Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег
Содержание
Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег
Износ основных фондов за 2018-2020 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?
Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.
Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.
Определение
Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда мы задаем встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.
Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.
И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).
Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:
- собственная прибыль,
- амортизация,
- заемные средства,
- эмиссия акций и облигаций,
- средства вышестоящих организаций.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение.
Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):
- здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
- линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
- некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.
Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации.
Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.
На что тратим бюджетные деньги
Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).
Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:
- увеличения стоимости активов государства;
- повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
- восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
- снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.
В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:
- Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
- Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
- Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
- Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
- Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.
Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.
Порядок получения государственной помощи
Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.
Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.
Государственные контракты заключаются на:
- проектные и изыскательские работы,
- строительство,
- реконструкцию,
- реставрацию,
- техническое перевооружение,
- приобретение объекта.
Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:
- Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
- Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.
Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.
Соглашение обязательно должно содержать:
- цель инвестирования;
- объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
- наименование объекта, его мощность;
- срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
- права и обязанности сторон сделки;
- ответственность;
- порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).
Заключение
На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Будем рады, если в ближайшие годы что-то изменится.
Эффективное использование бюджетных средств 6 направлений
Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег
Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?
Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.
Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.
Зачем школе деньги?
Денег всегда мало, их всегда не хватает. Но в последние годы о школе можно сказать по-другому: «Денег нет». Казалось бы, чем меньше денег, тем рачительнее их надо тратить. Но сложилась парадоксальная ситуация: система образования считается «черной дырой» в финансовом отношении. Именно школе приписывают массовое нецелевое использование бюджетных средств, их неэффективное использование. В чем тут дело? Прежде всего в том, что никто всерьез не считает эффективностью достижение максимального образовательного результата и никто не сравнивает этот результат с суммой затрат. Результат деятельности школы ведь не может быть сведен только к численности учеников. А как оценить уровень знаний? Средним баллом? Или результатами экзаменов? Нет, это слишком сложно. Поэтому эффективность использования денег обычно заменяется «рациональностью» их использования. А поскольку «рациональность» – понятие неопределенное, то оно, в свою очередь, заменяется «правильностью» целевого расходования денег. Но вот вопросы: какие именно цели и кем ставятся при расходовании бюджетных средств и ставятся ли они вообще? Какой государственный или общественный орган и как формулирует эти цели? Наконец, кто определяет, достигнуты ли эти цели, когда отпущенные деньги истрачены, или нет? Каков механизм оценки, сколько средств истрачено для достижения целей образования? Без ясных ответов на эти вопросы невозможно определить: средства использованы «целево» или «нецелево».
Законных целей расходования денег в образовании нет
Может быть, эти цели образования определены законодательством? Нет, к сожалению, строгого и непротиворечивого понятия целевого (и соответственно нецелевого) расходования бюджетных средств действующее законодательство не содержит. Наверное, это понятие привычно относится к очевидным, смысл которых всем понятен или должен быть понятен.
Поэтому вместо строгого определения в законе существует бытовое бюрократическое понимание: целевым считают расходование бюджетных средств образовательными учреждениями на цели, указанные вышестоящим органом.
Отсюда все драматические и абсолютно непредсказуемые обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности школы. Объявить расходы нецелевыми не может только ленивый руководитель вышестоящего органа управления.
И ему это даже выгодно, потому что тех денег, которые выделяет «вышестоящий орган», не хватает школе для нормального существования, а удержать школу от негодования и взрыва можно только угрозой страшных санкций за нецелевое использование средств. Других рычагов нет. Поэтому и множатся многочисленные контрольно-карательные структуры в образовании.
Ведь на самом деле у школы есть право, предоставленное законом, вести самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность. А сама ситуация просто вынуждает маневрировать, складывать бюджетные и внебюджетные деньги, привлекать дополнительные источники, перебрасывать деньги с одной статьи на другую, одним словом, выкручиваться кто как может. Например, если (не дай Бог, конечно) в 30-градусный мороз произошла авария отопительной системы в школе, то ее нужно ремонтировать, а не пускаться в длительные согласования перераспределения средств между статьями бюджетной сметы с вышестоящим органом.
А какие у школы цели?
А что на самом деле является основной целью деятельности школы? Самый очевидный ответ: обеспечение образовательного процесса. Тем более что понятие образовательного процесса ясно определено статьей 12 Закона «Об образовании». Следовательно, школа должна учить и воспитывать определенное количество ребят. Это и есть цель. На ее достижение и должны быть направлены усилия коллектива школы, общественности, материальные и финансовые ресурсы, общественное мнение и т.д. Тогда целевым расходованием средств может и должно признаваться такое, при котором бюджетные средства направляются на обеспечение образовательного процесса.
Разговор с фининспектором о целях образования. Бесполезен
Но финансовые органы считают почти наоборот: нецелевые – это расходы бюджетного учреждения, осуществленные им сверх годовых смет, а также расходы, не предусмотренные сметой (письмо Минфина от 04.10.95 № 3-Е1-5 «О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета» и еще одно от 25.01.96 № 3-Е2-6, разъясняющее некоторые положения первого письма). При этом в этих письмах отмечается, что определение направления расходования полученных бюджетных средств осуществляется образовательными учреждениями самостоятельно, в пределах утвержденных годовых назначений по экономической классификации расходов бюджета.
