Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений; все о налогах

Содержание

Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений — все о налогах

Управление инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений

Инвестиция — одно из наиболее часто используемых понятий в экономике, в особенности если она находится в процессе трансформации или испытывает подъем. Термин «инвестиция» (от лат. investio — одеваю) подразумевает долгосрочное вложение капитала в экономику.

Инвестиционная деятельность имеет исключительно важное значение, поскольку создает основы для стабильного развития экономики в целом, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Не случайно поэтому она регулируется на уровне страны (упомянем о Федеральном законе от 25 февраля 1999 г.

№39-Ф3 «Оо инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») и отдельных субъектов РФ (в частности, в Санкт-Петербурге действуют два закона, принятые Законодательным Собранием, «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» от 8 июля 1998 г.

№ 185-36 и «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга* от 9 июля 1998 г. № 191-35.

Эти законы, в частности, регулируют порядок получения поручительства администрации Санкт-Петербурга в качестве обеспечения обязательств инвестора по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности, определяют формы бюджетной поддержки, виды налоговых льгот и др.).

Известны различные определения ключевых понятий инвестиционного процесса. В частности, согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г.

№39-Ф3 под инвестицией понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», а инвестиционная деятельность есть «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта!-. На практике нередко термин «инвестиция» понимается в обобщенном смысле как вкладываемые активы и (или) как процесс вложения.

Традиционно различают два вида инвестиций — финансовые и реальные. Первые представляют собой вложение капитала в долгосрочные финансовые активы—паи, акции, облигации; вторые — в развитие материально-технической базы предприятий производственной и непроизводственной сфер.

За реальными инвестициями в российском законодательстве закреплен специальный термин «капитальные вложения», пол которым понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты».

Реальные инвестиции, как правило, оформляются в виде так называемого инвестиционного проекта — документа, содержащего: (а) обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденную в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), и (б) описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам), запрещены.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторами, т. е.

лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

В качестве заказчиков по инвестиционному проекту могут выступать как собственно инвесторы, так и уполномоченные ими физические и юридические лица.

Непосредственные работы по возведению производственных мощностей в соответствии с требованиями проекта осуществляются подрядчиками, под которыми понимаются физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователями объектов капитальных вложений могут выступать как инвесторы, так к любые физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Субъекту инвестиционной деятельности законом разрешено совмещение функций двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности, самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами инвестиций, а также осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем инвесторы несут ответственность за нарушение законодательства РФ и обязаны в установленном порядке возместить убытки в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Государство не только регулирует инвестиционную деятельность но и, помимо этого, гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: (а) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; (б) гласность в обсуждении инвестиционных проектов; (в) право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; (г) защиту капитальных вложений.

Управленческие решения по поводу целесообразности инвестиций (в особенности реальных), как правило, относятся к решениям стратегического характера. Они требуют тщательного аналитического обоснования в силу целого ряда причин. Во-первых, любая инвестиция требует концентрации крупного объема денежных средств.

Во-вторых, инвестиции, как правило, не дают сиюминутной отдачи, и вследствие этого возникает эффект иммобилизации собственного капитала, когда средства «омертвлены» в активах, которые, возможно, начнут приносить прибыль лишь через некоторое время.

Поэтому любая инвестиция предполагает наличие у компании определенного «финансового запаса», позволяющего ей безболезненно пережить этап становления нового бизнеса (подразделения, технологической линии и т. п.).

В-третьих, в подавляющем большинстве случаев инвестиции делаются с привлечением заемного капитала, а потому предполагаются обоснование структуры источников, оценка стоимости их обслуживания и формулирование аргументов, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов и лендеров.

Логика и содержание решений инвестиционного характера В отношении реальных инвестиций принято выделять три блока (группы) решений инвестиционного характера: (а) отбор и ранжирование; (б) оптимизация эксплуатации проекта; (в) формирование инвестиционной программы.

В блок «Отбор и ранжирование» входят задачи, обусловленные тем обстоятельством, что условия осуществления инвестиционной деятельности могут быть различными. Чаще всего инвестор, например предприятие, имеет несколько инвестиционных возможностей. В этом случае и возникает проблема выбора.

Как правило, имеет место одна из двух ситуаций: (1) выбор проекта (возникает в том случае, если доступные к реализации проекты являются альтернативными, т. е.

реализация одного из них автоматически означает отказ от реализации других); (2) ранжирование проектов (эта ситуация появляется в том случае, когда проекты не являются альтернативными, но компания не может реализовать их немедленно, например, в силу ограниченности источников финансирования; поэтому по мере появления источника очередной проект может быть принят к реализации. В этом случае с помощью критериев количественной оценки проекты ранжируются по степени их предпочтительности).

В рамках блока «Оптимизация эксплуатации проекта» обычно решается одна из двух задач. Первая задача предполагает однократную реализацию проекта в течение некоторого времени с последующим высвобождением связанных финансовых ресурсов и вложением их в принципиально новый проект.

Здесь основным становится вопрос о том, когда следует «свернуть» проект, т. е. прекратить его, ликвидировать производственные мощности, а высвобожденные средства вложить в новый, более привлекательный проект. Вторая задача предполагает долгосрочную эксплуатацию проекта с возможной периодической заменой основных производственных мощностей.

В этом случае главный вопрос — в выборе момента замены базовых активов.

Суть задач блока «Формирование инвестиционной программы» определяется , тем обстоятельством, что любое инвестиционное решение сопровождается многими ограничениями и дополнительными эффектами. Например,' инвестор ограничен в источниках финансирования, тогда как вариантов инвестирования много, т. е.

возможности инвестирования (приложения капитала) превышают совокупные мощности источников финансирования. Возможна и диаметрально противоположная ситуация, когда инвестор имеет свободные финансовые ресурсы, но удовлетворяющих его вариантов приложения капитала нет.

Могут возникать и многопериодные задачи с взаимоувязанными проектами, когда принятие некоторого инвестиционного проекта откладывается во времени и он будет доступен к реализации лишь при поступлении средств, генерируемых одним или несколькими ранее принятыми проектами.

