов. То есть подача протоколов разногласий должна уложиться в эти сроки. При этом нужно иметь в виду, что 3 дня с момента подачи протокола заказчику дается на ответ, а еще 3 дня отводится поставщику на подписание. Таким образом, последний протокол разногласий поставщик может направить не позднее 13-го дня после проведения торгов.

Вопрос об обеспечении контракта нужно решить заранее, еще до того, как вы станете победителем. Начинающие поставщики зачастую совершают ошибку, не обдумав, как именно они будут это делать. Если не внести обеспечение, будет считаться, что победитель уклонился от подписания контракта.

Обеспечение вносится денежными средствами либо предоставлением банковской гарантии. На оформление последней понадобится некоторое время, что тоже нужно учитывать.

Если вы уже получили контракт на подпись, но вопрос с обеспечением еще не решен, можно оттянуть дату подписания, составляя протоколы разногласий.

Подписываем контракт

Если в контракте нет ошибок либо все разногласия устранены, поставщик его подписывает и направляет заказчику в течение 5 дней. К документу прилагается банковская гарантия или платежка о переводе денежных средств в обеспечение исполнения контракта.

Теперь очередь за заказчиком. На подпись ему отводится 3 дня. Когда контракт подписан, можно приступать к его исполнению.

Источник https://otendere.com/pro-tendery/zakonodatelstvo/kak-rabotaet-federalnyj-zakon-tenderax.html

Источник https://umestentorg.com/law/goszakupki-vs-kommercheskie-tendery-gde-proshhe-uchastvovat-i-pobezhdat/

Источник https://zakupki-kontur.ru/news/postavshhik-vyigral-elektronnyj-aukcion-po-44-fz-chto-dalshe/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Онлайн калькулятор потребительского кредита с досрочными погашениями
Следующая статья Лучшие торговые роботы Форекс