То есть целевой характер расходования бюджетных средств определяется сметой – утвержденным вышестоящим органом плановым документом, устанавливающим направления расходования средств.
Тогда целью является само расходование средств, а не достижение определенного результата. Образовательный процесс здесь ни при чем.
С другой стороны, в пределах утвержденной сметы образовательное учреждение может самостоятельно расходовать средства. Как только деньги пришли на счет школы, они могут расходоваться по любым статьям, по которым имеются сметные назначения.
Это означает, что в условиях недостатка средств директор всегда будет виноватым. Если при правильном исполнении сметы образовательный процесс нарушается (нет средств на учебные расходы, книги, пособия, например), то основная цель не достигается, но с финансовой точки зрения нарушений нет. При этом все говорят о снижении качества образования. Если же при маневрировании ресурсами между сметными статьями обеспечивается образовательная деятельность, то усматриваются финансовые нарушения и следуют финансовые санкции. Выбирайте, господин директор.
Слово о смете
А что такое смета? Ну понятно – это основной плановый документ для финансирования. Она определяет объем, направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы школы, является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. Смета – это план расходов. При этом о невозможности маневрировать в пределах сметы говорит такой факт: степень детализации расходов за последние годы выросла на порядок. Еще в 1990 году финансирование производилось по 12 статьям (и этого было вполне достаточно!), а сегодня – по 160 статьям! Представьте себе, что у вас в семье вместо траты денег на еду вводится обязательная разбивка на мясо, хлеб, молоко и т.д. И если вы не предусмотрели, например, кефир или творог, то вместо молока вы их купить не имеете права.
Для осуществления любого конкретного расходования средств необходимо предусмотреть этот расход в смете, то есть нужно до наступления соответствующего «расходного» периода иметь соответствующее сметное назначение по одной из более чем ста статей расходов. Это просто невозможно: за несколько месяцев до планируемого времени предусмотреть все необходимые расходы столь детально. Отсюда неизбежно следует приблизительность при составлении сметы, необходимость ее корректировки, в том числе перемещения назначений между статьями расходов, – то есть с точки зрения проверяющих нарушение. Например, целью становится расходование десяти рублей на приобретение скрепок. И если вместо десяти рублей потрачено одиннадцать (ну не было скрепок за 10 рублей!), то один рубль является нецелевым расходованием бюджетных средств – взыскивается сумма перерасхода и наказываются виновные. А если в процессе расходования средств получена экономия, то она может быть израсходована только по той статье, по которой она получена.
Можно сказать, что система финансирующих органов контролирует соответствие фактических расходов бюджетных средств ею самой установленным целям. Говоря проще, финансовые органы сами устанавливают конкретные цели расходования бюджетных средств, определяют размеры бюджетных расходов по этим целям, а затем контролируют осуществление этих расходов. Естественно, процедура контроля упрощается до предела: есть утвержденная вышестоящим органом смета, есть фактические расходы – проверяются отклонения. Если таковые есть – нецелевое расходование бюджетных средств,– то есть нарушение. А дальше доказывай, что это было вызвано…
Основная цель – образовательный процесс
Но в соответствии со статьей 120 (пункт 3) Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельно определять порядок и направление расходования всех своих средств, включая определение их доли, направляемой на оплату труда работников.
Самостоятельно – означает «без необходимости согласования или утверждения каким-либо органом управления». Следовательно, нет законодательно установленной необходимости централизованного определения порядка и направлений расходования всех бюджетных, а тем более внебюджетных средств образовательного учреждения. Это означает, что любые расходы образовательного учреждения, произведенные в установленном им самим порядке, являются целевыми. Главное, чтобы эти расходы соответствовали целям, записанным в уставе и учредительных документах.
Таким образом, действующее законодательство (законодательство, а не подзаконные акты и сложившаяся практика их реализации, а уж тем более не мнение проверяющих и контролирующих органов) предоставляет образовательным учреждениям самим расходовать выделяемые средства для осуществления образовательного процесса как основной цели, для реализации которой эти учреждения созданы.
. Может быть, поэтому в образовании и нет денег, что цели затрат определяет не школа, а «вышестоящий орган»? А что если все-таки попробовать следовать закону, а не укреплять этот самый вышестоящий.
Примеры
Приведем пример нормирования ГРБС.
Предоставим формулу расчета затрат на оплату услуг подвижной связи, разработанную главным распорядителем:
Зсот = i = 1nQi сот × Pi сот × Ni сот,
- Qi сот — количество абонентских номеров пользовательского оборудования, подключенного к данной сети по i-й должности;
- Рi сот — ежемесячная цена услуги;
- Ni сот — количество месяцев предоставления услуги.
При этом нормативные показатели определяются ГРБС, исходя из отраслевой специфики. Ценовые величины устанавливаются на основании цен по заключенным ранее контрактам.
Расходование средств при ремонтно-строительных работах
Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.
Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести контрольные ревизии и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:
- Намеренное завышение строительной сметы.
- Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
- Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
- Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
- Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.
На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).
Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:
- сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
- прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
- поставщики должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
- итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве
При расчете использования бюджета обязательно учитывается первичная документация: ордеры, накладные, смета, прейскуранты и т.д.