Если инвестор пытается учесть и увязать в единое целое подобные факторы и обстоятельства, то в этом случае появляется необходимость в разработке инвестиционной программы.

Методы оценки. Критерии, используемые в планировании и анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: (а) основанные на дисконтированных оценках; (б) основанные на учетных оценках. В первом случае во внимание принимается фактор времени, во втором — нет.

Наиболее часто используемыми критериями первой группы являются: чистая приведенная стоимость (Net Present Value, NPV); индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI); внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return, IRR).

Во вторую группу входят критерии: срок окупаемости инвестиции (Payback Period, РР) и учетная норма прибыли (Accounting Rate of Return, ARR).

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений

Капитальные вложения представляют собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам).

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Их правовой статус не отличается от правового статуса субъектов инвестиционной деятельности в целом.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Капитальные вложения могут иметь общегосударственное значение. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

– в федеральном бюджете – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

– в бюджетах субъектов Российской Федерации – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.

Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений

Отправить на почту

Инвестиции в форме капитальных вложений в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете имеют различное толкование. В чем состоят эти различия? Попробуем разобраться в этом далее.

Отличие инвестиций от капитальных вложений

Закон РФ от 25.02.1999 № 39-ФЗ (далее — закон № 39-ФЗ) в преамбуле дает определение инвестиций и капитальных вложений. Согласно определению, понятие «инвестиции» является более широким.

Под инвестициями подразумеваются вложения денежных средств или активов, которые приравнены к денежным средствам, включая имущественные права и права, имеющие денежную оценку, в объекты предпринимательства или иной деятельности.

Инвестиции совершаются в целях получения прибыли или полезного эффекта (абз. 2 ст. 1 закона № 39-ФЗ).

Капвложения — это один из видов инвестиций. В этом случае вложение денег (или иных активов) производится в основные средства (основной капитал), включая проектно-изыскательские работы (абз. 4 ст. 1 закона № 39-ФЗ).

Таким образом, отличие капвложений от инвестиций состоит в том, что капитальные вложения — это частный случай инвестиций, ограничивающийся вложениями в основные средства.

Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н утверждены ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которые распространяются на подрядные организации.

При этом договоры подряда должны иметь срок исполнения более года либо срок исполнения, затрагивающий разные отчетные периоды. В то же время «строительство объектов» (чему посвящены ПБУ 2/2008) напрямую связано с капитальными вложениями.

То, что для подрядной организации является «объектом строительства», для заказчика — объект капитальных вложений.

В бухгалтерском учете инвестиций в форме капитальных вложений у заказчиков строительства (до момента введения основных средств в эксплуатацию) необходимо руководствоваться положениями, регулирующими формирование внеоборотных активов (сч. 08).После ввода актива в эксплуатацию руководствуются положениями по учету основных средств (ПБУ 6/01).

На практике довольно много ошибок бухгалтеры совершают при оценке стоимости основных средств. Изучить этот вопрос вам поможет статья «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств».

Вам будет интересно  Виды инвестиций и их классификация

Инвестиционная деятельность в форме капвложений

Закон № 39-ФЗ устанавливает, что объектом инвестиций в форме капитальных вложений может быть вновь создаваемое имущество, а также имущество, модернизирующееся и относящееся к любому виду собственности: государственной, муниципальной, частной, общественной.

Субъектами инвестиций в форме капвложений являются:

  • инвесторы (в том числе и иностранные);
  • заказчики;
  • подрядчики,
  • пользователи объектов капвложений.

Закон не запрещает совмещать роли субъектам инвестиционных отношений. Так, предприятие может быть одновременно и инвестором, и заказчиком, и подрядчиком.

На практике очень часто встречается совмещение роли инвестора и заказчика.

В случае договора генерального подряда генподрядчик выступает в роли заказчика (для подрядчиков, которых он привлекает) и в роли подрядной организации — перед заказчиком и инвестором строительства.

Сегодня государство влияет на инвестиционную деятельность в форме капвложений косвенно, изменяя налоги, вводя льготирование или, наоборот, дополнительное обложение, снижая или повышая уровень технического контроля в отдельных отраслях строительства.

Участники строительного рынка, а именно там осуществляются инвестиции в форме капитальных вложений, выступающие в роли подрядчиков, организовывают самостоятельный контроль качества строительства.

Ответственность за возводимые здания, сооружения, за их соответствие техническим требованиям и стандартам сегодня полностью лежит на подрядных организациях, если не доказано, что вина за нарушение технических требований лежит на другой стороне (инвесторе, заказчике).

О том, как правильно в учете отразить капитальные вложения во внеоборотные активы, можно узнать подробнее из статьи «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Капитальные вложения в балансе

При составлении баланса предприятия, как правило, не выделяют в отдельную строку незавершенное строительство, которое в большей мере отражает состояние капвложений в процессе инвестиционного строительства. Но при условии, что незавершенное строительство составляет существенную часть активов, предприятие может показать этот актив отдельной строкой баланса (п. 6 ПБУ 4/99).

Строка 1150 «Основные средства» суммирует данные о земельных участках, объектах природопользования, зданиях, машинах и оборудовании, прочих ОС и о незавершенном строительстве. Состояние капвложений можно рассчитать, сравнив сумму по строке 1150 на начало периода с суммой по этой строке на конец периода.

О правилах составления баланса предприятиями на УСН можно подробнее узнать из статьи «Как заполнить бухгалтерский баланс при УСН?».

Итоги

Капитальные вложения — такой вид инвестиций, при котором создаются материальные ценности в форме зданий, сооружений, иных объектов основных средств, включая результаты проектно-изыскательских работ.

В бухучете капвложения отражают по сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В балансе капвложения включаются в строку 1150 в составе основных средств предприятия, а при существенности суммы — выделяются отдельной строкой.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты .

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.

99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

В целом государственное регулирование осуществляется:

— в соответствии с государственными инвестиционными программами;

— прямым управлением государственными инвестициями;

— введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;

— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

— контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

— антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

— экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы .

