Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения

Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения

переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Практика закупок

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! Настоящая статья раскрывает понятие переторжки и для чего она нужна. Познакомит вас с видами данной процедуры, порядком и правилами ее проведения по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация, приведенная здесь, окажется полезной как для участников закупок, так и для заказчиков.

Что такое переторжка?

Конкурентная закупка по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусматривает право участника при необходимости подавать улучшенное предложение с целью повысить вероятность собственной победы в торгах. Эта процедура является выгодной и для заказчика, т.к. у него появляется возможность заключить договор на более благоприятных для себя условиях. Данный процесс называется переторжка и является добровольным для участника.

Какие критерии участник может улучшить? В первую очередь, это цена. Подача дополнительного ценового предложения участника делает его наиболее преимущественным. Кроме цены можно дополнительно изменить сроки, квалификацию, объем авансов. Тем самым повышается эффективность и соблюдается принцип конкурентности в закупках.

Виды переторжки

Очная. Происходит «вживую» путем функциональных свойств электронной торговой площадки. Как правило, в этом случае цена договора понижается до истечения срока, предусмотренного заказчиком. Соблюдается принцип «прозрачности» и конкурентности, т.к. участники видят дополнительные предложения друг друга и могут несколько раз улучшать свою цену. Такая форма проведения является наиболее распространенной и рациональной.

Заочная. При этой разновидности переторжки дополнительные предложения подаются письменно на бумажном носителе в конверте. Проводится анонимно, при этой форме участник не знает о новых предложениях других «игроков». Итоги сообщаются после рассмотрения конвертов комиссией.

При очно-заочном виде происходит смешение вышеназванных видов: проводится методом очной переторжки, но до начала объявления улучшенных цен самими присутствующими участниками, комиссия рассматривает предложения отсутствующих участников путем вскрытия их конвертов.

Некоторые используют классификацию переторжки по способу ее проведения и улучшаемой категории , что также является правильным:

Электронная , т.е. процедура проводится путем использования функционала электронных торговых площадок;

Письменная – процесс подачи окончательных предложений участниками закупки в бумажном виде (запечатанном конверте);

Улучшение цены – это, собственно, самая распространенная процедура при подаче окончательных предложений;

Улучшение иных параметров – например, это могут быть квалификация, сроки, объем авансов, как мы уже говорили в начале статьи.

Порядок подачи окончательных предложений по 44-ФЗ

Нужно отметить, что понятия переторжки нет в 44-ФЗ. Однако в ст.54.6 названного закона предусмотрен порядок подачи окончательных предложений для закупок, проводимых в виде открытого конкурса в электронной форме:

  1. Участник закупки может подать только одно окончательное ценовое предложение;
  2. День подачи указывается в извещении. Предложение подается путем направления его на электронную торговую площадку;
  3. Время приема составляет три часа по часовому поясу заказчика;
  4. После рассмотрения комиссией первых частей заявок днем подачи предложений является следующий день. В случае, если указанный день оказывается нерабочим, то процедура переносится на следующий за ним рабочий день.
  5. Если в закупочной документации указывается цена каждой позиции товара, работы или услуги, то предложение должно содержать снижение по каждой цене;
  6. Участник закупки подает предложение со снижением своей же цены, предложенной ранее, если обе части заявок были признаны комиссией соответствующими требованиям документации согласно ч.2 ст.54.4 44-ФЗ;
  7. Подача происходит по желанию участника. Если он его не подал, то признается первая предложенная цена контракта.
  8. После того, как все предложения были поданы, оператор ЭТП составляет окончательный протокол, с указанием даты и сроков проведения данной процедуры, а также идентификационных номеров участвовавших «игроков».

Механизм переторжки по данному виду закупки в электронной форме начал действовать с 01.07.2018 г.