И еще немного обязательств бюджетных организаций в сфере энергоэффективности
Надо обратить внимание еще на два проекта НПА, которые нам интересны.
Первое – проект , вносящий изменения в постановление №1221 – «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221». Предусмотрены новые ограничения по классам энергетической эффективности закупаемого оборудования. Пока неясно, когда будет утвержден документ, однако ясно, что его положения надо учитывать при корректировке программ энергосбережения и формированию закупок.
Второе – проект на замену постановлению №1225 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений». Горячо, только непонятно, в каком состоянии этот нормативный акт. Ждем его второй год. Однако полезно посмотреть проект, соломку подстелить не мешает.
Итак, п.2 проекта постановления: «Министерству экономического развития Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года утвердить методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной и муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» — ждем еще одну методику, только утвердить ее нужно уже до 01.03.2020.
Однако есть нестыковка. Пунктом 3 проекта постановления предусмотрена ежегодная актуализация: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации». А мы помним, по постановлению №1289 предусмотрена корректировка целевого показателя один раз в три года.
Следует обратить внимание, что Требованиями к программам установлено обязательное включение в состав мероприятий выявления, постановки на учет и управления бесхозяйными объектами (используемыми для передачи энергии), оснащения приборами учета (автоматизированные системы и системы диспетчеризации), ВИЭ.
Пожалуй, хватит. Все же это пока проект, и достоверно неизвестно, как он будет выглядеть в конечном итоге.
Общий вывод – високосный год начался бодро. Требований по корректировке программ сразу несколько, влияющих НПА тоже, и пока не совсем ясно, как учесть все изменения по классам и характеристикам оборудования без наличия соответствующих квалифицированных специалистов, непонятно, что брать за базу для расчета показателей.
Однако точно можно сказать, что в соответствии с постановлением №1289 план мероприятий с денежной оценкой (примерный, мы же все опытные) имеет смысл направить в вышестоящий орган, запросить бюджетные средства на реализацию мероприятий, получить ожидаемый отказ за отсутствием свободных средств и тогда с чистой совестью включить (по возможности) данные мероприятия для реализации с использованием механизмов энергосервиса. И это четко идет в ногу с постановлением. Но энергосервис – это совсем другая история, о ней в другой раз.
Образование
В 2021 году запланировано решение проблем финансирования из бюджета образовательных структур. Согласно бюджетной программе все расходы образовательных учреждений будут покрываться за счет бюджетных средств. Кроме того, предусмотрено погашение за счет бюджетных средств задолженности таких организаций. Однако процесс погашения долгов будет проходить постепенно.
Одной из острых проблем, решить которую должны разработанные меры, является обеспечение высоких результатов работы всех государственных органов, снижение уровня расходов на их содержание, что позволит сократить размер дефицита государственного бюджета. Реализация таких мер позволит не только обеспечить достойную жизнь населению страны и постепенно увеличивать размер ежемесячно выплачиваемой заработной платы.
Денежная политика государства разрабатывается на три ближайших года.
Чем грозит нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств — это передача средств, выделенных для бюджетных нужд. А также оплата с их помощью услуг и обязательств в целях, которые не соответствуют направлениям, указанным в бюджетных документах.
Обратите внимание!
В зависимости от размера нарушения, нецелевое направление средств может быть административным правонарушением, а может быть и уголовным преступлением.
Нецелевое направление средств в размере до 1,5 млн рублей является административным правонарушением и регулируется статьей 15.14 КоАП РФ, а все, что выше этого — это уже уголовное преступление и ответственность за него предусмотрена ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ.
УК РФ определяет 2 вида нецелевого использования денег из бюджета, а именно: в крупном размере по ч.1 ст. 285.1 УК РФ — это с 1,5 млн до 7,5 млн и в особо крупном размере по ч.2 ст. 285.1 УК РФ — это все, что выше 7,5 млн рублей.
Национальные проекты
На реализацию национальных проектов в 2021 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2022 году — 2,62 трлн рублей, в 2023 году — 2,79 трлн рублей.
В частности, бюджет нацпроекта «Жилье и городская среда» составит 406,7 млрд рублей в ближайшие три года. Предлагается предусмотреть 102,6 млрд рублей на нацпроект в 2021 году, 125,7 млрд рублей — в 2022 году и 178,4 млрд рублей — в 2023 году. По сравнению с федеральным бюджетом на 2020-2022 годы финансирование сократится на 5,3% в 2021 году и на 33,5% в 2022 году. В 2023 году, по сравнению с паспортом нацпроекта, финансирование снизится на 7,1%.
Финансирование нацпроекта «Культура» в 2021 году может составить 21,7 млрд рублей, в 2022 году — 24,3 млрд рублей, в 2023 году — 25,1 млрд рублей. Таким образом, общее финансирование за три года составит 71,1 млрд рублей. По сравнению с федеральным бюджетом на 2020-2022 годы финансирование нацпроекта в 2021 году увеличится на 6,8% (более чем на 1,4 млрд рублей), в 2022 году — на 4,5% (1,1 млрд рублей).