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

1) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путём:

— совершенствования системы налогов, механизма начисления

— амортизации и использования амортизационных отчислений;

— установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

— защиты интересов инвесторов;

— предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

— создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

— принятия антимонопольных мер;

— расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

— развития финансового лизинга;

— проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

— создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:

— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;

— формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;

— предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

— размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.

Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

— проведение экспертизы инвестиционных проектов;

— защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

— разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

— выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

— предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

— гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

— право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

— стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности.

В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

— защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Регулирование финансовых инвестиций

Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование сфер и объектов инвестирования

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Регулирование участия инвесторов в приватизации

Экспертиза инвестиционных проектов

Проведение эффективной амортизационной политики

Предоставление финансовой помощи

Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности:

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в следующем.

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Еще раз о бюджетных инвестициях

Еще раз о бюджетных инвестициях

В 2013 году впервые не было продлено действие постановлений № 1204 и 1202, и с 1 января 2013 года они утратили силу. Вопрос осуществления капитальных вложений в объекты организаций регулируется постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1456 «О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» (далее — постановление № 1456), которое также ограничено в действии одним годом. Но в отличие от прошлых лет появилась уверенность, что 2013 год будет последним «временным» годом.

Во-первых, в Правительство РФ внесен согласованный по основным вопросам проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций» (далее — законопроект о бюджетных инвестициях). Во-вторых, постановление № 1456 кардинально отличается от постановлений № 1204 и 1202, так как устанавливает несколько способов финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций, в том числе и устанавливаемые законопроектом о бюджетных инвестициях. Таким образом, в 2013 году предоставляется уникальная возможность опробовать на отдельных объектах новые нормы, вводимые законопроектом.

Способы финансового обеспечения капитальных вложений

Постановление № 1456 и утвержденные им Правила осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — Правила) определяют на 2013 год следующие способы финансового обеспечения капитальных вложений федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя (собственника) имущества организаций (далее — органы власти):

  • предоставление организациям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями (далее — предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений);
  • передача органами власти организациям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществления на безвозмездной основе полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации в лице органа власти государственных контрактов (далее — передача полномочий).

Кроме того, в 2013 году органом власти может быть сохранен порядок предоставления организациям бюджетных инвестиций в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, а также возможность перечисления средств из федерального бюджета на расчетные счета федеральных государственных унитарных предприятий, открытые в кредитных организациях.

Внимание! Право выбора способа финансового обеспечения капитальных вложений постановление № 1456 закрепляет за органами власти.

Результат осуществления капитальных вложений — увеличение государственной собственности Российской Федерации. Причем этот результат не зависит от того, как профинансировано строительство объекта, но каждый способ характеризуется особенностями финансовых инструментов, используемых при исполнении федерального бюджета и финансово-хозяйственной деятельности организаций. Рассмотрим их.

Особенности финансового обеспечения капитальных вложений

Субсидии

Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются организациям в соответствии с п. 14–19 Правил. Согласно п. 16 Правил между органом власти как получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию на капитальные вложения, и организацией заключается соответствующее соглашение. Орган власти может принять решение о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объект, бюджетные инвестиции в который до 1 января 2013 года осуществлялись на основании государственного контракта (договора), заключенного организацией как получателем бюджетных средств и не исполненного до начала данного финансового года. В этом случае в соглашении указывается сумма субсидии, подлежащая предоставлению, с указанием общей суммы по государственному контракту, заключенному в целях реализации бюджетных инвестиций, а также справочно объемов лимитов бюджетных обязательств, использованных на оплату обязательств по государственному контракту (договору) в предыдущие годы, в том числе на выплату аванса.

Федеральные государственные унитарные предприятия, осуществлявшие в 2013 году капитальные вложения за счет предоставленной им субсидии, принимают в установленном порядке решение об увеличении уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на стоимость объекта после завершения строительства (реконструкции, технического перевооружения) либо после приобретения объекта в государственную собственность Российской Федерации.

Решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в течение текущего финансового года в объекты, в отношении которых предоставление бюджетных инвестиций осуществлялось в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, может быть принято органом власти при условии, что с начала 2013 года на лицевом счете получателя бюджетных средств не осуществлялись кассовые выплаты по исполнению государственных контрактов.

Передача полномочий

Передача полномочий осуществляется в соответствии с п. 6–13 Правил. Подпунктом «б» п. 3 постановления № 1456 предусмотрено, что передача полномочий в 2013 году может осуществляться органом власти в соответствии с решением Правительства РФ о возможности использования органом власти указанного способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций. Такое решение может быть принято в форме распорядительного акта Правительства РФ либо в установленном порядке на заседании Правительства РФ и оформлено протоколом указанного заседания.

В случае принятия решения о реализации бюджетных инвестиций в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, в соответствии с подп. «в» п. 3 постановления № 1456 органу власти необходимо обеспечить:

  • ведение организациями бюджетного учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности по операциям, связанным с использованием бюджетных инвестиций, в порядке, установленном Министерством финансов РФ для получателей бюджетных средств;
  • включение условий, предусмотренных абз. 4 и 5 подп. «в» п. 3 постановления № 1456, в государственные контракты, заключаемые организациями после 1 января 2013 года.

Перечисление средств из федерального бюджета в целях предоставления бюджетных инвестиций федеральным государственным унитарным предприятиям на расчетные счета, открытые им в кредитных организациях, осуществляется с учетом требований, установленных п. 4 и 5 постановления № 1456. Федеральные государственные унитарные предприятия, осуществлявшие в 2013 году капитальные вложения через открытые им расчетные счета, принимают решения об увеличении своего уставного фонда, основанного на праве хозяйственного ведения, на размер средств, предоставленных из федерального бюджета в виде субсидии на осуществление капитальных вложений. Сделать это необходимо в десятидневный срок после представления предприятием утвержденного годового бухгалтерского отчета за 2013 год.