Частями 21-24 ст.81.3, 44-ФЗ также регулируется порядок подачи окончательных цен для запроса предложений в электронной форме:

  1. Подать улучшенное условие имеют право участники закупки, чьи заявки были признаны соответствующими требованиям документации, а также участник, направивший единственную заявку;
  2. Предложение не должно ухудшать условий, предложенных ранее. Например, цена не может быть выше первоначальной. В противном случае предложение будет отклонено.
  3. Участник несет ответственность за несоблюдение требований. При нарушении условий в зачет примется первоначальное предложение, поданное участником ранее.
  4. Подача производится на добровольной основе. Если участник не пожелал поучаствовать в процедуре, то рассматриваются поданные ранее заявки.
  5. Предложения рассматриваются после их подачи на следующий рабочий день, и результаты заносятся в итоговый протокол.
  6. Победителем признается участник, чье предложение соответствует критериям, условиям и требованиям документации.
  7. Если были поданы равнозначные предложения, то побеждает то, которое было подано раньше.
  8. В итоговый протокол заносятся присвоенные окончательным предложениям порядковые номера и предложение победителя.
  9. Итоговый протокол и протокол проведения закупки размещаются заказчиком в ЕИС и на ЭТП после подписания протокола.
Вам будет интересно  Коммерческое предложение для участия в тендере образец 2022 г.

Процедуру переторжки при проведении запроса предложений в электронной форме заказчики проводят достаточно редко, т.к. законом к ней применяются строгие ограничения. После рассмотрения и оценивания заявок комиссия должна принять решение о необходимости переторжки. Уведомления направляются участникам на ЭТП, которые этим же способом направляют заказчику окончательные предложения, подписанные их доверенными лицами, имеющими на это полномочия.

Порядок и правила переторжки по 223-ФЗ

Переторжка в закупках по закону № 223-ФЗ

В законе 223-ФЗ предусмотрены этапы проведения конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), куда входит процедура подачи окончательных предложений (ст. 3.4 223-ФЗ).

  1. Заказчик проводит с участниками обсуждение характеристик и свойств товаров, работ, услуг до конца этапа подачи заявок. Целью этого обсуждения является уточнение свойств товаров, работ, услуг в документах закупке, извещении, проекте договора;
  2. Заказчиком обсуждаются свойства и характеристики товаров, работ, услуг, прописанных участниками в заявках для того, чтобы внести необходимые изменения в закупочную документацию;
  3. Заявки, которые содержат окончательные предложения участников, рассматриваются и оцениваются заказчиком;
  4. Происходит выбор участников путем квалификационного отбора;
  5. Участниками подаются, а заказчиком сравниваются дополнительные предложения об уменьшении цены и улучшении иных условий.

Если в ходе проведения конкурса в электронной форме возникла необходимость сопоставления окончательных ценовых предложений, то нужно руководствоваться следующими правилами:

  • Информация о наименьшем ценовом предложении предоставляется всем участникам закупки;
  • Участники вправе подать одно дополнительное предложение с ценой меньшей, чем они указывали ранее;
  • Подача является добровольной. Если участник не изъявил такого желания, то рассматривается ранее поданное им ценовое предложение для внесения в итоговый протокол.

Образец заявки на переторжку

При заполнении заявки участник торгов должен руководствоваться инструкцией по заполнению, предложенной заказчиком в извещении. Это намного упростит подачу улучшения условий.

Само же извещение содержит следующие составляющие:

  • Наименование заказчика, адрес, наименование закупки, указание вида проводимой переторжки ;
  • Условия, на основании которых проводится данная процедура;
  • Требования к заполнению заявки ;
  • Условия признания победителем участника закупки;
  • Список участников.

Ниже рассмотрим, какие пункты включает в себя заявка на переторжку.

Содержание заявки на переторжку:

  • Подается на имя председателя закупочной комиссии;
  • Указание заказчика;
  • Номер и наименование закупочной процедуры;
  • Наименование участника;
  • Улучшенное условие;
  • При письменной форме должна быть оформлена в произвольной форме на бланке «игрока» с указанием минимальной цены договора, включая налоги и сборы; транспортные расходы, и не должна быть равной или превышать начальную (максимальную) цену;
  • Подпись уполномоченного лица;
  • Актуальная доверенность на уполномоченное лицо;
  • При очной форме подается с помощью функционала ЭТП.

Заключение

Мы выяснили, что переторжка – это процедура добровольная, участник подает свои предложения для повышения эффективности торгов, если считает это необходимым. Самого термина «переторжка» мы не встретим в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ, но в них подробно описаны условия, требования и правила к процессу подачи окончательных предложений.