На федеральный проект «Культурная среда» предлагается направить 15,2 млрд рублей в 2021 году, 18,1 млрд рублей в 2022 году и 18,5 млрд рублей в 2023 году. Финансирование федпроекта «Творческие люди» могут сократить до 3,1 млрд рублей в 2021 году (82,6% утвержденной статьи из предыдущего трехлетнего бюджета), 2,8 млрд рублей в 2022 году (81,3%) и 3,3 млрд рублей в 2023 году. На «Цифровую культуру» предусмотрено по 3,3 млрд рублей на каждый год плана. Таким образом, в 2023 г. затраты на этот федеральный проект могут превысить планируемые ранее почти в три раза (на 193,7%).
Финансирование нацпроекта «Цифровая экономика» из федерального бюджета в 2021-2023 годах составит около 552 млрд рублей. В 2021 году средства запланированы в объеме 150,2 млрд рублей, в 2022 году — 211,1 млрд рублей, в 2023 году — 190,7 млрд рублей. Самым затратным федеральным проектом на период 2021-2023 годов станет «Цифровое государственное управление», на которое в общей сложности потратят 268,7 млрд рублей. На «Информационную инфраструктуру» проектом бюджета заложено 126,7 млрд рублей, на «Цифровые технологии» — 80,6 млрд рублей.
Затраты на федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» в 2021-2023 годах могут составить 39,2 млрд рублей, на «Информационную безопасность» — 19,85 млрд рублей. «Нормативное регулирование цифровой среды» обойдется бюджету в 542 млн рублей. На реализацию нового федерального проекта «Искусственный интеллект» в бюджете предусмотрено 16,6 млрд рублей на 2021-2023 годы.
Наказание
Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.
Административная ответственность
В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.
Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.
Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.
Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.
Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.
Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.
Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:
- для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
- для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.
Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).
Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.
Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).
Уголовная ответственность
Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.
В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:
- арест на срок до 6 месяцев;
- принудительные работы, сроком до 2 лет;
- лишение свободы на срок до 2 лет.
В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:
- штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
- осуждение, сроком до 5 лет;
- принудительные работы на срок до 5 лет.
Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.
Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.
Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.
Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.
Бюджетные инвестиции — это … Что такое бюджетные инвестиции: классификация, структура
Выгодные вклады
2 бюджетная политика по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности
В законах России черным по белому сказано, что бюджетные деньги, которые направляются на увеличение объемов государственной и муниципальной собственности, считаются бюджетными инвестициями. Более подробно о том, что именно относится к объектам инвестиций, написано в п.1 ст. 79 БК РФ. Государственные источники инвестируют бюджетные средства в:
- капитальное строительство государственной и муниципальной недвижимости;
- покупку новой государственной и муниципальной собственности;
- основной капитал государственных и муниципальных учреждений (ГУП);
- обновление и реконструкцию имеющихся объектов.
Интересно, что в том же документе сказано, что государство не покупает, не реконструирует и не строит временные постройки, навесы, киоски. По всей видимости, данное уточнение было жизненно важным для того, чтобы государственные чиновники лучше представляли себе направления для размещения денежных средств.
- Здания для труда, досуга и хранения ценностей населения;
- Сооружения – инженерные, промышленные и строительные объекты, включая элементы транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- Жилища – муниципальная жилплощадь.
Как видите, список потенциальных объектов не так уж и велик. Обратите внимание, что государство все же оставляет за собой право и возможность для вложения денег в основной капитал различных госпредприятий, которые могут заниматься коммерческой деятельностью в интересах страны.
Не только из-за государственных ограничений государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции. Дело также в том, что у бюджета попросту не хватит денег на то, чтобы выплачивать всем нуждающимся пособия, поддерживать работу низкодоходных или убыточных муниципальных предприятий, содержать армию и при этом еще и вкладывать деньги в развитие бизнеса с прицелом на 3–5 лет вперед.
5 другие источники бюджетных инвестиций
Существуют основные источники капиталов для обеспечения бюджетных инвестиций. Конечно же, основным инвестором выступает государственная федеральная казна. Именно там аккумулируются все необходимые для дальнейшего инвестирования средства. Другие источники денег:
- региональные и муниципальные бюджеты;
- государственные банковские организации;
- государственные кредитные организации;
- государственные фонды.
Иногда к финансированию тех или иных инвестиционных проектов подключаются частные инвесторы, заинтересованные в прямом размещении капитала. В этом случае между инвесторами заключаются соответствующие договора. В этом случае учет ведется несколько иначе.
Частные инвесторы подключаются к программе по своей собственной воле, и их деньги идут на реализацию целей и задач инвестиционного проекта. Если этот проект обладает потенциалом создать прибыль, то частный инвестор рассматривается именно, как инвестор, которому причитаются дивиденды.
Бюджетные инвестиции как источник средств для негосударственных компаний
Российская Федерация заинтересована в формировании внутреннего предпринимательства и извлечении доходов от вложенных финансов. На уровне правительства эти планы возникают весьма нечасто и как правило затрагивают промышленных гигантов, которые ранее получили свою долю национального капитала.
Данный способ распределения денег из госказны затрагивает в большей степени партнерство между национальными предприятиями и компаниями частного сектора. Средства зачисляются в основные фонды этих предприятий, в соответствии с БК Российской Федерации.