В зависимости от способа финансового обеспечения капитальных вложений главному распорядителю средств федерального бюджета должны быть доведены соответствующие лимиты бюджетных обязательств. В случае их несоответствия выбранному способу финансирования они могут быть изменены в установленном порядке с соблюдением следующих особенностей.

Особенности уточнения лимитов бюджетных обязательств

При планировании бюджетных ассигнований на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов главные распорядители средств федерального бюджета руководствовались действовавшим в 2012 году порядком планирования бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты. В этой связи указанные бюджетные ассигнования Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее — Закон о бюджете) предусмотрены по кодам подгрупп 410, 420, 440 (в разрезе элементов) группы вида расходов федерального бюджета 400 «Бюджетные инвестиции» бюджетной классификации РФ.

Вам будет интересно  Разработка сайтов 1с Bitrix

Вместе с тем бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н (далее — Указания № 171н), отражаются по кодам подгруппы 460 (в разрезе элементов 461 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости бюджетным учреждениям», 462 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости автономным учреждениям», 463 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости государственным унитарным предприятиям», 464 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства бюджетным учреждениям», 465 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономным учреждениям», 466 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственным унитарным предприятиям») вида расходов федерального бюджета 400 «Бюджетные инвестиции» бюджетной классификации РФ. В этой связи на основании п. 41 ч. 2 ст. 24 Закона о бюджете главные распорядители средств федерального бюджета в случае принятия решения об изменении предусмотренного Законом о бюджете способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций представляют в Министерство финансов РФ в установленном порядке предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по перераспределению бюджетных ассигнований по соответствующим подгруппам (в разрезе элементов) вида расходов федерального бюджета 400 в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации осуществляется Министерством финансов РФ в соответствии с п. 11.1.3 и 11.1.4 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 23 ноября 2011 г. № 159н (далее — Порядок № 159н). Оформление справок (ф. 0501055) согласно приложению № 5 к Порядку № 159н по основаниям, установленным п. 41 ч. 2 ст. 24 Закона о бюджете, осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета с присвоением кода вида изменений 083 (изменения, вносимые в связи с перераспределением бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Законом о бюджете). Необходимо обратить внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов РФ от 24 декабря 2012 г. № 172н, главные распорядители средств федерального бюджета дополнительно представляют Справку об изменении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой на текущий финансовый год и на плановый период (ф. 0501073).

В случае принятия главным распорядителем средств федерального бюджета решения о передаче полномочий либо о сохранении на 2013 год порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты, аналогичного порядку, установленному для получателей средств федерального бюджета, бюджетные ассигнования на указанные цели отражаются по соответствующим кодам подгрупп 410 (в разрезе элементов 413 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа», 414 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа» и 415 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям»), 420 и 440 (в разрезе элементов 442 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества бюджетным учреждениям» и 443 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества автономным учреждениям») вида расходов федерального бюджета 400 «Бюджетные инвестиции» бюджетной классификации РФ.

Внимание! В этом случае внесения изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств не требуется.

Условия заключенного государственного контракта, не исполненного на начало 2013 года, подлежат уточнению дополнительным соглашением, даже если способ финансового обеспечения не изменяется на указанную дату.

Внесение изменений в государственные контракты (договоры)

Органам власти необходимо обеспечить внесение организациями изменений в условия всех не исполненных на 1 января 2013 года государственных контрактов (договоров), заключенных организациями как получателями бюджетных средств. В контракты необходимо включить следующие условия, позволяющие реализовать с 1 января 2014 года соответствующие способы финансового обеспечения бюджетных инвестиций (капитальных вложений), предусмотренные законодательством Российской Федерации:

при предоставлении организации субсидии на осуществление капитальных вложений — замена стороны договора — Российской Федерации на организацию; изменение вида договора — государственного контракта на контракт; замена реквизитов единого счета федерального бюджета органа Федерального казначейства и лицевого счета получателя бюджетных средств на счет органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет организации;

при передаче организации органом власти своих полномочий государственного заказчика — замена наименования государственного заказчика — организации на орган власти; замена реквизитов лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого организации, на реквизиты лицевого счета, предназначенного для отражения операций получателя бюджетных средств либо бюджетного учреждения (автономного учреждения), принявших бюджетные полномочия, с кодом 14 (далее — лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств), открытого в органе Федерального казначейства в установленном порядке.

Необходимо отметить, что в случае, если органом власти принято решение о сохранении в 2013 году порядка финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций, действующего в 2012 году, аналогично должны быть уточнены также условия государственных контрактов (договоров), ранее заключенных:

  • федеральными бюджетными и автономными учреждениями в части условий, предусмотренных п. 2 постановления № 1204, согласно которому с 1 января 2013 года изменяется:
  • вид договора — государственный контракт на договор строительного подряда и (или) договор на выполнение проектных и изыскательских работ;
  • сторона договора — Российская Федерация на федеральное бюджетное или федеральное автономное учреждение, осуществляющее капитальные вложения;
  • реквизиты счетов — единый счет федерального бюджета органа Федерального казначейства и лицевой счет получателя бюджетных средств на счет органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет организации;
  • федеральными государственными унитарными предприятиями в части условий, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением № 1202, согласно которым с 1 января 2013 года осуществляется переход прав заказчика от Российской Федерации к федеральному государственному предприятию-застройщику и соответственно изменение типа (вида) договора.

Изменение способа финансового обеспечения капитальных вложений должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования. Изменения вносятся и в гражданско-правовые договоры федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений, а также в данные учета принятых бюджетных обязательств и показатели федеральной адресной инвестиционной программы.

