Российско-Оманский деловой совет: Москва и Маскат могут сотрудничать в финансовой сфере
«Возможности в финансовой сфере существуют, что подтвердил наш последний визит в Оман и беседы в одном из банков. Учитывая изменения в подходах к сотрудничеству с Россией банков соседних стран, вопрос архиважный и требует немедленных действий», — сказал Дергачев.
Он добавил, что вопрос налаживания прямых межбанковских отношений носит актуальный характер, но отсутствие работы в этом направлении приводит к трудностям в прямых и портфельных инвестициях.
По словам эксперта, привлекательность исламских финансовых инструментов (сукуков) подтверждается постоянным ростом объёмов производимых с их использованием операций.
«Преимущество данного вида облигаций заключается в их низкой волатильности и тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения», — отметил Дергачев.
Он подчеркнул, что «целесообразно озаботиться подготовкой кадров, обладающих соответствующими знаниями в области исламской экономической модели, созданием соответствующего правового поля, что не потребует внесения коренных изменений в российское законодательство».
ДОСТУП РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА К СЭЗ В ДУКМЕ
Дергачев заявил, что у российских компаний есть возможность работать в Свободной экономической зоне (СЭЗ) в Дукме, дорога для предпринимателей, которые готовы заниматься реальной производственной деятельностью, открыта уже сейчас.
«Возможность работы в Свободных экономических зонах (СЭЗ), куда дорога для предпринимателей, готовых заниматься реальной производственной деятельностью, открыта уже сейчас», — сказал он и отметил, что в случае вывоза продукции создаваемого здесь предприятия за рубеж доходы полностью освобождаются от налогов.
«Причем менеджеры СЭЗ Дукм — одной из восьми созданных с целью привлечения в страну инвестиций в Омане зон — приезжали в Россию и рассказывали о преимуществах работы здесь ещё в 2019 году, однако на моей памяти нет ни одного случая, когда российский бизнес двинулся бы сюда на всех парах», — добавил эксперт.
По мнению Дергачева, существуют определённые опасения ввиду отсутствия у российского делового сообщества практики работы в СЭЗ Омана, «однако всегда кто-то должен быть первым».
«И главное — надо помнить, что только представители реального сектора экономики смогут получить все необходимые преференции: так, как получилось в Египте, где аналогичная зона в Порт-Саиде превратилась в перевалочную площадку для спекулятивных операций с импортируемым товарами, в Омане не получится», — заявил он.
Вместе с тем Дергачев считает менталитет российских предпринимателей является проблемой развития сотрудничества с Оманом.
«Чтобы понравиться любому арабскому бизнесмену, надо продукт завернуть в красивую обертку и умело показать, проявив максимум политкорректности и пиетета, уважения к его религии и мнению. Увы, зачастую наш менталитет берёт верх, понимания никто не ищет, а потом всё сворачивается под предлогом отсутствия квалификации у контрагента либо сваливается на «трудности перевода» по «доброй традиции», памятной мне по былым временам», — пояснил он и отметил, что извечной проблемой развития сотрудничества с Оманом заключается ментальность как оманских, так и деловых партнеров России. По его мнению, с российской стороны «зачастую отсутствует понимание специфики взаимоотношений с арабскими, в данном случае, с оманскими бизнесменами».
ПОСТАВКИ ТОВАРОВ
Оман может стать окном для транзита не только нефти, но и в целом российских товаров в ближневосточный регион и страны Юго-Восточной Азии, заявил Дергачев.
«Целесообразно позиционировать Оман в более широком плане: как окно в ближневосточный регион и в страны ЮВА», — сказал Дергачев, отвечая на вопрос агентства о том, может ли Султанат стать перевалочным пунктом или хабом для российской нефти, перевозимой танкерами в Азию.
Он отметил, что географическое расположение Омана позволяет рассматривать страну как центр трансграничных перевозок и обслуживания транспортных потоков в направлении Север-Юг.
«Развитие логистического хаба Индия-Иран-Оман мы бы рассматривали в качестве центрального узла в Персидском заливе и Центральной Азии, где оманский порт Сохар, по замыслу самих оманцев, должен сыграть ключевую роль», — добавил эксперт.
Дергачев обратил внимание, что Оман расположен «буквально напротив Ирана» и этот фактор имеет немаловажное значение в контексте развития транспортного коридора «Север-Юг».
«То есть, так называемое «плечо» весьма маленькое, а значит и транспортная составляющая в конечной цене незначительна, о чём стоит всерьёз задуматься», — подчеркнул он.
Кроме того, добавил эксперт, в перспективе предполагается создание единой железнодорожной сети, связывающей все страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), начало которой было положено весной этого года созданием эмирато-оманской компании для строительства первого отрезка сети.
«Её общая протяжённость должна составить 2244 километра и соединить три основных порта Омана с государствами Персидского залива, что даст и нам возможность упрощённой перевалки грузов через Султанат», — заключил Дергачев.
Полный текст интервью читайте на сайте ria.ru в 10:00
https://1prime.ru/finance/20230701/840966816.html