На уровне регионов между госказной и предприятием районные муниципальные предприятия являются своего рода посредниками, что способствует справедливому распределению денег. Фискальные капиталовложения направляются на точно установленные цели.
Непосредственную деятельность в финансовой жизнедеятельности державы и процессах инвестирования денег из госбюджета правительство реализовывает путем основания соответственных юрлиц. Между наикрупнейших госкорпораций и компаний можно отметить больших игроков в различных секторах народного хозяйства, которые в значительной степени обуславливают направленность процесса индустрии в целом.
Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию
Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.
Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.
Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.
Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна.
Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.
Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.
В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.
Для чего нужны бюджетные инвестиции?
Основополагающей задачей любой страны в экономической сфере является достижение устойчивого развития. Для этого необходимо осуществлять целенаправленную политику. В свою очередь, стремление государства регулировать рыночные процессы может повлечь за собой обратный эффект. В условиях жестких ограничений в экономике, бизнес не сможет развиваться естественным образом. И наконец, кризису ничего не останется, кроме как расправить плечи, возложив на себя небосвод хаоса и анархии.
Но мировая практика показывает, что без участия государства, о каком-либо успешном экономическом развитии не может быть и речи. Прежде всего, опыт Азиатских тигров демонстрирует то, что государственная инвестиционная политика способна поддержать приоритетные направления народного хозяйства и создать благоприятные условия для иностранного капитала.
Бюджетные инвестиции, как инструмент регуляторной политики, предусматривает вложение капитала в юридическое лицо. Впоследствии, государство становится собственником или акционером инвестируемого предприятия. Таким образом, происходит целенаправленное финансирование необходимых в стимулировании секторов экономики.
Заработок на бирже!
Биржевые дельцы используют бюджетные инвестиции в качестве маятников. Если руководство структурных подразделений министерств или ведомств занимается активной политикой капиталовложения в определенную сферу экономики, брокеры подают сигнал для своих клиентов о перспективах конкретного сегмента рынка, с учетом возможных последствий монополизации государством стратегических отраслей.
Инвестиции в реальные активы
Инвестиции в увеличение эффективности. Их цель — это прежде всего создание условий для уменьшения затрат компании благодаря обучению персонала, замене оборудования или увеличения производственных мощностей в регионы с выгодными условиями производства.
Инвестиции в увеличение производственных мощностей. Задача данного инвестирования — это увеличение возможностей выпуска товаров для сформировавшихся ранее рынков в границах существующих уже производств.
Инвестиции в образование новых производственных мощностей. Данные инвестиции должны обеспечить создание абсолютно новых предприятий, которые выпустят товары, которые ранее не изготавливались фирмой (или обеспечивать оказание нового вида услуг), или давать фирме возможность предпринять попытку выхода с уже выпускавшимися ранее товарами на новые рынки.
Инвестиции для удовлетворения требовании госорганов управления. Данная разновидность инвестиций становится нужной в том случае, когда компания оказывается перед необходимостью удовлетворить требования властей по отношению к экологическим стандартам или безопасности продукции или других условий деятельности, которые нельзя обеспечить за счет лишь усовершенствования менеджмента.
Такая классификация инвестиций строится, учитывая различный уровень риска, который характерен для каждой перечисленной группы.
С точки зрения инвестиционной стратегии предприятия советуется тоже выделять пассивные инвестиции, которые в лучшем случае обеспечивают неухудшение показателей прибыльности вложений. и активные, обеспечивающие увеличение конкурентоспособности предприятия.
Инвестиции в частную собственность
Порядок бюджетных инвестиций для коммерческих организаций предусматривает как выдачу средств на основе безвозвратности (тогда государство получает долю в уставном капитале), так и посредством предоставления кредитов из казны.
Этот кредит выступает одним из инструментов стимулирования модернизации и обновления производства (капиталовложений).
Самым популярным займом является налоговый инвестиционный кредит. По сути, это отсрочка налоговых платежей.
Условия выдачи такого кредита:
- возвратность;
- выдается на срок от 1 до 5 лет;
- процентные платежи находятся в промежутке 50-75 % ключевой ставки Банка РФ (ранее она называлась ставкой рефинансирования).
Предоставляется он как в виде снижения налога на прибыль, так и по другим налогам.
- при заполненном заявлении;
- при наличии пакета документов, которые подтверждают потребность в этом кредите.
Если выносится положительное решение, подписывается договор между компанией, которая нуждается в инвестиционном кредите, и местными органами исполнительной власти.
Договор дает право снижать налоговые платежи до 50 % каждый раз, когда приходит необходимость платить. Она делает это до того момента, когда определенный в договоре лимит кредита не будет исчерпан.
Как бюджетные инвестиции отражаются в бухучете
Процедура предоставления государственных капиталовложений модифицируется в зависимости от региона. Наиболее часто госсредства выдаются на основании подписанных меж муниципальным и негосударственным предприятиями надлежащих контрактов. Для того, чтобы учет расходования и применения денег из госбюджета осуществлялся аккуратно, были сформированы инструкции о том, как производить бухгалтерский учет.
Средства под видом субсидий зачисляются на баланс организации и их следует надлежащим способом отразить на ее счетах. Бюджетные инвестиции обеспечиваются следующими способами:
- переуступаются права госзаказчика;
- подписываются соответствующие соглашения;
- перечисляются финансы сообразно введенной законодательством процедуре предоставления дотаций из госбюджета.