Внесение изменений в реестр контрактов

Внесение изменений в реестр контрактов осуществляется в порядке, определенном Положением о ведении реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1191:

  • при принятии органом власти решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в части следующих сведений:
  • исключается информация из второй строки реквизита «Источник финансирования контракта» заголовочной части формы Сведений о государственном или муниципальном контракте либо гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа (далее — Сведения); в реквизите «Вид внебюджетных средств» строки «Источник финансирования контракта» и кодовой части строки значение изменяется соответственно на «средства бюджетных учреждений» и код 18;
  • в случае если оплата по контракту не производилась, раздел первый формы Сведений не заполняется;
  • в случае если контракт частично исполнен, в разделе первом формы Сведений отражаются суммы произведенных выплат по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, а остаток суммы оплаты по контракту вносится в раздел второй формы Сведений с разбивкой по годам оплаты контракта и указанием кода классификации операций сектора государственного управления;
  • при принятии органом власти решения о передаче полномочий в части следующих сведений:
  • замены наименования заказчика-организации в реквизите «Наименование заказчика» заголовочной части формы Сведений на наименование органа власти, передающего полномочия;
  • замены значений реквизитов «ИНН», «КПП» заказчика-организации в заголовочной части формы Сведений на значения «ИНН», «КПП» органа власти, передающего полномочия.

Сведения о государственных контрактах, составляющие государственную тайну, вносятся в реестр государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном Положением о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 июля 2007 г. № 491.

Внесение изменений в федеральную адресную инвестиционную программу

Внесение изменений в показатели федеральной адресной инвестиционной программы в части показателей, касающихся изменения способа финансового обеспечения, осуществляется в соответствии с Порядком внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу, утвержденным приказом Мин­экономразвития России от 22 декабря 2010 г. № 673, с учетом положений Порядка № 159н:

  • в случае принятия решения о передаче полномочий в части замены государственного заказчика-организации на государственного заказчика — орган власти;
  • в случае принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в части:
  • замены государственного заказчика-организации на заказчика-организацию;
  • изменения кода бюджетной классификации РФ на код подгруппы 460 (в разрезе элементов 461 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости бюджетным учреждениям», 462 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости автономным учреждениям», 463 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости унитарным предприятиям», 464 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства бюджетным учреждениям», 465 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономным учреждениям», 466 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственным унитарным предприятиям») группы вида расходов федерального бюджета 400 бюджетной классификации РФ.

Особенности санкционирования оплаты денежных обязательств

Учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, связанных с капитальными вложениями в объекты, осуществляется в соответствии с Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 19 сентября 2008 г. № 98н.

Внимание! С 1 января 2013 года существенно изменился порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, связанных с бюджетными инвестициями.

Санкционирование расходов федерального бюджета по оплате денежных обязательств организациями от имени органов власти при принятии решения о передаче им полномочий, а также у органов власти по предоставлению организациям субсидий на осуществление капитальных вложений осуществляется в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее — Порядок № 87н). Предоставление из федерального бюджета субсидии на осуществление капитальных вложений осуществляется в соответствии с представленным главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство Перечнем целевых субсидий на 2013 год (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501015). Субсидия на осуществление капитальных вложений отражается по установленному соответствующему аналитическому коду. Утверждения нормативным правовым актом органа власти порядка предоставления организациям субсидий на осуществление капитальных вложений не требуется.

Санкционирование расходов федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий за счет субсидий на осуществление капитальных вложений осуществляется в соответствии с Порядком санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса. Данный порядок утвержден приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н (далее — Порядок № 72н). Санкционирование оплаты денежных обязательств в этом случае осуществляется в соответствии с представленными организациями в орган Федерального казначейства Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, представленными государственному (муниципальному) учреждению на ____ год (код формы по ОКУД 0501016) (далее — Сведения об операциях), утвержденными органом власти.

Кассовые расходы организаций при осуществлении капитальных вложений, связанные с оплатой обязательств по договорам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта, осуществляются после проверки органом Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг. Проверка проводится в соответствии с установленным Министерством финансов РФ порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Кроме того, орган Федерального казначейства проверяет соответствие содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления, указанным в заявке на кассовый расход и в Сведениях об операциях, в соответствии с п. 20 Порядка № 72н.

Организация одновременно с полномочиями заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществлять строительный контроль. Возмещение данных расходов в пределах указанных в Сведениях об операциях сумм по коду 226 «Прочие услуги» КОСГУ в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468, рассчитанном от суммы принятых работ (их результатов), услуг, а также отдельных этапов выполнения работ, услуг, осуществляется на основании платежного документа, представленного организацией в орган Федерального казначейства:

  • путем перечисления средств на расчетный счет федерального государственного унитарного предприятия, открытый в кредитной организации;
  • отражения суммы на лицевом счете бюджетного или автономного учреждения, открытом в органе Федерального казначейства для учета операций с субсидиями на финансовое обеспечение государственного задания и средствами от иной приносящей доход деятельности.

Особенности применения бюджетной классификации РФ

Применение бюджетной классификации Российской Федерации в части отнесения операций с капитальными вложениями в объекты организаций на соответствующие коды элементов вида расходов 400 «Бюджетные инвестиции» в увязке с кодами классификации операций сектора государственного управления осуществляется с учетом таблицы соответствия кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления (приложение 8). Данный документ утвержден приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 2012 г. № 171н. При осуществлении расходов, связанных с капитальными вложениями, применение статей и подстатей кодов классификации операций сектора государственного управления рекомендуется осуществлять исходя из отнесения:

  • расходов федерального бюджета по соглашению (договору) о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений на ст. 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»;
  • расходов федерального бюджета по государственному контракту, заключенному организацией как получателем средств федерального бюджета, либо в рамках переданных ей органом власти полномочий, а также расходов организации, финансовым обеспечением которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений, на оплату обязательств по договору, предметом которых является:
  • выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов (договору строительного подряда) или приобретение объекта недвижимости государственной собственности Российской Федерации, на ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» (в части приобретения здания, строения, сооружения), 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» (в части приобретения земельного участка);
  • выполнение отдельных видов работ (услуг), иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства (входящих в состав предполагаемой (предельной) стоимости (стоимости приобретения), осуществляемых в целях строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов (сопровождающих расходы на приобретение объекта), на соответствующие статьи (подстатьи) исходя из их экономического содержания (ст. 220 «Оплата работ, услуг» и 290 «Прочие расходы»).

