Бизнес-планирование: основы, понятия, разделы бизнес-плана
Содержание
Бизнес-планирование: основы, понятия, разделы бизнес-плана
Инвестиции
Бизнес-планирование является обязательным этапом перед началом инвестирования и оформляется путем составления бизнес-плана.
Бизнес-план – это документ, характеризующий все основные аспекты будущего предприятия (проекта).
Понятие и виды бизнес-планов
Виды бизнес-планов
Полный бизнес-план инвестиционного проекта – изложение для потенциального инвестора или партнера результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка и предполагаемых финансовых результатов проекта.
Концепт-план – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности и возможной степени участия в проекте.
Внутренний бизнес-план используется для целей внутрифирменного планирования и управления.
Бизнес-план компании (подразделения) ориентирован на изложение перспектив ее развития на предстоящий период с указанием основных финансовых и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций и других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством компании плана развития операционной деятельности подразделения для обоснования объемов и приоритетности централизованно выделяемых ресурсов.
Заявка на кредит (бизнес-план) предназначен для получения заемных средств на конкурсной основе для финансирования текущей деятельности.
Структура бизнес-плана
Бизнес-планирование подразумевает всеобъемлющее рассмотрение инвестиционного проекта.
Примерный перечень разделов бизнес-плана:
- резюме;
- описание компании и отрасли;
- описание товара;
- анализ рынка сбыта, стратегия и план маркетинга;
- план производства;
- организационный план;
- источники и объем требуемых средств;
- финансовый план;
- инвестиционный план; ;
- приложения.
Титульный лист
- название и адрес предприятия;
- руководитель предприятия (организации);
- ФИО и телефон;
- суть проекта (3–5 строк);
- характер строительства;
- сметная стоимость проекта;
- годы строительства;
- финансирование проекта (в процентах):
- собственные средства;
- заемные средства (отдельно – отечественные и иностранные);
- срок окупаемости проекта;
- наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (организации и даты утверждения);
- заявление о коммерческой тайне.
Резюме проекта (3–4 стр.)
- цели проекта;
- сущность проекта;
- преимущества продукции (услуг);
- ожидаемый спрос на продукцию;
- основные факторы успеха;
- ожидаемый экспорт продукции или замещение импорта;
- требуемые инвестиции;
- срок возврата заемных средств;
- решение социальных вопросов (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.).
Анализ положения дел в отрасли (3–4 стр.)
(назначением раздела является указанием на характер отрасли – развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
- общая потребность и объем производства продукции в регионе и России;
- ожидаемая доля предприятия по производству продукции в регионе или в России;
- потенциальные конкуренты их сильные и слабые стороны;
- какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.
Общая характеристика проекта или продукции
- описание продукции или услуги и их применение;
- отличительные качества продукции;
- на какой стадии жизненного цикла находится продукт?;
- наличие товарного знака, патентов, свидетельств и т.д.
Производственный план
Назначение раздела – аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели.
- специфические требования к организации производства; , его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость;
- сырье и материалы, поставщики и ориентировочные цены;
- альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
- форма амортизации, нормы амортизации;
- себестоимость намечаемой к производству продукции;
- структура капитальных вложений (строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты);
- сроки ввода и освоение мощностей;
- обеспечение экологической и технической безопасности.
План маркетинга
В разделе должно быть показано, что реализация товара не вызывает серьезных проблем.
- конечные потребители;
- является ли предприятие монополистом?
- характер спроса (равномерный или сезонный);
- характеристика конкуренции и конкурентов;
- какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам?
- обоснование цены на продукцию;
- организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта);
- послепродажное обслуживание.
Организационный план
- организационно-правовая форма предприятия (условия создания и партнерства, учредители и принадлежащие им доли);
- акции (сколько выпущено и сколько предполагается выпустить);
- руководящий состав, краткие биографические справки;
- кто обладает правом подписи финансовых документов;
- распределение обязанностей между членами руководящего состава.
Финансовый план
- объем инвестиций;
- объем финансирования проекта по источникам и периодам;
- условия предоставления кредитов; ;
- прогнозный баланс доходов и расходов; (срок окупаемости, внутренний коэффициент эффективности и др.);
- оценка структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и т.д.).
Инвестиционный план
- инвестиционного проекта;
- оценка финансовой реализуемости инвестиционного проекта.
Анализ рисков
- качественное описание рисковых ситуаций;
- количественная оценка потенциальных рисков (например, анализ чувствительности проекта, безубыточности и т.д.);
Итак, бизнес-планирование подразумевает составление бизнес-плана. Чем более точно будут спрогнозированы входные параметры расчетов, тем более точный результат оценки эффективности проекта будет получен.
Следовательно, бизнес-планирование ориентированно на снижение рисков для инвестора.
С примерами реальных бизнес-планов Вы можете ознакомиться в разделе “Бизнес-планы“.
Ниже, нажав на кнопку, можно проверить, насколько хорошо Вы разбираетесь в
Источник https://investolymp.ru/biznes-planirovanie.html
Источник
Источник