Для универсализации учета процессов, сопровождающих начисление средств из бюджета, Министерства Финансов Российской Федерации составило в 2021 году письмо № 02-06-07/5397, содержащее таблицу соотношения счетов, на основании которой бухгалтера должны составлять отчеты.
В случае, когда целью госинвестирования становится небюджетная компания, следует особенно тщательно проверять соответствие своего учета рекомендациям Министерства Финансов. Иначе не избежать всевозможных недоразумений. За денежные ресурсы, прибывающие на баланс организаций из госкорпораций по специальным программам также необходимо отчитаться. Учет проводится сообразно условиям предприятия, которое является вкладчиком в данном случае.
Классификация и понятие инвестиций
Пример общего определения — трактовка понятия инвестиций в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, которая осуществляется в форме капитальных вложений»: «Инвестиции — это ценные бумаги, деньги, другое имущество, включая имущественные права, и другие права, которые имеют денежную оценку и вкладываются в объекты предпринимательской или другой деятельности для получения прибыли или достижения другого полезного эффекта».
Капитальные вложения определяют, как инвестиции в основные средства (основной капитал), включая затраты на реконструкцию, новое строительство и техническое перевооружение действующих предприятий, покупку оборудования, машин, инвентаря, инструмента, изыскательско-проектные работы и прочие затраты.
Таким образом, инвестиции в самом общем типе являют собой расход (затраты) всего того, что имеет оценку стоимости, во имя достижения некоторых экономических и прочих целей. Понятие инвестиций больше, нежели понятие капитальных вложений, но меньше, нежели понятие затрат (расходов, издержек).
Затраты бывают текущие и единовременные. Первых относят к инвестиционным затратам, так как они являются долгосрочными, вторые — непрерывно повторяющиеся, текущие затраты — не являются инвестиционными. К примеру, текущие затраты в производственном процессе концентрируют в себестоимости продукции, которая в себя включает затраты на амортизацию, материалы, оплату труда, и так далее.
Применение инвестиций происходит при помощи реализации инвестиционных проектов, которые направлены на достижение четко обозначенных определенных целей и являющих собой комплекс мероприятий и действий, которые не противоречат законодательству, по реализации некоторого объема инвестиций для того, чтобы достигнуть конкретных результатов (целей) в течение конкретного периода времени.
Несколько другая (однако совпадающая по смыслу) формулировка понятия инвестиционного проекта в отношении к капитальным вложениям указывается в упомянутом Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, которая осуществляется в форме капитальных вложений», где под инвестиционным проектом подразумевается обоснование экономической целесообразности, сроков и объема осуществления капитальных вложений, нужна проектная документация, которая разработана соответственно с законодательством Российской Федерации и утверждены в установленном порядке стандартами (правилами и нормами) и описание практических действий по проведению инвестиций (бизнес-план).
Помимо этого, закон вводит термин приоритетного инвестиционного проекта (ИП), под которым подразумевается инвестиционный проект с итоговым объемом капитальных вложений, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, которые включены в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Объем вложения инвестиций
основной капитал за рассматриваемый период увеличился практически в 19,5 раза, а объем финансовых вложений стал больше, чем в 123 раза. Объем финансовых вложений в 2009 году больше, чем в 2,8 раза стал больше объема вложений в основной капитал. Тенденция опережающего роста финансовых вложений в сравнении с ростом инвестиций в нефинансовые активы в России, очевидно, сохранится и по мере развития рынка ценных бумаг в ближайшей перспективе.
Инвестиции по срокам вложений делятся на долгосрочные (больше трех лет), среднесрочные (один — три года), краткосрочные (менее одного года).
Обычно по формам собственности можно выделить частные, государственные, смешанные и иностранные инвестиции. Этим не исчерпываются все типы собственности, потому в статистической практике по этому признаку выделяют муниципальные инвестиции, инвестиции потребительской кооперации, религиозных и общественных организаций (объединений).
Помимо этого, смешанные инвестиции делят на смешанные российские и российские совместные и иностранные. При классификации по данному признаку на наш взгляд, нужно из состава государственной собственности выделить собственность субъектов РФ и федеральную собственность.
В статистической практике используют разные классификации инвестиций по направлениям их применения, к примеру инвестиции в основной капитал можно классифицировать по формам собственности, по отраслям экономики и так далее.
По региональному (территориальному) признаку нужно выделять внутренние инвестиции, которые вкладываются в отечественные объекты, которые дифференцируются, в свою очередь, по регионам страны; зарубежные (внешние) инвестиции, которые вкладываются за рубежом.
По областям экономики можно выделить непроизводственные и производственные инвестиции.
По-разному в литературе классифицируют инвестиции по уровню инвестиционного риска. По одной классификации по этому признаку отличают консервативные, агрессивные, умеренные инвестиции. Первые из них характерны высокой степенью, низкой ликвидностью, высокой прибыльностью риска.
Подругой классификации по этому признаку выделяют бездоходные, низкодоходные, среднедоходные, высокодоходные инвестиции.
В составе инвестиций можно выделить так называемые автономные инвестиции, которые не связывается с изменением уровня доходов. К ним относят значительную часть государственных инвестиций с продолжительным сроком освоения, государственные инвестиции и капиталовложения, являющиеся прямым следствием изобретений.