Расходы федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, закрепленные (подлежащие закреплению) на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении за федеральными государственными унитарными предприятиями, оплачивающими обязательства, возникающие в связи с реализацией бюджетных инвестиций, с расчетных счетов, открытых им в кредитных организациях, рекомендуется осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке органам власти как получателям средств федерального бюджета, по ст. 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» кода классификации операций сектора государственного управления. Отражение операций по осуществлению бюджетными и автономными учреждениями капитальных вложений в объекты за счет перечисленных им субсидий осуществляется на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций с кодами 21, 31 (отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, отдельный лицевой счет автономного учреждения), открытом в органе Федерального казначейства в установленном порядке.

Отражение операций по осуществлению федеральными государственными унитарными предприятиями капитальных вложений в объекты за счет перечисленных им субсидий осуществляется на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса, с кодом 41 (далее — лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса). Для открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса федеральное государственное унитарное предприятие представляет в орган Федерального казначейства следующие документы:

  • заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса;
  • карточку образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса, которая в отношении федерального государственного унитарного предприятия заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного лица) соответствующего органа власти и оттиском его печати либо нотариально.
Вам будет интересно  Как инвестировать деньги в Газпром: что для этого нужно

НДС и налог на прибыль организаций

Денежные средства в виде субсидий, получаемые организациями из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений для оплаты приобретаемых данными организациями работ по строительству, реконструкции и перевооружению объектов государственной собственности, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. Если бюджетное и автономное учреждения являются исполнителями подрядных работ в рамках государственного (муниципального) задания, то в соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса субсидия, предоставленная из федерального бюджета на выполнение этого задания, налогом на добавленную стоимость не облагается.

Согласно положениям подп. 14 и 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде:

  • субсидий, имеющих целевое назначение, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям;
  • средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Таким образом, доходы в виде субсидий, получаемые бюджетными и автономными учреждениями, а также средства, получаемые федеральными государственными унитарными предприятиями из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в виде субсидий или средств, перечисляемых на расчетные счета, открытые указанным предприятиям в кредитных организациях, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Непомнящий Е.Г. Планирование на предприятии: Планирование капитальных вложений

Основы, задачи и принципы планирования инвестиций в форме капитальных вложений. Формирование плана централизованных и нецентрализованных капитальных вложений в России. Показатели плана капитальных вложений, значение титульных списков строительства.

Задачи и принципы планирования капитальных вложений

Во всех странах мира любое предприятие, любая фирма независимо от формы собственности, прежде чем начать предпринимательское дело, предварительно разрабатывает детальный план (проект) мероприятий с определением финансовых затрат и конечного результата. Осуществление капитального строительства во всех сферах экономики, предприятиях (организациях) немыслимо без планирования капитальных вложений.

Планирование капитальных вложений — это система прогнозных и плановых расчетов по воспроизводству основных фондов на базе капитальных вложений на предстоящий период. План капитальных вложений в воспроизводство основных фондов охватывает важнейшие стороны этого процесса, обеспечивает его единство и пропорциональность с источниками финансирования и вместе с тем оптимальность плановых зданий.

В плане каждого предприятия (организации), района и отрасли находят отражение основные задачи планирования капитальных вложений. На основе теоретических разработок и опыта специалистов и трудящихся масс выявляются основные задачи планирования капитальных вложений и улучшения показателей их эффективности.

Основными задачами планирования капитальных вложений являются:

1) увеличение производственных мощностей и основных фондов;

2) эффективное использование капитальных вложений.

Для решения этих задач планирование капитальных вложений осуществляется на основе ряда принципов, среди которых важнейшими являются следующие:

1. Конкретность и обоснованность плана. Этот принцип проявляется в том, что в плане предусматриваются конкретные мероприятия. При разработке плана учитываются конкретные условия, в которых будут осуществляться капитальные вложения. План капитальных вложений должен давать четкое представление о затратах финансовых средств на предстоящий период. Это означает, что разрабатываемые планы требуют необходимых технико-экономических обоснований и расчетов потребности в капитальных вложениях на строительство конкретных объектов.

2. Сбалансированность объемов капитальных вложений с источниками их финансирования. При разработке плана капитальных вложений объемы капитальных вложений (централизованных и нецентрализованных) по всем источникам финансирования должны быть увязаны и сбалансированы с финансовыми и материальными ресурсами, а при необходимости и с мощностями подрядных строительных организаций. При этом должны учитываться нормы продолжительности строительства объектов и соответственно распределяться капитальные вложения по годам.

3. Стабильность планирования, проявляющаяся в неизменности принятых планов, в их постоянстве в предстоящем периоде. Это означает, что стабильный план должен быть документом, неизменным в течение всего планового периода. Любые существенные изменения вызывают неизбежную перестройку строительного производства, что приводит к дополнительным затратам и потерям. Корректировки плана допускаются в том случае, если они не нарушают ритма работы строительных организаций и принятого финансирования объекта. Корректировки плана допускаются также в случае перевыполнения плановых заданий прошлого года и принятия дополнительных обязательств по досрочному вводу объектов строительства в эксплуатацию Во всяком случае подобные изменения должны быть внесены в план не позднее 15 февраля планового года.

4. Непрерывность планирования. Этот принцип означает, что организация, фирма, объединение, предприятие должны разрабатывать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны уточняться и конкретизироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования.

5. Научность планирования. Этот принцип означает, что планы должны составляться на научной основе, т.е. на основе научных методов, научно разработанных нормах и нормативах, последних достижениях в науке и технике, а также достоверной информации.

В последнее время в России вновь стали осуществляться важные меры по повышению научного уровня разработки планов государственных централизованных капитальных вложений для федеральных нужд, экономической обоснованности этих планов. Правильное сочетание планирования централизованных капитальных вложений с местной инициативой стало иметь важное значение в капитальном строительстве.