Процедура бывает очной (вживую), заочной (письменной) и очно-заочной (смешанной), но также имеет место подразделение по способу подачи (электронный, бумажный) и по улучшаемой позиции (улучшение цены, либо иных категорий).

Заявка на переторжку состоит из определенных абзацев с информацией, которую нужно предоставить, исходя из извещения. Как мы уже говорили, процедура для участника является необязательной. А для заказчика важно понимать ее целесообразность и проводить только в целях улучшения условий закупки, повышения эффективности, соблюдения принципа конкурентности.

Деловая репутация участника закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что это такое и как ее подтвердить?

При участии в госзакупках цена контракта не всегда оказывается решающей для заказчика. Чтобы повысить шансы на победу, важно иметь хорошую деловую репутацию. Она подтверждается соответствующим пакетом документов, причем по 223-ФЗ он намного больше, чем по 44-ФЗ. В статье мы разберем нюансы подтверждения деловой благонадежности согласно действующему законодательству.

Что такое деловая репутация?

Деловая репутация (сокращенно ДР) – это набор определенных факторов, на основании которых оценивается благонадежность и стабильность предприятия. Это является особым нематериальным активом организации. Спросом на услуги пользуются компании с положительной репутацией. Ее известность и хорошие отзывы в определенных кругах придают заказчикам уверенность в добросовестном сотрудничестве.

Вам будет интересно  Тендеры что это такое обучение

Организация с хорошей историей должна соответствовать следующим общепринятым требованиям:

  1. Предоставлять услуги и/или товары высокого качества;
  2. Иметь в штате квалифицированных сотрудников;
  3. Обладать хорошей кредитной историей;
  4. Иметь опыт добросовестного сотрудничества с контрагентами;
  5. Отличаться высокой корпоративной культурой.

На рынке госзакупок намного сложнее предлагать свою продукцию фирмам с плохой деловой репутацией.

ДР по 44-ФЗ

Данного понятия на законодательном уровне не существует. Но согласно Постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. при оценке заявок одним из критериев может выступать деловая репутация. Заказчик вправе требовать у будущих исполнителей следующие сведения:

  1. Наличие положительных отзывов об их работе;
  2. Опыт проведения работ (предоставления услуг);
  3. Количество сотрудников в штате и подтверждение их квалификации;
  4. Наличие достаточного денежного ресурса для выполнения обязательств по контракту.

Также для оценки квалификации поставщиков используются критерии, опубликованные 19 января 2017 г. в письме Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761. Согласно нему заказчик вправе сам составлять закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной ДР. При этом основанием для отклонения заявки не будет считаться непредставление участником документов, подтверждающих репутацию.

ДР по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ заказчики также вправе устанавливать требования к наличию у исполнителя деловой репутации. На практике этот вопрос вызывает много споров. В ФАС направляется немало обращений от поставщиков, чьи заявки отклонялись из-за непредставления информации о репутации.

Контролирующие органы считают установление подобных требований избыточным. Деловая репутация никак не может влиять на добросовестную работу поставщика. Поэтому действия заказчика в ряде случаев являются неправомерными.

Какие документы подтверждают деловую репутацию?

При указании в закупочной документации требования о предоставлении доказательств деловой репутации, заказчик обязан указать список необходимых для этого документов. Таким образом обеспечивается принцип честности и прозрачности при выборе поставщика. Это могут быть:

  1. Благодарственные письма за ранее выполненные контракты;
  2. Грамоты и дипломы;
  3. Дипломы сотрудников организации;
  4. Сертификат на право оказания услуг.

Указанные документы подаются участником в составе заявки. Наличие сертификата не является для организации обязательным условием. Чтобы его получить, уйдет немало времени и финансов.

Положительный имидж – важная составляющая любого бизнеса. Он повышает возможности для участников закупок. Для его наработки и сохранения требуется приложить немало усилий.

Как и где найти требования к квалификации участника закупки?

Для того, чтобы узнать, какие требования установил заказчик к квалификации будущего поставщика, необходимо зайти на сайт Единой информационной системы (ЕИС). Рассмотрим на примере закупки по реконструкции моста в г. Курильске (дата размещения 26.12.2019 г.)

Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения

В разделе «Общая информация» прокрутим страницу вниз до интересующих нас требований. В п.4 указано, что подтверждение квалификации (в т.ч. наличие достаточных финансов для выполнения работ, оборудования, опыта аналогичных работ, деловой репутации, квалифицированных специалистов) предоставляется при наличии.

Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения

Еще ниже мы найдем «Критерии оценки заявок участников». В графе «Значимость критерия» указано, что квалификация составляет 40% при оценке, а цена контракта – 60%.

Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения

Критерии оценки заявки можно скачать отдельным документом в формате Word. Для этого необходимо вернуться выше и рядом с разделом «Общая информация» открыть раздел «Вложения», затем скачать интересующий файл.

Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения

Сертификат, как подтверждение деловой репутации

Недобросовестные участники научились подделывать благодарственные письма, поэтому куда более весомым критерием является известность поставщика в профессиональных кругах и признание его добропорядочной работы. Поэтому заказчик вправе указать в документации требование о наличии сертификата.

Сертификат получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС) с зарегистрированным номером. Чтобы его получить участник должен обратиться в организацию по сертификации с определенным пакетом документов (учредительные, сведения о сотрудниках, копии выполненных контрактов и др.).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет мониторинг зарегистрированных предприятий. Каждая организация имеет внутренний порядок и свод правил по предоставлению и цене услуги (в среднем от 10 рабочих дней с ценой более 100 тысяч руб.). Сертификация предполагает выезд специалистов на место, проведение экспертизы данных на полноту и достоверность, а также расчет итоговой оценки.

Опыт и деловая репутация определяются на основании утвержденных на сегодняшний день национальных стандартов для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных областях:

  • общие положения (ГОСТ Р 66.0.01-2015);
  • архитектурно-строительное проектирование (ГОСТ Р 66.1.01-2015);
  • инженерные изыскания (ГОСТ Р 66.1.02-2015);
  • стаж и репутация строительных предприятий и фирм проектирования (ГОСТ Р 66.1.03-2016;
  • производство и продажа пожарно-технической продукции (ГОСТ Р 66.9.01-2015);
  • предоставление услуг по пожарной безопасности объектов (ГОСТ Р 66.9.02-2015);
  • услуги по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов (ГОСТ Р 66.9.03-2016).

Важный момент! Эти нормативные акты устанавливают порядок оценки опыта и деловой репутации. С их помощью определяется цифровое значение квалификации организации – индекс деловой репутации. В ходе рассмотрения заявок участник может получить максимум 100 баллов, это будет показатель его квалификации.

Мнения о предоставлении сертификатов в составе заявки разделилось:

  1. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 г. № 13АП-31280/15 требование о наличии сертификатов признано правомерным.
  2. Минэкономразвития дало пояснения, что госзаказчик не может требовать от участников наличия индекса деловой репутации, рассчитанного организацией, аккредитованной в системе добровольной сертификации. Согласно 44-ФЗ, оценка делового опыта получать сертификат не обязывает. Получение документа требует много времени и финансов и ограничивает участие в закупках (письмо Минэкономразвития от 19.01.2017 г. № ОГ-Д28-761).
Вам будет интересно  Что должен знать и уметь специалист по электронным торгам

Более актуальной информацией по этой же теме является статья на сайте «КонсультантПлюс» под названием «ВС разобрался, какие документы можно запросить для оценки деловой репутации при госзакупках» от 2 декабря 2019 г.

Заказчик в составе документации запросил предоставить копию сертификата, подтвердив его действительность двумя системами добровольной сертификации. Участник направил обращение о несогласии с применяемым порядком оценки заявок. Мнения снова разделились:

План закупок по 223-ФЗ на 2022 год: как составить

План закупок по 223-ФЗ на 2022 год: как составить

1 января 2022 года вступит в силу обновлённая редакция Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352. Документ устанавливает требования для заказчиков, работающих по 223-ФЗ, в части закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Как сформировать, утвердить и скорректировать план закупок по 223-ФЗ — в нашем материале.

Что изменится в закупках у субъектов МСП

С учётом требований Постановления Правительства № 1352 с 2022 года закупки у субъектов МСП должны будут осуществлять все заказчики по 223-ФЗ. В данный момент эта обязанность есть только у отдельных организаций (п.2 Постановления).