Данные инвестиции нужно отличать от инвестиций с похожим названием при классификации инвестиций по совместимости их проведения. По этому признаку можно выделить автономные (независимые) инвестиции, которые можно реализовать, как независящие от прочих объектов инвестирования в общей инвестиционной программе предприятия, взаимозависимые, последующая эксплуатация или очередность реализации которых зависит от прочих объектов инвестирования, и взаимоисключающие, которые потребуют альтернативного выбора.
Особенности
Инвестиционный бюджет выделяют в отдельную категорию. Это позволяет эффективно развивать новые проекты. Только представьте, что в компании нет разделения на текущую и инвестиционную часть бюджета. Это крайне неудобно, так как приводит к постоянной путанице, не позволяя четко понимать объем денежных средств, направленных на развитие проекта.
Практика доказывает, что инвестиционные проекты требуют отдельных бюджетов и не менее пристального внимания, чем текущая деятельность предприятия. Если из общих затрат не выделять денежные средства на новые проекты, будет крайне сложно их не только контролировать, но и планировать.
Нужно также понимать, что инвестиционные затраты могут возрастать, но при этом их невероятно сложно отслеживать в общем бюджете. Это связано с тем, что подобные траты не отражаются напрямую в категории текущих расходов. Также они не оказывают влияние на текущую прибыль.
Если оценивать инвестиционные затраты по факту совершения, вносить корректировки будет крайне сложно. Это недопустимое расточительство для предприятия. Вот почему финансово-инвестиционный бюджет выделяют в отдельную категорию. Это вполне оправдано с позиции экономии и планирования средств.
Особенности инвестиций
Фи
Отношение в экономике страны меж финансовыми и реальными инвестициями является главным показателем экономического развития. «В простых экономиках главную часть инвестиций относят к реальным, в то время как большая часть инвестиций в современной экономике представляется финансовыми инвестициями.
В экономике России в структуре инвестиций проходят изменения, которые характерны для страны с улучшающимися рыночными отношениями. Об этом свидетельствует динамика объемов инвестиций в реальные инвестиции (нефинансовые активы) и финансовых вложений, учет которых Росстат ведет по методологии МВФ с 1995 года.
В Российском статистическом ежегоднике отсутствуют, к сожалению, данные об объемах инвестиций в нематериальные и прочие нефинансовые активы. Но, учитывая, что в составе инвестиций в нефинансовые активы практически 98 % составляют инвестиции в главный капитал, будем сравнивать динамику финансовых вложений и динамику объема последних.
Отраслевое предназначение инвестиций
Капитальные
- объекты сельскохозяйственного назначения;
- объекты производственного назначения;
- жилищное строительство;
- объекты транспорта и связи;
- объекты социальной сферы (учреждения образования, здравоохранения,торговли, культуры и так далее);
- разведочно-геологические работы.
В составе инвестиций в международной практике выделяют: прямые, венчурные, портфельные и аннуитет. К венчурным относят инвестиции, которые направляются в ИП, имеют высокую степень риска: к прямым — инвестиции в основной капитал организаций и предприятий непроизводственной и производственной сферы.
Практическое воплощение инвестиционного проекта
С понятиями ИП и инвестиций тесно связаны понятия объекта и субъекта инвестиционной деятельности. Под субъектом инвестиционной деятельности подразумеваются юридические лица, которые осуществляют целенаправленные действия по разрешению задач, которые поставлены в И П.
Субъектами инвестиционной деятельности являются подрядчики (исполнители работ), заказчики, инвесторы, пользователи объектов инвестиционной деятельности и прочие юридические и физические лица, которые участвуют в реализации ИП. Субъекту инвестиционной деятельности законодательно предоставляют право совмещать функции нескольких субъектов, когда другое не устанавливается государственным контрактом или договором, заключенным меж ними.
Объекты инвестиционной деятельности — снова создаваемое различного типа имущество организаций и предприятий непроизводственной и производственной сферы, ценные бумаги (облигации, акции, сертификаты и так далее), имущественные права, научно-техническая продукция и права на денежные вклады, интеллектуальную собственность.
Предварительное утверждение
Данная процедура проводится на уровне генерального и исполнительного директоров. Также участие принимают руководители финансовой дирекции. Если на предприятии присутствует должность директора по развитию, он также принимает участие на этапе согласования и утверждения бюджета инвестиций.
К периоду начала предварительного утверждения рекомендуется спланировать текущую деятельность предприятия. Это позволяет наиболее конкретно оценить объем финансирования, который может быть направлен на инвестиции. Кроме того, важно знать, какую часть проекта удастся финансировать собственными средствами, а также в каком размере предстоит привлекать заемный капитал. Только тщательные расчеты позволяют осуществлять эффективную деятельность.
Это основная информация, которая непосредственно касается инвестиционных бюджетов. Нужно понимать, что у каждой компании могут быть различные типа инвестиционных проектов. Например, типовые и уникальные. Некоторые компании применяют собственные критерии, производя классификацию проектов. Например, проект развития реализуется хотя бы однажды в течение года, он считается типовым.