Читайте также

Удаление неиспользуемых вложений v1.0

Удаление неиспользуемых вложений v1.0Скрипт удаляет вложения, на которые ни ссылается ни одна картинка. Зачем это может быть нужно – предлагаю вам самим

Унификация вложений и картинок v1.2

Унификация вложений и картинок v1.2Скрипт переименовывает вложения соответственно порядку следования ссылок на них в теле документа. Если на вложение ссылается несколько картинок, берется номер первой из них. Первое нумеруемое вложение получает номер 1. По умолчанию

Выполнение сестринского плана

Выполнение сестринского планаВ зависимости от участия врача сестринскиемероприятия подразделяются на:1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам

Выполнение сестринского плана

Выполнение сестринского планаВ зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:1) независимые мероприятия — действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи — правилам

Эффективность капитальных вложений

4.2. Содержание бизнес-плана…

4.2. Содержание бизнес-плана…Цель бизнес-плана – краткое описание всех бизнес-процессов и вариантов развития нового бизнеса, своего рода провозглашение декларации о намерениях. Нельзя сказать, что 30 % бизнес-плана представляет собой описание чего-то одного, а 70 % –

4.3. Резюме бизнес-плана…

4.3. Резюме бизнес-плана…Резюме бизнес-плана представляет собой выводы, которые пишутся в самую последнюю очередь. Здесь дается описание основных положений проекта, всех его основных преимуществ и недостатков, раскрываются проблемы, связанные с его реализацией,

7. Аудит бизнес-плана

7. Аудит бизнес-планаПроцедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:1) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли

23. Написание бизнес-плана

23. Написание бизнес-планаОформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею,

39. Разработка маркетинг-плана

39. Разработка маркетинг-планаПри разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах:1) принципе понимания потребителя, основанном на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры;2) принципе борьбы за потребителя

44. Составление плана производства

44. Составление плана производстваНачинать план производства нужно с краткого пояснения того, где будут изготавливаться товары, – на действующем или вновь создаваемом предприятии. Затем можно подчеркнуть выгодность месторасположения предприятия (если данный факт

52. СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАЗРАБОТКИ

52. СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАЗРАБОТКИНа основе сформированной стратегии руководство предприятия определяет политику, которая превращает разработанную стратегию в подробную декларацию направления деятельности. Конечная стратегия

55. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

55. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНАБизнес-план позволяет устанавливать емкость и перспективу развития рынка продукции. Он проводит оценку предполагаемых затрат на изготовление продукции и ее реализацию, дает возможность соизмерять затраты с ценами для прогнозирования

Что такое капитальные вложения в бухучете и каковы их отличительные характеристики

Определение данного понятия мы можем найти в ст. 1 закона «Об инвестиционной деятельности…» от 25.02.1999 № 39-ФЗ. К капвложениям закон относит основные средства, а именно — затраты на их создание, приобретение, расширение, реконструкцию, проектно-изыскательские работы и проч.

Если мы обратимся к п. 4 ПБУ 6/01, то увидим, что важным критерием основных средств является долгосрочность их использования — более года.

Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу, а при учете капвложений нужно будет руководствоваться новым ФСБУ 26/2020, которое так и называется «Капитальные вложения». Что в связи с этим изменится в учете, узнайте из Обзора от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

В свою очередь, определение долгосрочного инвестирования нам дает положение по бухучету, утвержденное письмом Минфина РФ от 30.12.93 № 160. К долгосрочным инвестициям п. 1.2 данного положения причисляет затраты на создание, покупку, увеличение размеров внеоборотных активов, которые используются дольше одного года. При этом выделяется важное условие — такие объекты не могут быть использованы для продаж.

ВАЖНО! Не являются долгосрочным инвестированием долгосрочные финвложения в ценные бумаги (в том числе государственные) и уставные капиталы иных компаний.

Капвложения в бухучете учитываются по фактически осуществленным затратам (п. 2.1 положения по бухучету долгосрочных инвестиций, п. 8 ПБУ 6/01).

Если фирма осуществляет строительство актива, для учета произведенных капзатрат рекомендуется следующая их разбивка:

  • по строительным работам;
  • по монтажу;
  • по покупке оборудования для сдачи в монтаж;
  • по покупке оборудования, не предполагающего монтажа;
  • по покупке инструмента и инвентаря;
  • по покупке оборудования, нуждающегося в монтаже, но предназначенного для постоянного запаса;
  • по прочим капзатратам.

При этом до завершения строительных работ общая сумма вышеприведенных затрат образует стоимость незавершенного строительства актива.

Как арендатору отразить в бухучете капвложения в неотделимые улучшения арендованного имущества, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Если же фирма не создает имущественный объект, а покупает — ситуация упрощается: в данном случае капвложения в активы будут равны сумме фактических затрат на их приобретение.

Резюмируя рассмотренные нами нюансы, можно сделать вывод, что определяющей характеристикой капвложений является их ориентирование на приобретение (или самостоятельное создание) инвестиционного актива, который будет использоваться более 12 месяцев. Именно поэтому капвложения не учитывают в составе текущих расходов, а включают в первоначальную стоимость основных средств. Причем данный порядок действует и в бухучете, и в налоговом учете.

Итоговый результат инвестиций — формирование объекта основного средства, подлежащего учету по его первоначальной стоимости. Поэтому для бухучета капвложений необходимо руководствоваться нормами ПБУ 6/01, посвященного детальному описанию правил бухучета основных средств.

Узнать, что из себя представляют эти активы, вы можете из статьи «Что относится к основным средствам предприятия?».

Хотите знать об инвестициях все?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить самые важные новости и полезные материалы.

Вы успешно подписались на рассылку InvestFuture!

Благодарим вас за оформление подписки! Первое полезное письмо поступит на ваш почтовый ящик в течение недели. Управлять настройками подписки вы можете в личном кабинете.

5.2. Планирование капитальных вложений

Стратегическое планирование развития предприятий предусматривает обоснование необходимых капитальных вложений или инвестиций на осуществление предстоящих проектов. В годовых планах предприятия осуществляется непосредственная реализация этих проектов. В состав капитальных вложений входят денежные ресурсы или инвестиционные средства, связанные с приобретением, содержанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств и других видов собственности предприятий.