Если вы раньше не работали с Постановлением № 1352, потребуется выполнить ряд операций:

  • внести изменения в Положение о закупках;
  • сформировать план закупок с учетом установленных Правительством нормативов;
  • утвердить перечень товаров, работ и услуг, приобретаемых у субъектов МСП.

С 2022 года изменятся нормативы закупок у субъектов МСП (таблица 1).

Таблица 1. Нормативы закупок у субъектов МСП в 2021 и 2022 годах

Годовой объем закупок у субъектов МСП

не менее 20% совокупной стоимости всех заключенных договоров

не менее 25% совокупной стоимости всех заключенных договоров

Годовой объем планируемых закупок, в которых участвуют только субъекты МСП

не менее 18% от общей стоимости всех закупок, включенных в утвержденный план

не менее 20% от общей стоимости всех закупок, включенных в утвержденный план

В какие сроки нужно сформировать и опубликовать планы закупок

Работающие по 223-ФЗ хозяйствующие субъекты должны своевременно разработать и разместить в Единой информационной системе (ЕИС) Положение о закупках. Если этого не сделать, право на осуществление закупочной деятельности в рамках 223-ФЗ будет утрачено и закупать товары, работы и услуги придётся в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

Работающим по 223-ФЗ юрлицам необходимо формировать годовые и долгосрочные планы закупок. В годовой план нужно включить все закупки, которые вы планируете выполнить в течение текущего финансового года. Если закупаемая продукция относится к высокотехнологичной, инновационной, к лекарственным препаратам, закупки следует включить в долгосрочный план (составляется на период от 5 до 7 лет).

План закупок по 223-ФЗ на 2022 год нужно разместить в ЕИС не позднее 31 декабря 2021 года. Такое требование предписано Постановлением Правительства от 10.09.2012 года № 908.

Сроки подготовки и размещения планов закупок заказчик может определить самостоятельно (Постановлением Правительства от 17.09.2012 года № 932). Но сделать это нужно до конца календарного года. Опубликовать план и изменения к нему нужно в течение 10 дней после его утверждения.

Как составить план закупок по 223-ФЗ на 2022 год

Составляется план закупок по 223-ФЗ в электронном виде по форме, утверждённой в приложение к Постановлению Правительства № 932.

Что необходимо указать заказчику

На рисунке 1 приведён образец плана закупок. Также вы можете скачать план закупок в Excel.

Рисунок 1

В плане нужно указать данные заказчика:

  • наименование;
  • адрес;
  • коды ИНН, КПП, ОКАТО;
  • телефон;
  • электронную почту;
  • сведения по каждой закупке (коды по ОКВЭД2 и по ОКПД2);
  • информацию о договоре (предмет, требования к закупаемым товарам, количество, единица измерения, НМЦК, регион поставки, планируемая дата размещения извещения, срок исполнения);
  • способ закупки;
  • отметку о форме закупки (электронная или нет).

Обратите внимание на графы 16 и 17 — объём бюджетного финансирования и коды целевой статьи и вида расходов. Они заполняются в случае, если закупки осуществляются за счёт выделенной субсидии в целях реализации нацпроекта и (или) комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Что нужно указать в разделе о закупках у субъектов МСП

Данный раздел формируется на три года, а все указанные в нем объекты закупки нужно проверять на соответствие перечню, содержащемуся в Положении о закупках (п.3.1 ст.4 закона 223-ФЗ).

Образец раздела приведён на рисунке 2. Также вы можете скачать его в Excel.

В разделе нужно указать:

  • совокупный годовой объем закупок (СГОЗ);
  • совокупный годовой объем закупок, которые не учитываются при определении объема закупок у субъектов МСП (перечислены в п.7 ПП № 1352);
  • годовой объем закупок, для которых поставщик будет выбираться только среди субъектов МСП

Рисунок 2

Чтобы определить планируемый СГОЗ, сложите НМЦК всех закупок, включенных в план.

Последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ разберём на курсе повышения квалификации: «Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль».

Источник https://azbukatenderov.ru/praktika-zakupok/peretorzhka-po-44fz-i-223fz.html

Источник https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/delovaya-reputaciya-uchastnika-zakupki.html

Источник https://tender5.ru/plan-zakupok-po-223-fz-na-2022-god-kak-sostavit/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Рейтинг лучшего советников форекс
Следующая статья Реальные и финансовые инвестиции; что это такое