Даже если предприятие осуществляет всего один проект, нужно собрать о нем как можно больше информации, четко осознавая цели запуска и планируемые результаты, а также составить инвестиционный бюджет. Ведь без финансирования ни один проект не удастся реализовать.
Более того, многое зависит от объема денежных средств, которые способно выделить предприятие. Это непосредственно влияет на скорость реализации инвестиционного проекта. Чем большее финансирование выделяет компания, тем с большей скоростью удается реализовать утвержденный проект.
Прочие классификации инвестиций
Мо
Инвестиции по созданию вкладывают на открытие нового филиала или предприятия существующего. Текущие инвестиции направляют на капитальный и текущий ремонт и на обновление (замену) оборудования и парка машин. Дополняющие инвестиции направляют на обеспечение безопасности и развитие производства на нынешних производственных площадях предприятия.
Близкой по структуре к данной классификации является классификация пожизненным циклам предприятия. Соответственно с данным признаком выделяют изначальные инвестиции (нетто-инвестиции) — на создание предприятия: экстенсивные — на увеличение существующего предприятия; реинвестиции — на воспроизводство на действующем предприятии основных фондов.
Реальные инвестиции на уровне предприятия возможно также классифицировать по его функциональным областям: сбыт, производство, материально-техническое снабжение и так далее.
Другая классификация, которая используется на данном уровне, усматривает выделение таких групп инвестиций: на модернизацию оборудования, на замену оборудования, на диверсификацию, на увеличение производства и стратегические инвестиции.
Несколько по-другому советуют подразделять инвестиции в реальные активы (куда включены нематериальные активы) Липсиц И.В. И Коссов В.В. По их мнению, необходимо выделять такие группы инвестиций.
Структура инвестиций
Нефинанс
- инвестиции в нематериальные активы;
- инвестиции в основной капитал;
- затраты на технологические, опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы;
- инвестиции в другие нефинансовые активы.
Инвестиции в основной капитал в себя включают все затраты на воспроизводство и создание основных средств, куда включаются: расширение, новое строительство, модернизация и реконструкция объектов, которые приводят к увеличению изначальной стоимости объектов и их относят на добавочный капитал организации, покупку оборудования, машин, транспортных средств, затраты на образование основного стада, выращивание многолетних насаждений и так далее. Начиная с 2001 года инвестиции в главный капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.
Инвестиции в нематериальные активы, по классификации Росстата. включают в себя авторские права, объекты интеллектуальной собственности: деловую репутацию организации, патенты и так далее.
К инвестициям в прочие нефинансовые активы относят затраты на приобретение земельных участков в собственность, объектов природопользования и прочих нефинансовых активов. Затраты на получение объектов природопользования и земельных участков отражаются на основании документов, которые выданы государственными органами по землеустройству и земельным ресурсам в согласии с оплаченными или принятыми к оплате счетам.
Инвестиции на технологические, опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы включают расходы, которые связаны с исполнением работ, которые отражаются в бухгалтерском учете, как вложения во внеоборотные активы, по которым получили результаты, которые подлежат правовой охране, но не оформлены в установленном порядке, или по которым получили итоги, не подлежащт правовой охране соответственно с нормами действующего законодательства.
Типы классификации инвестиций
- срокам вложений;
- по объектам инвестиционной деятельности;
- источникам финансирования;
- формам собственности;
- отраслевой направленности;
- территориальной направленности;
- характеру участия в инвестиционном процессе;
- сферам экономики;
- возможности участия в управлении и так далее.
В типологии инвестирования главной является классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности (или объектам вложения инвестиций). По этому признаку выделяют финансовые и реальные инвестиции.
Капиталообразующие (реальные) инвестиции подразделяют на нематериальные и материальные. Первые включают в себя инвестиции в осязаемые объекты — в сооружения, здания, оборудование, машины и т.д., вторые (потенциальные, называемые иногда интеллектуальными) — это вложение денег на приобретение лицензий, патентов, оплату научно-исследовательских работ, реализацию программ увеличения квалификации кадров и переподготовки и т.п.
Уровни инвестиционных бюджетов!
Как правило, инвестиционные бюджеты подразделяются на центральные и региональные. В зависимости от административно-территориального устройства страны, данный подход позволяет ввести четкое разграничение в целевом использовании капитала.Центральные инвестиционные бюджеты необходимы с целью регулирования макроэкономических показателей, создания благоприятных условий для частного бизнеса, зарубежных инвестиций и стимулирования стратегических секторов экономики.
[warning]Также рекомендуем ознакомиться с материалами:
“Портфельные инвестиции. Выгодные вложения!””Где взять инвестиции для стартапа? 4пути получить деньги для бизнеса!””Бизнес с минимальными инвестициями: как я зарабатываю 2000$, вложив 100$”Реальные инвестиции это? Где их применяют!””Инвестиции в недвижимость: перспективы развития!” [/warning]
Источник https://quasa.io/ru/media/chto-takoe-byudzhetnye-investicii-celi-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg
Источник https://asqcharlotte.org/vyplaty/chto-takoe-byudzhetnye-investitsii-tseli-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg.html
Источник https://procenty-po-vkladam.ru/byudzhetnye-investitsii-eto-chto-takoe-byudzhetnye-investitsii-klassifikatsiya-struktura.html