Капитальные вложения или инвестиции на предприятии планируются на осуществление следующих инновационных проектов:

– выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских, технологических организационных работ;

– приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного процесса;

– освоение производства продукции и доработка опытных образцов изделия, изготовление макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда;

– строительство и реконструкция зданий и сооружений, создание или аренда производственных площадей и рабочих мест, а также других элементов основных фондов, непосредственно связанных с осуществлением проекта производства новых товаров;

– пополнение норматива оборотных средств, вызванных внедрением проектируемых процессов или производством продукции;

– предотвращение отрицательных социальных, экономических и других последствий, вызванных предлагаемыми проектами.

Таким образом, суммарную величину требуемых капитальных вложений в технологическое оборудование можно определить по следующей формуле

image208.png, (5.1)

где Коб – общая сумма капитальных вложений; Це– рыночная цена единицы оборудования; Кс – количество требуемых единиц оборудования; Тр – транспортные расходы; Ссмр– стоимость строительно-монтажных работ; Апл – аренда (стоимость) производственной площади; Зннр – затраты на научно-исследовательскую работу; Зпкр – затраты на проектно-конструкторские работы.

Подобные расчетные зависимости могут быть составлены по каждому подразделению предприятия, виду производственных ресурсов, сегменту рынка и т.п. Они могут быть использованы для расчета требуемых капитальных вложений и оценки инвестиционных последствий разнообразных плановых решений. Эти последствия можно оценивать для ряда соответствующих допущений, относительно будущих условий хозяйственной деятельности.

Планы капитальных вложений обычно разрабатываются на годовые инвестиционные проекты, но могут быть составлены и на более длительные сроки.

Инвестиционные проекты могут быть использованы для оценки разнообразия последствий альтернативных средств ресурсов, а также условий внутренней или внешней среды. Они могут быть применены в долгосрочном планировании таких показателей деятельности предприятия, как доход на инвестиционный капитал, дивиденды на акцию, прибыль на единицу проданной продукции, общий доход на акцию, доля продаж на рынке и т.д.

Планирование капиталовложений позволяет каждому предприятию выбирать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые могут обеспечить получение наилучших из ряда возможных социально-экономических результатов. Оно служит не только основой оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, но и является аналитическим инструментарием, с помощью которого можно найти правильные ответы на следующие вопросы:

1. Какой общий объем капиталовложений может или должно сделать предприятие в плановом периоде?

2. Какие конкретные инвестиционные проекты должно принять предприятие в будущем времени?

3. Из каких источников будет финансироваться инвестиционный портфель предприятия?

Выбор и обоснование плановых решений по всем этим вопросам тесно связаны между собой. Они не должны сводиться к нахождению простых ответов о том, какое направление капиталовложений следует финансировать из данного объема средств, поскольку объем заимствования и размер эмиссии акций являются переменными значениями, которые постоянно находятся под контролем высшего руководства предприятия. Поэтому все решения о выборе инвестиционного проекта и получении фондов в идеальном случае должны приниматься одновременно. В свою очередь отбор проекта не может быть сделан предприятием без учета его стоимости, на величину которой оказывают большое влияние возможности получения необходимых инвестиций.

Анализ эффективности инвестиций дает ответы на все поставленные вопросы. В конечном счете, он создает предприятию возможность свободного выбора такого варианта распределения расходов в пространстве и времени, который в будущем может дать максимальную прибыль или доход на вложенный капитал. С учетом выработанной теории инвестиционных решений и методологических положений максимизация дохода или приращение капитала могут быть достигнуты по правилу либо чистой дисконтированной стоимости, либо внутрифирменной нормы прибыли.

В том и другом случае требуется правильное определение стоимости капитала. Она представляет собой стоимость используемых для финансирования проектов ресурсов. Величина капитала может быть определена на рынке или рассчитана как альтернативная стоимость. При оценке инвестиционного проекта стоимость капитала должна выполнять роль минимального норматива окупаемости затрат, который перекрывается приемлемыми результатами. Идеальным будет такой вариант проекта, когда стоимость капитала автоматически устанавливает величину общего инвестиционного бюджета предприятия, так как должны выбираться решения, обеспечивающие возможность получения доходов, равных или превосходящих стоимость капитала. Такая инвестиционная политика ведет к максимизации прибыли и благосостояния акционеров, поскольку в стратегические планы предприятия включаются только те проекты, которые увеличивают общую сумму его чистого дисконтированного дохода.

В процессе планирования капиталовложений на стратегические или долгосрочные проекты стоимость капитала и совокупные доходы будут неопределенными. В связи с этим при расчетах обычно предполагается, что общая стоимость фондов на рынке отражает не только существующую цену денежных средств с учетом доходов будущего периода, но также и степень риска, связанного с их использованием в любом конкретном предприятии. Кроме того, необходимо учитывать предполагаемый период осуществления инвестиционного проекта, привлечение собственных или заемных денежных средств, планируемые ставки рефинансирования и кредитования проектов и многие другие факторы неопределенности как внутренней среды, так и внешнего окружения предприятия.

В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвестиций являются собственные доходы предприятия, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из федеральных или региональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каждом из перечисленных источников финансирования капиталовложений существует много общих правил и особенностей максимизации результатов и минимизации затрат. Расширение источников финансирования капитальных вложений предприятия будет способствовать их дальнейшему экономическому развитию и повышению эффективности использования имеющихся основных производственных фондов, оборотных средств и других ресурсов.

Источник https://nalogmak.ru/bankrotstvo/investitsii-osushhestvlyaemye-v-forme-kapitalnyh-vlozhenij-vse-o-nalogah.html

Источник https://bujet.ru/article/222623.php

Источник https://eldomo.ru/finansy/nepomnyashhij-e-g-planirovanie-na-predpriyatii-planirovanie-kapitalnyh-vlozhenij

Предыдущая запись Все прибыли: названы самые выгодные инвестинструменты в 2021 году
Следующая запись Когда откроется торги на форекс. Как определить время открытия бирж на рынке Форекс по московскому времени